Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка реальной значимости налоговых поступлений в формировании доходов субъекта РФ на примере республики Татарстан и получение количественной оценки их значимости.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджета республики Татарстан. Объект исследования – это динамика и изменения в структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучение основ формирования бюджетов субъектов РФ
Оценка значения налогов при формировании бюджета субъекта РФ
Анализ нормативно-правовой базы налоговых поступлений в бюджет
Изучение изменений в налоговом и в бюджетном законодательстве за последние три года
Анализ изменений в структуре налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.
Анализ динамики изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.
Анализ прогнозов изменений объемов налоговых поступлений в бюджет Татарстана
Предложение путей совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………2
Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ
Основы формирования бюджетов субъектов РФ.……………………………..…....4
Значение налогов при формировании бюджета субъекта РФ……………….…….7
Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет…………………………………………………………………………...…....11
Анализ изменений законодательства и их влияния на структуру и динамику налоговых доходов Республики Татарстан
Анализ изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в период с 2008 по 2011 годы …………………………………………………………………...…….18
Анализ изменений в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г……………………………………………………………………..…...29
Динамика изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.……………………………………………………………..…..……36
Прогноз функционирования и способы совершенствования действующей системы формирования налоговых доходов Республики Татарстан
Прогнозы изменения суммы налоговых поступлений в бюджет Татарстана…………………………………………………………………………….41
Пути совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Татарстан…………..44
Заключение…………………………………………………………………………………...…48
Список использованных источников………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.93 Кб (Скачать файл)

Необходимо  обратить внимание на то, что ни один из элементов структуры доходов  бюджета Республики Татарстан не имеет постоянной доли в суммарном  объеме поступлений в бюджет. Рассмотрим более подробно каждый налог в  отдельности.

Налог на прибыль был стабилен в 2006-2007г.г., но, начиная с 2008 года, обладает явной тенденцией к снижению. Как и предполагалось раньше это может быть связано со снижением ставки налога на прибыль, что и привело к общему снижению поступлений от налога в бюджет.

Налог на доход физических лиц обладает явной тенденцией к росту, таким  образом, можно сделать вывод, что  увеличение числа и размеров налоговых  вычетов по данному налогу не повлияло его долю в общем объеме доходов  бюджета. Так же можно сделать  о стабильном экономическом состоянии  региона – ставка налога не увеличивалась, следовательно его рост обусловлен ростом налоговой базы, то есть новыми рабочими местами или возросшими доходами населения.

Как уже упоминалось выше, налог на игорный бизнес, начиная с 2009 года не входит в состав налоговых доходов  бюджета Татарстана.

Что касается акцизов, до 2008 года изменения  их поступлений в бюджет не обладают единой тенденцией, однако, начиная  с 2008 года, они обладают явной тенденцией к росту, что говорит о том, что изменение ставок на определенные группы подакцизных товаров было целесообразно и положительно повлияло на доходы бюджета рассматриваемого субъекта РФ.

Налог на имущество предприятий обладает явной тенденцией к росту, но, так  как ставка налога не менялась, а  лишь, наоборот, появлялись новые льготы по этому налогу, можно вновь подтвердить вывод о стабильном экономическом состоянии региона, так как в этом случае рост доходов по налогу на имущество организаций осуществляется либо за счет роста числа предприятий, либо за счет увеличения их активов.

Налог на добычу полезных ископаемых занимает малую долю в структуре доходов  Татарстана, но при этом относительно более стабилен, нежели другие налоги. Это связано с наличием в регионе  месторождений нефти и высокой  долей предприятий нефтеперерабатывающей  отрасли (более 39% по региону), а также  высокой экономической стабильностью  региона.

Транспортный  налог, также занимает не самую значительную долю в общей структуре доходов  бюджета, но обладает стабильной тенденцией к росту. Это связано с тем, что несмотря на общее снижение ставок по налогу на федеральном уровне (минимальные  ставки), на региональном уровне ставки остались на высоком уровне, что  позволило поддержать достаточно высокую  собираемость налога.

