Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

налоги2.docx

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Исчисляется налог налоговыми органами на основании данных органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с  ним, а также органов технической  инвентаризации. Эти органы обязаны  ежегодно до 1 марта представлять в  налоговый орган сведения, необходимые  для исчисления налогов, по состоянию  на 1 января текущего года.

Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится владельцами равными долями в  два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Серьезной проблемой при налогообложении  имущества является отсутствие регистрации  в органах коммунального хозяйства (БТИ) значительного количества построенных  физическими лицами в порядке  нового строительства домов, коттеджей, дач, без которой физическое лицо не может быть привлечено к налогообложению  как собственник этих строений. Кроме  того, достижению полного налогообложения  всех потенциальных плательщиков за имеющиеся в их собственности  объекты недвижимого имущества  и обеспечению реальности предъявляемых  гражданам сумм налога препятствуют как несоответствие инвентаризационной и страховой оценок строений, помещений  и сооружений, принадлежащих гражданам, реальной их стоимости, так и отсутствие по некоторым строениям инвентаризационной и страховой оценок вообще.

В Российской Федерации на сегодня учтено более 52 млн. человек  собственников почти 46 млн. строений. Государственная социальная поддержка  малоимущих слоев населения состоит  в том, что около 26 млн. человек  освобождено от уплаты налогов по закону, а это в основном пенсионеры, военнослужащие и некоторые другие категории граждан.

Налог с  имущества, переходящего в порядке  наследования или дарения взимался на основании Закона РФ от 22.12.1992 г. №4178-1 с последующими изменениями и  дополнениями. В соответствии с данным законом объектами налогообложения признавались: недвижимое имущество; транспортные средства; предметы антиквариата; паенакопления в различного рода  кооперативах, а так же вклады, находящиеся в учреждениях банков и других кредитных учреждениях.

Основанием  для уплаты данного налога являлись выдача нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверение ими  договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического  лица имущества на день открытия наследства  или удостоверения договора дарения  превышала соответственно 850-кратный  и 80-кратный установленный законом  размер минимальной месячной оплаты труда. Одновременно нотариусы и  лица уполномоченные совершать нотариальные действия в 15-дневный срок передавали справку о стоимости имущества, переходящего в собственность физического  лица в налоговые органы. На основании  этих данных, с учетом льгот предусмотренных  по данному налогу налоговые органы исчисляли сумму налога. Уплата налога производилась плательщиком на основании  платежного извещения не позднее  трехмесячного срока со дня его  вручения.

Ставка  налога определялась в зависимости  от стоимости наследуемого или получаемого  в дар имущества и степени  родства. Например, при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом  размера МРОТ ставка налога взимаемая  с наследников первой очереди  равна 42,5-кратного установленного законом  размера МРОТ + 10 процентов от стоимости  имущества, превышающей 1700-кратный  МРОТ. Соответственно ставка налога взимаемого с наследников второй очереди  и других наследников была выше.

С 2006 года этот налог отменен.

Земельный налог в Ростовской области в 2006 году взимается на основании Закона РФ 11.10. 1991 года N 1738-1. Согласно данному  закону плательщиками налога признавались собственники земли, землевладельцы и  землепользователи, кроме арендаторов. Основанием для взимания данного налога являлся документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок. Учет плательщиков земельного налога производился на основании списков плательщиков земельного налога, ведущихся районными городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству. Первичные списки составлялись по состоянию на 1 января текущего года и передавались в налоговые инспекции в месячный срок (до 1 февраля текущего года). Списки изменений за соответствующий месяц текущего года передавались в инспекции до 10 числа следующего месяца. На основании этих данных и ставок налога устанавливаемые органами местного самоуправления на каждый год, налоговые органы рассчитывали сумму налога и не позднее 1 августа вручали плательщикам платежные извещения об уплате налога. Суммы налога уплачивались равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Например, в г. Таганроге Ростовской области на земли сельскохозяйственного назначения были установлены следующие ставки (Таблица 2.9).

От уплаты налога освобождались и освобождаются в 2008 году.

- участники  Великой Отечественной войны,  а также граждане, на которых  законодательством распространены  социальные гарантии и льготы  участников Великой Отечественной  войны;

- инвалиды I и II групп;

- граждане, подвергшиеся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС и других радиационных  аварий на атомных объектах  гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний,  учений и иных работ, связанных  с любыми видами ядерных установок,  включая ядерное оружие и космическую  технику;

- Герои  Советского Союза, Герои Российской  Федерации, Герои Социалистического  Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

Таблица 2.9

Ставки налога на землю в г.Таганроге  Ростовской области на 2008 год

№ п/п

Назначение земли

Ставка налога (руб. за га)

1

Земли в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные  гражданам для ведения личного  подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса скота

151,2

2

Земли, предоставленные гражданам  в границах сельских населенных пунктов  для иных целей

6272,64

3

Земли несельскохозяйственного назначения вне населенных пунктов

5018,11


 

  1. С 2006 года осуществлен переход на иную систему налогообложения земли. После принятия в Ростовской области регионального закона о земельном налоге, в соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ, вступила в действие принципиально иная схема обложения земельных участков граждан.

Установлены налоговые ставки в следующих  размеров :

  1. 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных  к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в составе  зон сельскохозяйственного использования  и используемых для сельскохозяйственного  производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2)1,5 процента  в отношении прочих земельных  участков.

