Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка реальной значимости налоговых поступлений в формировании доходов субъекта РФ на примере республики Татарстан и получение количественной оценки их значимости.
Предметом исследования являются налоговые доходы бюджета республики Татарстан. Объект исследования – это динамика и изменения в структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Изучение основ формирования бюджетов субъектов РФ
Оценка значения налогов при формировании бюджета субъекта РФ
Анализ нормативно-правовой базы налоговых поступлений в бюджет
Изучение изменений в налоговом и в бюджетном законодательстве за последние три года
Анализ изменений в структуре налоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 2004-2011 г.г.
Анализ динамики изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.
Анализ прогнозов изменений объемов налоговых поступлений в бюджет Татарстана
Предложение путей совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….…………2
Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ
Основы формирования бюджетов субъектов РФ.……………………………..…....4
Значение налогов при формировании бюджета субъекта РФ……………….…….7
Нормативно-правовое регулирование налоговых поступлений в бюджет…………………………………………………………………………...…....11
Анализ изменений законодательства и их влияния на структуру и динамику налоговых доходов Республики Татарстан
Анализ изменений в налоговом и бюджетном законодательстве в период с 2008 по 2011 годы …………………………………………………………………...…….18
Анализ изменений в структуре налоговых доходов Республики Татарстан за 2004-2011 г.г……………………………………………………………………..…...29
Динамика изменений налоговых поступлений в бюджет Республики Татарстан с 2004 по 2011 г.г.……………………………………………………………..…..……36
Прогноз функционирования и способы совершенствования действующей системы формирования налоговых доходов Республики Татарстан
Прогнозы изменения суммы налоговых поступлений в бюджет Татарстана…………………………………………………………………………….41
Пути совершенствования существующей системы формирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ на примере Республики Татарстан…………..44
Заключение…………………………………………………………………………………...…48
Список использованных источников………………………………………………………….50
Приложение……………………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.93 Кб (Скачать файл)

25. Выплаты  членам совета директоров не  признаются расходами (п. 48.8 ст. 270 НК РФ).

26. Уточнён  порядок представления уведомлений  об уплате налога на прибыль  через одно обособленное подразделение  (п. 2 ст. 288 НК РФ).

27. По  продуктивному скоту, буйволам, волам,  якам, оленям и другим одомашненным  диким животным (за исключением  рабочего скота) амортизация начисляется  в общеустановленном порядке  (п. 2 ст. 256 НК РФ).

28. Стоимость  лицензии по пользованию недрами  может равномерно учитываться  в расходах в течение двух  лет (абз. 8 п. 1 ст. 325 НК РФ).

29. Нулевая  ставка налога на прибыль для  сельскохозяйственных товаропроизводителей  будет применяться до 2012 г. (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 №  110-ФЗ).

Таким образом, основные изменения по налогу на прибыль связаны с изменением условий учета расходов организаций, в основном с начислением амортизации. Снижение ставки налога связано так  же с тем, что благодаря новым  методам учета затрат сокращается  вероятность сокрытия доходов.

В период с 2008 по 2011 годы можно выделить следующие  основные изменения, связанные с  налогом на доход физических лиц:

1. Увеличен  предельный размер стандартного  вычета на содержание детей,  а также размер доходов для  его предоставления

1.1. Повышен  до 1000 руб. размер вычета на  ребенка, а сумма дохода налогоплательщика  за год, до достижения которой  предоставляется такой вычет,  теперь составляет 280 000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

1.2. В  перечень лиц, имеющих право  на получение стандартного вычета  на ребенка, включен супруг (супруга)  приемного родителя (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

1.3. Стандартный  налоговый вычет на ребенка  в двойном размере может быть  предоставлен одному из родителей  (приемных родителей)  по их выбору (на основании заявления об отказе одного из них) (абз. 10 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

1.4. Стандартный  налоговый вычет на детей в  двойном размере предоставляется  единственному родителю (приемному  родителю), опекуну, попечителю (абз. 7 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Письма Минфина России от 25.11.2008 N 03-04-05-01/443, от 17.12.2008 № 03-04-06-01/374, от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399.

