Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

налоги2.docx

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, это изменение  политики распределения налогового бремени между различными субъектами налогообложения.

Предложения по реформе поимущественных  налогов,  предусматривают сокращение налоговой базы по налогу на имущество  предприятий с одновременным  повышением налоговой ставки, а также  повышение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц с  одновременным понижением налоговой  ставки. Базовой при этом является идея о сохранении существующего  распределения налогового бремени  между бизнесом и населением. Если в текущих условиях подобное решение  имеет некоторые основания, то в  качестве стратегического оно может  вызвать серьезные негативные последствия, а именно: не оптимальность использования земли и недвижимости, поскольку оценки эффективности искажаются под влиянием различия в налогообложении и не позволяют обеспечить выбор наилучшего варианта.

Таким образом, уже сейчас было бы целесообразно создать предпосылки  для постепенного переноса части  налогового бремени по поимущественным  налогам с бизнеса на население, установив единую максимальную ставку по всем налогам на имущество либо, по меньшей мере, сделав эти ставки сопоставимыми. Этого можно было бы добиться, сохранив максимальную налоговую  ставку по налогу на имущество физических лиц на уровне 2%. Подобное решение  не означает, что в текущей ситуации местные органы власти в своей  массе будут устанавливать ставку данного налога на уровне, близком  к максимальному. Однако тем самым  будет обозначено стратегическое направление  федеральной налоговой политики, которое сможет воплощаться на местах.

Параллельно с совершенствованием системы поимущественного налогообложения, а частично и в рамках этого  совершенствования, необходимо содействовать  формированию предпосылок по переходу к налогу на недвижимость.

В сфере формирования налогового кадастра (реестра недвижимости) целесообразно  вести работу по двум направлениям. С одной стороны, необходимо обеспечить совместимость информационных систем, связанных с формированием, государственным  учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением  недвижимостью, а также сформировать механизмы обмена сведениями между  соответствующими ведомствами. Подобная задача поставлена в Федеральной  целевой программе «Создание  автоматизированной системы ведения  государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» на 2003–2008 гг. При этом необходимо добиваться максимального  упрощения процесса межведомственного  взаимодействия и введения санкций  за необоснованный отказ в предоставлении информации. С другой стороны, можно  упростить процесс ведения реестра, установив, что при невозможности  выявления собственника на тот или  иной объект недвижимости ответственным  за уплату налога является пользователь данного объекта. Подобный подход, используемый в некоторых развивающихся странах, рекомендуется экспертами также  для стран с переходной экономикой. Поскольку процесс регистрации  на настоящий момент связан с большими трансакционными издержками, как временными, так и материальными, данное  предложение наиболее приемлемое.

В сфере оценки недвижимости также  возможно использовать упрощенные механизмы.

Механизм упрощения, широко используемый в международной практике – это  оценка не отдельных объектов недвижимости, а групп данных объектов. Отнесение  объекта к той или иной группе в этой ситуации позволяет автоматически  определить его стоимость.  Так  или иначе, этот подход используется во Франции и Великобритании. Во многих развивающихся странах на общенациональном уровне формируются  специальные таблицы, подставляя в  которые параметры объектов недвижимости можно получить их оценку для целей налогообложения. Подобный подход, используемый на региональном уровне, представляет интерес и для России применительно к оценке недвижимости в средних и малых городах, где рынок не столь развит и недостаточно квалифицированных кадров для проведения грамотной оценки.

Как уже отмечалось выше, в настоящий  момент времени в нашей стране  проводится реформа каждого имущественного налога в отдельности.

Так налог на имущество физических лиц является местным и вводится по решению органов местного самоуправления. По этому налогу предполагается переход  к рыночной оценке имущества в  соответствии с методикой, утверждаемой на федеральном уровне.  Льготы по налогу значительно сокращаются  и устанавливаются единообразно путем фиксированного вычета из налогооблагаемой базы по каждому объекту недвижимого  имущества, подлежащего налогообложению  и находящегося в собственности  налогоплательщика.

Подобная реформа, безусловно, улучшит качество поимущественного налогообложения, и во многом будет  способствовать подготовке предпосылок  перехода к налогу на недвижимость.

В то же время ряд предлагаемых направлений реформы противоречит задаче формирования условий введения налога на недвижимость и делает эту  перспективу достаточно неопределенной. Так, отнесение налога на имущество  организаций к региональным, а  налога на имущество физических лиц  и земельного налога – к местным  ставит практически непреодолимую  преграду для налогообложения недвижимости как единого комплекса.

Что касается реформы земельного налога, то суть её состоит в том, что объектом налогообложения с 1 января 2006 года является кадастровая стоимость  земельного участка. У нас в стране несколько кадастров: государственный  земельный кадастр, градостроительный  кадастр, водный кадастр, лесной кадастр  и др. И нормативное упорядочение однозначной идентификации объектов недвижимости необходимо для защиты прав собственности на объекты недвижимости, их учета, в том числе и налогообложения. Основной смысл проведения кадастровой оценки земля состоит в том, что необходимо расписать всю российскую собственность. Раньше в нашей стране было всего две форма собственности: государственная и колхозно-кооперативная. Соответственно, кадастровые системы так и развивались: земельный кадастр определял качество земельных угодий, а БТИ хранили документы об инженерных особенностях зданий. При этом собственнику, которым де-факто являлось государство, не нужны были иные сведения. А теперь с введением различных форм собственности на объекты недвижимости, каждый человек хочет иметь государственную гарантию прав на свою собственность28.

По данным на конец 2005 года распределение  земель по формам собственности выглядит следующим образом (рис 3.3). Как видно  из представленных данных 92,4% земель все  ещё находятся в собственности  государства.

Рис. 3.3 Распределение земель РФ по формам собственности29 (%)

В свою очередь структура площади  земель находящихся  в частной  собственности представлена на рисунке 3.4.

Диаграмма наглядно показывает, что  большая часть земель находится  в собственности физических лиц, таким образом, проводимая реформа  коснется в первую очередь население и затронет интересы едва ли не каждой семьи. Поэтому подходить к решению данного вопроса необходимо очень осторожно.

В результате реформы в нашей стране должен сформироваться реестр прав. Его ведет  Росрегистрация, подведомственная Минюсту, а кадастр эту собственность подробно опишет. Многие экономисты  считают, что Россия недооценивает свою собственность, так как не имеет адекватного документального оформления своих активов, и они обращаются в мертвый капитал. Чтобы повысить капитализацию страны необходимо все описать и все учесть.  В общем, кадастр должен стать основой представления достоверной информации о собственности, и тогда она сможет обращаться на вторичном рынке. Но это дело не ближайших двух-трех лет.

Рис. 3.4 Площадь земель в частной собственности30 (млн. га)

Пока  не решены вопросы уведомления налогоплательщика  о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Не установлена  возможность в досудебном порядке  решать споры, связанные с правильностью  определения этой стоимости. Хотя в  проекте закона, который готовит Минэкономразвития, учитывается  факт несогласия человека с оценкой. Предполагается, что он сможет обратиться в апелляционную комиссию и будет возможность не доводить дело до суда.

Другой неурегулированный вопрос – периодичность проведения кадастровой  оценки для различных категорий  земель, а так же порядок актуализации сведений о кадастровой стоимости  земельных участков. Ясно только, что  обновляться кадастр должен постоянно. Ведь это живая система. Строительство, покупка квартир, межевание земель – все это идет перманентно. Значит, и информация, поступающая в кадастр, должна постоянно обновляться. Например, законодательством практически  не урегулирован порядок и полномочия по проведению кадастровой оценки и  утверждению результатов. В Ростовской области полномочия по проведению кадастровой  оценки предоставлены специальной  комиссии. Распоряжением губернатора  В.Ф.Чуба утвержден состав специальной  межведомственной группы. Она будет  координировать работу по подготовке данных, необходимых для исчисления земельного налога на основе кадастровой  стоимости земельных участков области. В её состав вошли представители  регистрационной и налоговой  служб, агентства кадастра объектов недвижимости, службы технической инвентаризации, министерства имущественных и земельных  отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области.

Реализация предлагаемых мер по усилению механизма налогообложения  недвижимого имущества позволит увеличить налоговые поступления  в местные бюджеты, что в свою очередь, позволит финансировать программы  улучшения жизни населения.

Рис. 3.5 государственной кадастровой оценки земель в РФ на 01.01.2006 г.31 (%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

С переходом  экономики на рыночные отношения  налоги прочно вошли в нашу жизнь. С тех пор процесс совершенствования  механизма исчисления налогов не прекращался ни на один день. Создавать  налоговую систему  пришлось практически  заново, при отсутствии достаточного отечественного опыта. Необходимо было сформировать современный механизм исчисления и уплаты налогов. Достижения были существенны, но и недостатков  много.