Определены  следующие порядки и сроки  исчисления, уплаты авансовых платежей по земельному налогу и земельного налога:

  1. налогоплательщики- организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают авансовые платежи по земельному налогу не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 октября текущего налогового периода. При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной четвертой налоговой ставки, установленной пунктом 5 настоящего решения;
  2. налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают земельный налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сумма земельного налога определяется как разница между суммой налога, исчисленной как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы, и суммами подлежащих уплате в течении налогового периода авансовых платежей по земельному налогу;
  3. налогоплательщики-физические лица уплачивают авансовые платежи по земельному налогу не позднее 1 июля и 1 ноября текущего налогового периода. При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третьей налоговой ставки, установленной пунктом 5 настоящего решения;
  4. налогоплательщики-физические лица уплачивают земельный налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сумма земельного налога определяется как разница между суммой налога, исчисленной как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.  

Транспортный  налог взимается на основании  гл. 28 НК РФ, а так же Закона Ростовской области от 18.09.2003г. «О транспортом  налоге». В соответствии с вышеуказанным  законом плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. В Законе так  же приведен перечень транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база в отношении транспортных средств имеющих двигатели - как мощность двигателя, а в отношении несамоходных транспортных средств - как валовая вместимость.

Налоговые органы исчисляют налог  на основании данных полученных ими  от органов осуществляющих государственную  регистрацию транспортных средств. Эти данные предоставляются по состоянию  на 31 декабря истекшего года до 1 февраля текущего года. Налоговым  периодом признается календарный год. Налоговое уведомление об уплате авансового платежа за текущий налоговый  период и окончательный перерасчет суммы налога за истекший налоговый  период вручается налогоплательщикам в срок не позднее 1 июня года текущего налогового периода. Авансовый платеж уплачивается в срок не позднее 1 июля текущего налогового периода. Разница  между суммой налога, подлежащей уплате  за истекший налоговый период и суммой авансового платежа уплаченного  в течение истекшего налогового периода уплачивается в срок не позднее 1 июля года, следующего за истекшим.

Ставки  устанавливаются в зависимости  от мощности двигателя или валовой  вместимости транспортных средств, категорий транспортных средств  в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного  средства, на 1 регистровую тонну  транспортного средства, либо единицу  транспортного средства. В 2006 году ставки налога увеличились на 20%.

Сумма налога исчисляется в отношении каждого  транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Льготы  предусмотрены для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, граждан награжденных орденом славы 3-ех степеней, инвалиды и лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, имущественное  налогообложение в отношении  физических лиц характеризуется действием разнообразных налогов в зависимости от вида облагаемого имущества.

 

3. Основные  направления развития и совершенствования  системы налогов с населения

 

3.1 Мероприятия  по совершенствованию процедур  взимания налогов с физических  лиц

С переходом  экономики на рыночные отношения  налоги прочно вошли в нашу жизнь. С тех пор процесс совершенствования  механизма исчисления налогов не прекращался ни на один день. Создавать  налоговую систему  пришлось практически  заново, при отсутствии достаточного отечественного опыта. Необходимо было сформировать современный механизм исчисления и уплаты налогов. Достижения были существенны, но и недостатков  много.

На новую  качественную ступень налоговая  система России поднялась с введением  первой части Налогового кодекса  РФ и принятием первых глав второй её части. Современный этап налоговой  реформы характеризуется дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами  Налогового кодекса РФ. В частности, затянулся процесс принятия глав НК РФ о налоге на имущество физических лиц и налога с наследства и  дарения, требует дальнейшего реформирования и налог на доходы физических лиц.

Формирование  механизма налогообложения доходов  физических лиц в России началось в 1991 г. с принятием закона «О подоходном налоге с физических лиц», предусматривающего прогрессивную шкалу ставок от 12% до 60%. В ходе реформирования налоговой системы с 1991 г. по 2000 г. ставки налога на доходы пересматривались восемь раз, что способствовало во многом развитию процесса сокрытия доходов и дестабилизации механизма налогообложения. При этом ставка налога с наименее обеспеченных граждан не менялась ни разу, что несправедливо, так как более 30% населении России получают доходы ниже прожиточного минимума

Принятие Налогового кодекса РФ, предусматривающего единую ставку налога на доходы для всех категорий налогоплательщиков, произошедшее, несмотря на отрицательное мнение ряда экономистов и опыт стран с развитой рыночной экономикой, по мнению других должно было способствовать собираемости налога и выводу доходов из теневой сферы.

Необходимо отметить, что если при  налогообложении доходов юридических  лиц в России применяется принцип  дифференциации, то его использование  в отношении доходов физических лиц отсутствует.

Однако, снижение ставки подоходного  налога с физических лиц до 13% независимо от уровня дохода не оказало существенного  воздействия на показатели прироста заработной платы и не привело  к раскрытию теневых доходов. Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированием доходов и уплатой налога.

Снижение  ставки подоходного налога было выгодно небольшой группе населения России, имеющей наибольшие доходы, так как ставка налога для них была снижена с 30% до 13%. Более того, в результате реформы доходы от долевого участия в предприятиях, иначе говоря, доходы в форме дивидендов, стали облагаться по ставке 9%, т.е. на 21 п.п. ниже, чем прежде. Заметим, что в настоящее время только доходы в форме дивидендов облагаются по ставке 9% другие же доходы от финансового капитала облагаются по общим ставкам (13% для физических лиц). По сути это является результатом лоббирования интересов акционеров крупных ресурсодобывающих компаний, получающих сверхприбыль и направляющих ее на выплату дивидендов. Доходы от финансового капитала должны облагаться по ставкам, действующим при налогообложении основных доходов (заработная плата), что будет более корректно и эффективно. Таким образом, часть сверхдоходов, получаемых собственниками предприятия, также будет вовлекаться в перераспределительный процесс.

Информация о работе Налогообложение физических лиц