2. Увеличен  до 40 000 руб. предельный размер  дохода, при котором предоставляется  стандартный налоговый вычет  работнику в размере 400 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

3. Имущественный  налоговый вычет при приобретении жилья увеличен до 2 млн. руб. При приобретении жилья физическое лицо вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в сумме 2 млн.руб. (абз. 13 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). 
Действие этой нормы распространено на отношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

4. Дополнительные  страховые взносы на накопительную  часть трудовой пенсии в размере  фактических затрат, уплаченные  самим физическим лицом, включаются  в состав социального налогового  вычета (пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

5. Увеличен  размер социального налогового  вычета до 120 000 руб. (п. 2 ст. 219 НК РФ).

6. Взносы  на софинансирование формирования  пенсионных накоплений, уплачиваемые  в рамках государственной поддержки, НДФЛ не облагаются (п. 38 ст. 217 НК РФ).

7. Взносы  работодателя в пределах не  более 12 тыс. руб. в год в  расчете на каждого работника,  в пользу которого уплачивались  дополнительные страховые взносы  на накопительную часть трудовой  пенсии, НДФЛ не облагаются (п. 39 ст. 217 НК РФ).

8. Не  облагаются НДФЛ суммы возмещения  работникам затрат по уплате  процентов по займам (кредитам) на  приобретение или строительство  жилья (п. 40 ст. 217 НК РФ). 
Положения п. 40 ст. 217 применяются с 01.01.2009 до 01.01.2012 (Федеральный закон от 22.07.2008 № 158-ФЗ).

9. Бесплатно  предоставленное в собственность  военнослужащих жилье не облагается  НФДЛ  (п. 41 ст. 217 НК РФ).

10. Не  облагаются НДФЛ суммы платы  за обучение налогоплательщика  в российских и иностранных  образовательных учреждениях (п. 21 ст. 217 НК РФ).

11. Доход  в виде материальной выгоды  от экономии на процентах рассчитывается  налоговым агентом исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования  ЦБ РФ (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ).

12. При  расчете дохода в виде процентов  по рублевым вкладам в банках  ставка рефинансирования ЦБ РФ  увеличивается на пять процентных  пунктов (ст. 214.2 НК РФ).

13. При  вручении физическим лицам подарков, облагаемых НДФЛ (стоимостью более  4000 руб. - п. 28 ст. 217 НК РФ; подарки  меньшей стоимости НДФЛ не  облагаются),  организации и индивидуальные предприниматели должны удержать налог и исполнить иные обязанности налогового агента (пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ).

14. При  покупке у физического лица доли в уставном капитале организация не является налоговым агентом. С 1 января 2009 г. физические лица должны уплачивать налог самостоятельно не только при реализации находящегося у них в собственности имущества, но и при продаже имущественных прав (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Основные  изменения в законодательстве, регулирующем НДФЛ, связаны с предоставлением  налоговых вычетов, что напрямую не связано с формированием доходов субъектов РФ, но на практике могут снизить общую собранную сумму по налогу.

Основные  изменения в сборах налогов за пользование природными ресурсами  связаны с использованием водно-биологических  ресурсов по льготным ставка. Льготная ставка составляет 15%, но применяется  только к рыболовным компаниям (более 70% доходов должны получаться за счет рыболовства), зарегистрированным как  юридические лица и являющиеся поселкообразующими (более 50%  населения должны быть заняты на предприятии). Изменения ждут и налогообложение нефтяной отрасли: в течение трех лет планируется  постепенно выровнять экспортные ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты. При текущем налоговом режиме они примерно равны 40% и 70% от соответствующей  ставки на экспорт сырой нефти. По плану в 2011-2012 гг. они будут составлять соответственно 46.7% и 52.9% на темные продукты и 67% и 64% – на светлые. В 2013 году планируется  прийти к паритету на уровне 60% от пошлины  на нефть. По оценкам Минфина, такая  мера должна принести в бюджет дополнительно  около 50 млрд. руб. за три года.