На новую качественную ступень  налоговая система России поднялась  с введением первой части Налогового кодекса РФ и принятием первых глав второй её части. Современный этап налоговой реформы характеризуется  дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами Налогового кодекса  РФ.

Налоги, взимаемые с физических лиц, имеют огромное значение не только как один из главных источников налоговых  доходов бюджета, но и как важный фактор, влияющий на экономическую  ситуацию  в стране. Так как  данная группа налогов затрагивает  основную часть экономически активного  населения. Поэтому в ходе реформы  основными её задачами  должны оставаться  справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам, снижение номинального налогового бремени и общее упрощение налоговой системы. Многое сделано с начала 90-ых годов, можно говорить о том, что налоговая система России в основном упорядочена и приспособлена к условиям рыночной экономики, но в то же время она далека от совершенства.

Таким образом, проблемы рассматриваемые  в моей  работе, имеют большое  практическое значение. В результате выполнения работы были изучены основные принципы налогообложения, соблюдение которых необходимо для построения эффективной  налоговой системы. Изучена проблема оптимального предела налоговых изъятий, которая является весьма актуальной  в нашей стране и переросла не  только в крупнейшую экономическую, но и социально политическую проблему. Так как длительное время при проведении налоговой политики не учитывался такой важнейший показатель, как предел налоговых изъятий.

В работе произведена классификация  системы налогов взимаемых с  населения, рассмотрены общие правила  исчисления и уплаты налогов взимаемых  с населения, их роль в бюджетной  системе страны.

Проведенное исследование показало наличие  некоторых проблем, возникающих  при налогообложении доходов  и имущества населения, среди  которых можно выделить следующие:

  • низкий уровень заработной платы и жизненного уровня основной массы населения, являющихся главными налогоплательщиками. Что является основной причиной того, что удельный вес налога на доходы физических лиц в доходной части бюджета в 2-3 раза меньше, чем в развитых странах;
  • неэффективное налоговое администрирование НДФЛ, в части предоставления налоговых вычетов. Если проблема порядка предоставления стандартных  вычетов в основном решена, так как право на их предоставление дано не только работодателям, но и всем налоговым агентам, то проблема изменения порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов далека от своего решения;
  • несоответствие отдельных положений налогового законодательства основным научным принципам налогообложения, что приводит к несправедливому перемещению налоговой нагрузки на лиц с низким уровнем дохода;
  • необходимость перехода при налогообложении имущества к единому налогу на недвижимость очевидна, при этом эксперимент показал, что введение налога на недвижимость вызывает существенные сдвиги в распределении налогового бремени, порождает множество технических и организационных проблем, требует политической воли как на уровне муниципального, так и регионального руководства;
  • возникает множество организационных и технических проблем в ходе реформирования земельного налога, в частности в при проведении кадастровой оценки земель.

Для решения указанных проблем, по мнению автора дипломной работы, целесообразно осуществить следующие  мероприятия:

  •    по повышению минимального размера оплаты труда, сокращению безработицы, обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, смягчение возможных негативных последствий реформ, улучшение демографической ситуации, развитие и рациональное использование трудового потенциала общества;
  •    предоставить право на предоставление налоговых вычетов всем налоговым агентам, что приведет к значительному снижению затрат как налогоплательщика так и налогового органа и соблюдению принципов удобности и экономии издержек;
  •    ввести прогрессивную шкалу ставки налога на доходы физических лиц и осуществить дифференциацию населения по  группам в соответствии с уровнем дохода, и установить необлагаемый минимум равный одному прожиточному минимуму;
  • параллельно с совершенствованием системы поимущественного налогообложения, а частично и в рамках этого совершенствования, необходимо содействовать формированию предпосылок по переходу к налогу на недвижимость. В частности в сфере формирования налогового кадастра (реестра недвижимости) необходимо обеспечить совместимость информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, а также сформировать механизмы обмена сведениями между соответствующими ведомствами. При этом необходимо добиваться максимального упрощения процесса межведомственного взаимодействия и введения санкций за необоснованный отказ в предоставлении информации.

Информация о работе Налогообложение физических лиц