Исходя  из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы о влияния изменений в законодательстве на поступления налогов в бюджет:

  • Из-за снижения ставки налога на прибыль поступления от этого налога в бюджет снизились, несмотря на ужесточение контроля признания расходов организациями и низкую долю в промышленности региона сельского хозяйства (менее 4%)
  • Благодаря стабильному экономическому положению региона, увеличение налоговых вычетов по НДФЛ не повлияло на стабильный рост доли налога в структуре доходов бюджета, так же как и создание льготных тарифов по налогу на имущество организаций не повлияло на собираемость этого налога
  • Изменения в ставках акцизов положительно повлияли на поступления данного налога в бюджет, то есть привели к их увеличению
  • Игорный налог, за счет изменения законодательства и создания выделенных игорных зон, больше не входит в состав доходов бюджета Татарстана
  • Транспортный налог, несмотря на снижение ставок на федеральном уровне, на региональном уровне обладает тенденцией к росту, так как, в соответствии с законодательством республики Татарстан,  ставки по данному налогу выше минимально установленных законом.

Чтобы более полно оценить влияние  налоговых поступлений в бюджет Татарстана рассмотрим динамику их изменения.

 

2.3. Динамика изменений  налоговых поступлений в бюджет  Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.

Рассмотрим  темпы прироста всех элементов налоговых  доходов бюджета республики Татарстан.

Таблица 2.7

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

доходы

 

78,5%

22,8%

1,9%

-13,8%

34,6%

-29,9%

налоговые доходы

 

196,2%

11,1%

18,3%

-6,4%

31,0%

-24,3%

- налог на прибыль организаций  

 

344,7%

50,8%

3,9%

-11,0%

6,4%

-46,1%

- налог на  доходы  физических  лиц

 

79,8%

-28,7%

14,1%

8,8%

94,3%

-21,8%

- налог на игорный бизнес   

 

276,7%

111,8%

151,9%

-70,4%

-90,7%

-100,0%

- акцизы               

 

210,2%

-7,4%

-7,4%

-12,0%

85,1%

30,6%

- единый налог УСНО

   

21,4%

41,6%

-5,0%

69,3%

-4,8%

- единый с/х налог

     

170,8%

51,8%

-100,0%

 

- налог на имущество предприяий

 

198,6%

8,9%

155,4%

-50,4%

218,9%

-6,5%

- налог на добычу полезных ископаемых

 

-5,6%

20,2%

34,3%

53,9%

73,0%

-46,6%

- земельный налог 

 

566,6%

-94,5%

-100,0%

     

- транспортный налог 

 

875,9%

3,4%

-2,8%

-7,4%

67,2%

31,6%

- прочие налоги, сборы и  пошлины

 

-77,7%

-46,5%

273,3%

-40,9%

-64,2%

43,5%

Неналоговые доходы

 

117,6%

-23,0%

-19,5%

6,4%

33,8%

-89,0%

Безвозмездные перечисления

 

1,8%

91,8%

-31,0%

-47,4%

59,9%

-37,6%


Из  данных таблицы явно следует, что  никаких явных тенденций в  темпах прироста различных элементов  доходов бюджета нет, поэтому  при проведение анализа следует рассматривать налоговые дохода бюджета в целом. Для оценки динамики изменений в структуре доходов бюджета Республики Татарстан построим модель временного ряда. В качестве результативного фактора рассмотрим долю налоговых доходов в общих доходах субъекта РФ, так как относительный показатель более четко характеризует роль и влияние изучаемого элемента на целое. Занесем данные в таблицу:

Таблица 2.8

Годы

налоговые доходы бюджета

 
 

Y

T

 

НДБ

t

2004

43,55

1

2005

72,2

2

2006

65,41

3

2007

75,93

4

2008

82,42

5

2009

80,22

6

2010

86,57

7


Коэффициент корреляции между рассматриваемыми факторами равен 0,86, что говорит  о наличии между ними тесной прямой связи, то есть доля налоговых поступлений  в бюджет Татарстана имеет тенденцию  к увеличению.

Построим  графики различных типов линий  тренда, чтобы выбрать наиболее удачный  вариант:

Рисунок 2.2

По  данным рисунка практически невозможно выбрать наиболее удачную модель, поэтому выберем ту, у которой  коэффициент детерминации больше –  это логарифмическая модель. Для построения этой модели необходимы дополнительные данные, в частности расчет натурального логарифма от уровня временного ряда:

Таблица 2.9

Годы

налоговые доходы бюджета

   
 

Y

T

 
 

НДБ

t

ln (t)

2004

43,55

1

0

2005

72,2

2

0,69315

2006

65,41

3

1,09861

2007

75,93

4

1,38629

2008

82,42

5

1,60944

2009

80,22

6

1,79176

2010

86,57

7

1,94591


Оценим  логарифмическую модель:

 

B>0, это значит, что между показателями существует прямая связь. Коэффициент детерминации R^=0,87, что больше 0,3, следовательно модель является удачной.