Оптимизации подвергаются и ставки акцизов на подакцизные товары. Основные изменения  ставок по акцизам на алкогольную  продукцию представлены в таблице 1:

Таблица 2.1

 

 Алкогольная продукция: увеличение ставок акцизов в 2008–2010 гг. Вид подакцизного товара

Увеличение ставок акцизов по сравнению  с предыдущим годом, %

2008 г. 

2009 г. 

2010 г. 

Этиловый спирт 

23 руб. 50 коп. за 1 л безводного  этилового спирта 

7

6,6

6

Алкогольная продукция и спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового  спирта:

свыше 9% объема готовой  продукции;

до 9% объема готовой продукции 

162 руб. 00 коп. за 1 л безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах 

7,1–6 

6,9

6,5

5,9

6

Вина натуральные 

2 руб. 20 коп. за 1 л 

6,8

6,4

8

Вина шампанские

10 руб. 50 коп. за 1 л 

0

6,7

6

Пиво с нормативным содержанием  доли этилового спирта свыше 0,5 % до 8,6 %

2 руб 07 коп за 1 л 

32,4

6,6

5,8

Пиво с нормативным содержанием  доли этилового спирта 8,6 %

7 руб. 45 коп. за 1 л 

20

6,5

6


 Как видно из данных таблицы 1, единой тенденции в изменении ставки акцизов нет, но, тем не менее, в основном, они снижаются.

Рассмотрим  изменения ставок акцизов на сигаретные изделия, представленные в таблице 2:

Таблица 2.2

Общий порядок расчета суммы  акциза

Увеличение составляющей суммы  акциза в 2008–2010 гг.

Сигареты без фильтра, папиросы

Сигареты с фильтром


 

Сумма акциза = К х Тс + РС х Ас,

где К – кол-во сигарет или папирос, реализованных в налоговом периоде или ввезенных на территорию РФ;

Тс – твердая ставка акциза;

РС – расчетная стоимость;

Ас – адвалорная ставка акциза.

Твердая ставка акциза увеличивается на

20% (2008)

25% (2009) 27,8 % (2010)

23% (2008 г.)

21,1% (2009 г.)

22 % (2010 г.)

Адвалорная ставка акциза увеличивается на

0,5 % в год (каждый год) 


 Из данных таблицы следует, что ставка акцизов на табачные изделия имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению.

В 2011 году также  произошел ряд изменений:

