Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87
Необходимо подчеркнуть, что обратной стороной реформы явилось ухудшение положения налогоплательщиков с наименьшими доходами, доля которых преобладает.
Во-первых, в результате реформы ставка возросла на один процентный пункт.
Во-вторых, сумма, не подлежащая налогообложению
для большинства
Недостатки налогового механизма перераспределения доходов свидетельствуют о необходимости его совершенствования. В связи с тем, что целью налоговой реформы является перенос налогового бремени с юридических на физических лиц, реформа налога на доходы может развиваться по двум направлениям. Первое направление может предусматривать возврат к прогрессивной шкале, позволяющей регулировать перераспределение национального дохода. Вторым путем является сохранение единой ставки с последующим ее увеличением и таким образом, повышением налоговых сборов за счет наименее обеспеченных и наиболее многочисленных граждан.
По мнению некоторых экономистов, реформирование налога на доходы физических лиц необходимо проводить в течение 4 лет и два этапа.
На первом этапе предлагается ввести
прогрессивную шкалу и
- население с уровнем доходов на уровне прожиточного минимума;
-средний
класс населения с доходами
более одного прожиточного
- высокообеспеченное население с доходами превышающими 10-кратный размер среднего дохода, т.е. более 50 тыс.руб.
При этом необлагаемый минимум должен быть зафиксирован на уровне одного прожиточного минимума. Таким образом, первая группа населения с доходами на уровне прожиточного минимума, утвержденного Правительством РФ, будет освобождена от уплаты налога. Отметим, что для налогоплательщиков, в отношении дохода которых предусмотрена необлагаемая сумма в размере 400 руб. и входящих во 2 и 3 группу, согласно классификации, на первом этапе предлагается отменить стандартные налоговые вычеты. Этот процесс произойдет практически незаметно в виду несущественности влиянии налогового вычета на уровень доходов налогоплательщиков, получающих доходы, превышающие прожиточный минимум. Наряду с этим другие стандартные налоговые вычеты должны быть повышены до уровня прожиточного минимума. Ставка налога для второй группы населения с доходами более одного прожиточного минимума и до 50 тыс. руб. останется прежней (13%). В связи с чрезмерной дифференциацией доходов для населения с доходами более 50 тыс.руб. на первом этапе планируется ввести ставку 20%. Такая ставка обусловлена средним уровнем ставок налогов на доходы мелкого и крупного бизнеса, что позволит систематизировать ставки налогов на доходы экономических субъектов в России.
Второй этап реформы является по сути формальным, так как на этом этапе предлагается повышение диапазона доходов для отнесения населения к первой группе, в результате чего необлагаемый размер дохода составит два прожиточных минимума. Соответственно вторую группу составит население с доходами от двух прожиточных минимумов до 50 тыс.руб., а третью — свыше 50 тыс.руб. Необходимо отметить, что при значительном изменении уровня жизни, возможен пересмотр абсолютного значения уровня доходов для отнесения населения ко второй и третьей группам, исходя из десятикратного среднемесячного дохода по стране. Таким образом, повысятся не только доходы населения, но и эффективность налогового механизма регулирования доходов населения.
В настоящее время одной из широко
обсуждаемых проблем в научной
литературе и общественных кругах является
возможность возврата к прогрессивной
шкале по НДФЛ. Такой законопроект
был представлен на рассмотрение
Государственной Думы РФ в начале
2005 года. Вместе с тем, принципиальное
изменение методов исчисления налога
законодатели посчитали несвоевременным.
Действительно, повышение уровня налоговых
ставок окажет негативное воздействие
на уровень доходов физических лиц
со средним достатком. Лица, имеющие
крупные и особо крупные
Вскоре после окончательного отклонения Думой законопроекта о дифференцированной ставке подоходного налога законодательное собрание Пермской области подготовило к внесению в нижнюю палату Федерального Собрания поправки о зачислении налога на доходы физических лиц по месту жительства плательщика, а не по месту его работы.
Впервые
проблему зачисления подоходного налога
в казну по месту жительства работника
в 1996 году поставило законодательное
собрание Амурской области, с аналогичной
инициативой выступили
Плюсы перехода на уплату подоходного налога по месту жительства, как считают разработчики законопроекта, в первую очередь состоят в формировании некой ответственности плательщика за благосостояние казны своего региона. Если налоги будут поступать в тот самый бюджет, из которого граждане получают социальную поддержку, в глазах населения, по мнению авторов проекта, усилится зависимость между наполнением бюджета и его расходами на те или иные социальные нужды. Если субфедеральные власти не будут иметь в своем распоряжении хотя бы одного источника доходов, уровень поступлений от которого напрямую бы зависел от численности населения и уровня его доходов, они вряд ли станут заботиться о создании комфортных условий для проживания граждан, говорят авторы законопроекта. Ведь сегодня многие регионы ведут активную политику по привлечению на свою территорию инвестиций как источника налоговых доходов. Однако нет ни одного региона, который заботился бы о привлечении на свою территорию жителей, поскольку для властей "лишнее" население скорее источник бюджетных расходов, чем доходов.
