Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87
Решение вопроса о высоте налогообложения было найдено американским экономистом А. Лаффером в середине 70-х гг. в рамках теории предложения, которая была основана на идеях неоклассической школы. А. Лаффер высказал идею о том, что не всегда высокая налоговая ставка ведет к максимизации доходов государства и что, возможно, сохранить или даже увеличить налоговые поступления при снижении налоговых ставок.
Он
выявил закономерность, характеризующую
связь между налоговой
Но вопрос
не так прост. Так как, кривая имеет
форму дуги и показывает, что наилучший
экономический результат
Принцип, предлагаемый Ф. Нитти, состоит в том, что «налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление. Слишком высокие налоги на потребление сокращают потребление и, следовательно, производство»20.
Кроме того,
сокращение производства касается рынка
обложенных налогами товаров. «Великий
вред слишком обременительных
Проблема оптимального предела налоговых изъятий является актуальной и в наше время. Особенно этот вопрос остро стоит в России. Ситуация в сфере налогообложения в России переросла не только в крупнейшую экономическую, но и социально политическую проблему. Основная причина в том, что в России длительное время при проведении налоговой политики не учитывался такой важнейший показатель, как предел налоговых изъятий. Реальное налоговое бремя можно рассчитать путем отношения сумм начисленных налоговых платежей к добавленной стоимости. Если говорить о налоговом бремени физических лиц, то оно может быть определено как отношение соответствующих начисленных налогов к суммарным личным доходам. Хотя полученные таким образом результаты не являются абсолютно точными, но на их основе, пусть и с определённой долей погрешности, можно судить о тяжести налогообложения физических лиц. Налоговая нагрузка на личные денежные доходы составляет в среднем 47 %.22 Наиболее благоприятное же налоговое бремя было бы в пределах 26-27%.23
Налоги с физических лиц существовали еще в глубокой древности. Известно упоминание о поголовном, или подушном налоге в XII-XIII веках до Рождества Христова в Вавилоне, а также в Китае и Персии. В древнем Египте взимался поземельный налог. Его размер определялся с большой точностью. Так, во времена Страбона (I век до Р.Х.) существовали два «нилометра», посредством которых велись наблюдения за уровнем воды в Ниле, лежавшие в основе расчета будущего налога.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Финансовая
система Руси стала складываться
по мере объединения Древнерусского
государства, то есть с конца IX века.
Основным источником доходов княжеской
казны была дань. Это по сути дела
сначала нерегулярный, а затем
все более систематический
Мудростью
Олега в отношении
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Поехав за очередной данью к древлянам, Игорь обременил их тягостным налогом, а получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был жестоко убит.
Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой души мужского пола и со скота.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. Главным прямым налогом являлись данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Был введен ряд налогов: ямские, пищальные—для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство «засек» — укреплений на южных границах Московского государства.
Еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти.
Иван Грозный (1530-1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.
Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг.
Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам».
Кроме прямых податей, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.
При царствовании Романовых налоговая система делалась все более разветвленной.
Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), стала постоянной (по Уложению 1649 года) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам.
С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20 процентов.
Была введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество.
В царствование Петра I (1672-1725) преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов. В этот период, помимо стрелецкой подати, вводятся военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли». Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования.
Усилиями прибыльщиков в январе 1705 года была наложена пошлина на усы и бороды. В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно: переход к подушной подати. До 1678 года единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом. С 1678 года такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем.
Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.
В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь — для малоимущих людей.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII веках. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (или поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.
В области налогообложении в России крупные преобразования были в период царствования Екатерины II. Прежде всего она внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Были отменены промысловые налоги и подушная подать с купцов и установлен гильдейский сбор.
Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население России, то при Екатерине II это не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 года «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей»24. Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения. Таковы были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.).
Существовали
специальные государственные
Кроме государственных налогов взимались местные.
В 1863 году в налоговой системе России произошли изменения, связанные с экономическими реформами Александра II. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи, другие строения, пустующие земли. Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 году и связана с именем министра финансов Н.Х.Бунге (1823-1895). Чтобы осуществить это, пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в выкупные платежи.
Наиболее крупным из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога определялась городской Думой в процентах с чистого дохода, получаемого отданных имуществ. При невозможности оценки чистого дохода за основу обложения бралась стоимость имущества.
В 1799
в Англии укоренился подоходный налог
в связи с войнами с
Современное подоходное налогообложение в большинстве стран, в том числе в Российской Федерации, основано на идее совокупного годового дохода. Оно родилось не сразу. С 1805 года в Англии, а вслед за ней во Франции, в ряде германских государств доход расчленялся на определенные категории, по каждой из которых были свои специфические способы исчисления налогов. Следующей ступенью стало введение дополнительного начислявшегося на совокупный доход прогрессивного налога. К этому пришли во Франции, в Саксонии, а с 1910 года в Англии. В США федеральный подоходный налог введен с 1913 года. Высокие доходы, получаемые бюджетами от этого налога, обусловлены бурным ростом экономики в XX веке и изменением ее структуры, резким увеличением налоговых ставок с 5—10 процентов до 15-50 и более процентов, введением системы прогрессивного налогообложения, совершенствованием техники установления и взимания налогов, ужесточением контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.
После Октябрьской революции 1917 г. был установлен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, дополняющий собой систему регулярных прямых налогов. Он взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем по плательщикам. Эта раскладка производилась таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог падал на богатую часть городского населения и богатых крестьян. Беднота полностью освобождалась от этого налога.