  • С 01.01.2011 увеличены ставки акцизов на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы, значительно повысятся ставки на бензин, дизельное топливо и моторные масла. Устанавливаются дифференцированные ставки акциза на этиловый спирт. Производители продукции, не являющейся подакцизной (лекарства, парфюмерно-косметические средства), могут приобретать его по нулевой ставке. Одновременно к подакцизным товарам отнесены коньячный спирт, виноматериалы и напитки на основе пива (п. 1 ст. 193 НК РФ).
  • Ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо установлены в зависимости от класса топлива, установленного в Техническом регламенте, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118 «Об утверждении Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту"» (п. 1 ст. 193 НК РФ).
  • ФНС России в письме от 13.12.2010 № ШС-37-3/17401 разъяснила: до внесения соответствующих изменений в приложение № 2 к Порядку заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налогоплательщики вправе отражать в разделах налоговой декларации и приложениях к ней автомобильный бензин, не соответствующий классу 3 или классу 4, или классу 5 под кодом вида подакцизного товара - 661; автомобильный бензин класса 3 под кодом вида подакцизного товара - 662; автомобильный бензин класса 4 и класса 5 под кодом вида подакцизного товара - 663; дизельное топливо, не соответствующее классу 3 или классу 4, или классу 5 под кодом вида подакцизного товара - 631; дизельное топливо класса 3 под кодом вида подакцизного товара - 632; дизельное топливо класса 4 и класса 5 под кодом вида подакцизного товара - 633.
  • Производители алкогольной продукции или подакцизной спиртосодержащей продукции с 1 июля 2011 г. обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза (п. 8 ст. 194 НК РФ). Его необходимо внести в бюджет до отгрузки спирта. Размер платежа определяется исходя из общего объема закупаемого спирта и соответствующей ставки акциза.
  • Указанные производители могут не уплачивать авансовый платеж, если представят в инспекцию банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты данного платежа (п. 6 - 19 ст. 204 НК РФ).
  • С 01.07.2011 г. ст. 193 НК РФ дополнена п. 4, предусматривающим применение нулевых ставок акциза в отношении спирта этилового и (или) спирта коньячного при реализации данных подакцизных товаров лицам, предоставившим извещения об уплате авансового платежа акциза либо извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа. Уточнены положения главы 22 НК РФ, устанавливающие условия применения налоговых вычетов по акцизам (п. 2, 6 - 18 ст. 200, п. 17 - 18 ст. 201 НК РФ).
  • Статья 203 НК РФ с 01.07.2011 г. дополнена пунктом 6, устанавливающим порядок зачета (возврата) налогоплательщикам сумм уплаченных авансовых платежей.
  • С 1 августа 2011 г. объектом обложения акцизами признается передача произведенного этилового или коньячного спирта для дальнейшего производства алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции в структуре одной организации (пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ).
  • Установлен отдельный порядок уплаты акцизов по маркированным товарам, которые ввозятся на территорию России с территории государства - члена Таможенного союза (ст. 186.1 НК РФ).
  • Порядок отражения в налоговых декларациях по акцизам операций по вывозу подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию других государств - членов Таможенного союза разъяснен в письме ФНС России от 16.12.2010 № ШС-37-3/17864

Рассмотрим  более подробно изменения региональных налогов. Проанализируем изменение транспортного налога: изменения коснулись ст. 361 «Налоговые ставки» НК РФ: если раньше налоговые ставки, установленные на федеральном уровне в главе 28 НК РФ, могли быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ не более чем в 5 раз, то с 1 января 2010 года увеличение (уменьшение) может достигать 10 раз. В письме Минфина России от 3.12.2009 г. № 03-05-06-04/401 разъяснено, что такие поправки не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению ставок транспортного налога.

Кроме того, согласно ранее действовавшей  редакции НК РФ допускалось установление дифференциации ставок в зависимости  от категории и срока полезного  использования транспортного средства. С 1 января 2010 года такое основание  для разграничения ставок, как  срок полезного использования автомобиля, исключено. Пункт 3 ст. 361 НК РФ сформулирован  по-новому: слова «срока полезного  использования транспортных средств» заменены на «количества лет, прошедших  с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса». Кроме  этого, пункт дополнен новым абзацем: «количество лет, прошедших с  года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах  с года, следующего за годом выпуска  транспортного средства».

При этом законами субъектов РФ могут  быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости  от года их выпуска и экологического класса.

Основные  изменения 2011 года представлены в таблице 3:

Таблица 2.3

Что изменилось

С 1 января 2011 года

До 1 января 2011 года

Ставки  транспортно го налога П. 1 ст. 361 НК РФ Изменения внесены Федеральным  законом от 27.11.2010 № 307-ФЗ Автомобили легко вые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. 
(до 73,55 кВт) включительно

2,5

5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

7

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

10

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

15

свыше 250 л. с. 
(свыше 183,9 кВт)

15

30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно

1

2

свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

4

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

5

10

Автобусы  с мощностью двигателя (с каждой лошади ной силы): до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно

5

10

свыше 200 л. с. 
(свыше 147,1 кВт)

10

20

Грузовые  автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

5

свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

8

свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

10

свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

13

свыше 250 л. с. 
(свыше 183,9 кВт)

8,5

17

Другие  самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и  гусеничном ходу (с каждой лошадиной  силы)

2,5

5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно

2,5

5

свыше 50 л. с. 
(свыше 36,77 кВт)

5

10

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ на примере республики Татарстан