Для самих жителей, помимо чисто гипотетического усиления заботы местных властей о благосостоянии региона, зачисление подоходного налога в местный бюджет может упростить порядок получения налоговых вычетов. По сегодняшним правилам вычеты предоставляются из того бюджета, куда поступили налоги. Из-за этого временной разрыв между подачей декларации для подтверждения права на вычет и поступлением денег на личный счет в Сбербанке превышает полгода
Как признает Минфин, предложение
о перераспределении между
В целом положительный отзыв на законопроект дала Счетная палата, которая в своих рассуждениях идет дальше и признает, что вслед за переводом подоходного налога на уплату по месту жительства назреет необходимость и перевода его в разряд региональных, а возможно, и местных налогов. По мнению некоторых аудиторов Счетной палаты, это было бы актуально, так как распределение налогов по уровням власти имеет крен в сторону центра, а регионы, по сути, должны довольствоваться двумя налогами - на имущество организаций и на игорный бизнес. Правда, как предупреждает Счетная палата, решение о зачислении подоходного налога по месту жительства плательщика, если оно будет принято, может иметь неожиданные последствия: следующим шагом станет желание регионов самим варьировать ставку этого налога. А это уже вопрос политический.
Более активно в настоящее время
реформируется система
Замена существующей системы поимущественных
налогов местным налогом на недвижимость
имеет ряд преимуществ. Во-первых,
данный налог имеет относительно
менее мобильную налоговую базу
и способен обеспечить местные бюджеты
достаточно стабильными налоговыми
поступлениями. Во-вторых, при зачислении
основной части доходов от данного
налога в местные бюджеты налог
на недвижимость в значительной степени
отвечает принципу получаемых выгод. В-третьих,
администрирование этого налога
включает в себя сбор, обработку
и актуализацию дифференцированных
для различных местностей данных,
доступных органам местного самоуправления.
В то же время переход к
Прежде всего, для создания эффективной
системы налогообложения
Налог на недвижимость выступает
как альтернатива сложившейся системе
поимущественных налогов, включающей
налог на землю, налог на имущество
предприятий и налог на имущество
физических лиц. Существующие налоги имеют
не только различные объекты
Сложившаяся в России система поимущественного налогообложения подвергается заслуженной критике. Наиболее общая проблема состоит в том, что оценка налогооблагаемой базы оторвана от рыночной стоимости, что снижает эффективность и справедливость налогообложения.
Кроме того, отмечаются недостатки отдельных налогов. Ставки налога на землю и связанной с ним арендной платы нестабильны и непредсказуемы, могут существенно изменяться практически ежегодно. Наиболее удачным признается регулирование налога на имущество физических лиц. Однако этот налог взимается по столь низким ставкам, со столь низко оцененной налоговой базы и имеет столь широкий перечень налоговых льгот, что сборы по нему сопоставимы с затратами на его администрирование.
Ещё одной проблемой, является различие в ставках налога на имущество предприятий и налога на имущество физических лиц. Из-за того, что ставка налога на имущество предприятий выше ставки налога на имущество физических лиц, многие объекты недвижимости оформляются на граждан27. Для решения данной проблемы, необходимо ввести единый налог на имущество.
Фактически совершенствование
данного типа налогообложения могло
пойти двумя путями. Либо как совершенствование
каждого из поимущественных налогов,
устранение характерных для него
искажений. Либо как отказ от раздельного
налогообложения земли и
По мнению многих экономистов с введением налога на недвижимость необходимо повременить, так как только к 2010 году в едином кадастре объектов недвижимости будут учтены все здания, сооружения и постройки. Только тогда можно будет провести их массовую оценку и подготовить реальную платформу для начисления налогов с каждого, в «индивидуальном порядке». А пока в нашей стране проводится реформа имущественных налогов, о чем будет подробнее сказано ниже.
Выбор варианта, связанного
с совершенствованием трех поимущественных
налогов, а не ускоренным переходом
к налогу на недвижимость, в сложившихся
условиях представляется вполне оправданным.
Эксперимент показал, что введение
налога на недвижимость вызывает существенные
сдвиги в распределении налогового
бремени, порождает множество
Таким образом, оптимальной
стратегией можно считать
Исходя из перспективы перехода к налогу на недвижимость существующие предложения по реформе поимущественного налогообложения было бы целесообразно модифицировать, по меньшей мере по двум направлениям.
Во-первых, это закрепление
всех поимущественных налогов за
муниципальным уровнем. Подобное решение
создает предпосылки для