 F-статистика равна 0,0022, что меньше 0,05, следовательно модель значима в целом по критерию Фишера. T-статистика параметра A равна 0,00015, T-статистика параметра B равна 0,0022. Оба значения меньше 0,05, следовательно, модель значима по параметрам по критерию Стьюдента.

Проверим  предпосылки метода наименьших квадратов:

Для проверки случайности остатков построим график:

Рисунок 2.3

На графике видно, что на данном участке функция имеет 4 экстремума. Рассчетное p0 для n=7 равно 2. P>P0, следовательно, остатки можно считать случайными.

Математическое ожидание остатков равно -7,10543E-15, что можно считать равным нулю.

d-статистика равна 1,552, что соответствует  третьему интервалу, то есть  автокорреляция остатков отсутствует.

RS-критерий равен 2,896, попадает в интервал [a;b], следовательно остатки распределены по нормальному закону.

Все предпосылки метода наименьших квадратов выполнены, следовательно, модель удачна и подходит для анализа  и прогноза.

Таким образом, рассмотренная логарифмическая модель является удачной и пригодна для анализа и прогноза, а изменение доли налоговых доходов бюджета происходит в соответствии с логарифмической функцией: она обладает тенденцией к постепенному росту с постоянно снижающимся темпом прироста.

Исходя из проведенного исследования, можно обобщить следующие выводы. В последние годы налоговое и  бюджетное законодательство обладают двумя основными тенденциями  – упрощение системы в целом  и облегчение налогового бремени  для налогоплательщиков. В связи с этим постоянно вносятся определенные изменения в законодательство, вследствие чего постоянно меняется структура доходов бюджетов субъектов РФ. На примере Республики Татарстан можно сказать, что из-за постоянных изменений законодательства структура бюджета достаточно нестабильна. Однако, неизменно растет доля налоговых доходов бюджета – несмотря на снижение их темпов прироста, их доля составляет не менее 80% в общей сумме доходов. Как показывает оценка временного ряда, данная тенденция в ближайшее время должна сохраниться; а для подтверждения полученных результатов необходимо сравнить полученный прогноз с данными на 2011 год и на плановый период 2012-2013 г.г.

 

3. Прогноз функционирования  и способы совершенствования  действующей системы формирования  налоговых доходов Республики  Татарстан

3.1 Прогнозы изменения суммы  налоговых поступлений в бюджет  Татарстана

10.12.2010г.  был опубликован Закон Республики  Татарстан от 01.12.2010г. «О бюджете  Республики Татарстан на 2011г.  и плановом периоде 2012г. и  2013г.», в котором содержаться  основные плановые характеристики  на 2011 год.

  • прогнозируемый общий объем доходов бюджета Республики Татарстан в сумме 92 658 222,4 тыс. рублей;
  • общий  объем  расходов бюджета Республики Татарстан в сумме 103 446 714,8 тыс. рублей;
  • дефицит бюджета Республики Татарстан в сумме 10 788 492,4 тыс. рублей.

Так же закон содержит информацию о государственном долге Республики Татарстан. Он регламентирует установить по состоянию на 1 января 2012 года верхний предел государственного внутреннего долга Республики Татарстан в размере 63 359 406,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел обязательств по государственным гарантиям в размере 19 466 840,0 тыс. рублей. Установить предельный объем государственного долга Республики Татарстан в 2011 году – в размере 69 078 832,7 тыс. рублей.

Рассмотри более подробно структуру  доходов бюджета Республики Татарстан  на 201 год и на плановый период 2012-2013г.г.

Таблица 3.1

 

2011

2012

2013

доходы

92 658 222,4

81 852 411,2

84 051 527,7

налоговые доходы

69082543,00

72404773,00

75826173,00

- налог на прибыль организаций  

25 000 000,00

24 775 000,0

25 270 500,0

- налог на  доходы  физических  лиц

21 696 000,00

23 735 400,00

26 061 600,00

- акцизы               

8 359 800,00

9 350 800,00

9 350 800,00

- единый налог УСНО

1 491 470,00

1 557 000,00

1 633 300,00

- налог на имущество предприятий

9 305 200,00

9 723 900,00

10 229 500,00

- налог на добычу полезных ископаемых

18 500,00

18 500,00

18 500,00

- транспортный налог 

1 953 700,00

1 973 300,00

1 993 200,00

- прочие налоги, сборы и  пошлины

22 636 838,0

25 042 000,0

23 190 823,5

Неналоговые доходы

870 269,0

838 522,0

834 993,0

Безвозмездные перечисления

22 705 410,4

8 609 116,2

7 390 361,7

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан