Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87
Ставки налога подверглись наиболее существенным изменениям. Так максимальная ставка для налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц с 35,6% уменьшена до 26%. При этом 20% налога уплачивается в Федеральный бюджет, 3,2% в ФСС, 0,8 – ФФОМС, 2% - ТФОМС. С 2006 года в ФСС –2,9%, в ФФОМС-1,1%.
Сумма налога,
подлежащая уплате в Фонд социального
страхования Российской Федерации,
подлежит уменьшению налогоплательщиками
на сумму произведенных ими
Сумма налога
(сумма авансового платежа по налогу),
подлежащая уплате в федеральный
бюджет, уменьшается
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода
налогоплательщики исчисляют
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. Декларация по ЕСН в приложении №6.
Наибольший удельный вес среди всех налогоплательщиков, описанных выше налогов, являются физические лица, что видно из следующей табл. 2.3.
Анализируя данные таблицы можно
сделать вывод о преобладании
налогоплательщиков - физических лиц
в общей массе
Таблица 2.3
Количество налогоплательщиков зарегистрированных на территории г. Таганрога
№ п/п |
Уплачиваемые налоги |
01.01.2006 |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
Изменение на 01.01.08г. по сравнению с 01.01.06г.(%) | ||||
Юридические лица |
Физические лица |
Юридические лица |
Физические лица |
Юридические лица |
Физические лица |
Юридические лица |
Физические лица | ||
1. |
НДС |
338 |
347 |
342 |
359 |
344 |
423 |
101,7 |
121,9 |
2. |
НДФЛ |
- |
497 |
- |
505 |
- |
592 |
119,1 | |
3. |
Земельный налог |
102 |
16969 |
114 |
17180 |
266 |
17266 |
260,7 |
101,7 |
4. |
ЕНВД |
64 |
547 |
69 |
598 |
71 |
668 |
110,9 |
122,1 |
5. |
Упрощенная система |
15 |
53 |
26 |
58 |
51 |
62 |
340 |
116,9 |
6. |
ЕСХН |
39 |
59 |
37 |
62 |
36 |
71 |
92,3 |
120,3 |
Из табл. 2.3. видно, что большую часть налогоплательщиков составляют плательщики земельного налога, к началу 2007 года их число достигло 17266 человек. В то же время относительный прирост данной группы плательщиков составил 1,7%, что намного меньше, чем по остальным налогам. Наибольший прирост составили налогоплательщики единого налога на вменённый доход, за два года прирост составил 121 человек или 22,1%. По плательщикам единого сельскохозяйственного налога так же наблюдается динамика к росту. Прирост по состоянию на 01.01.2008г. по сравнению с их количеством на 01.01.2006г. составил 20,3%. Но если проследить динамику изменения количества плательщиков - юридических лиц данного налога прослеживается противоположная тенденция. Это можно объяснить изменением статуса крестьянских фермерских хозяйств юридических лиц, и их переходом в статус налогоплательщиков – физических лиц.
Основным налогом, взимаемым с населения, является налог на доходы физических лиц. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Правовые основы взимания данного налога установлены главой 23 НК РФ. В частности ст. 207 НК определены плательщики как резиденты Российской Федерации, а так же лица получающие доходы от источников в РФ не являющиеся резидентами. Налог уплачивается по итогам налогового периода, которым согласно ст. 216 НК, признается календарный год.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиком как из источников в России, так и за её пределами. При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные налогоплательщиком, как в денежной, так и в натуральной форме, а так же доходы, полученные в виде материальной выгоды. По каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки, налоговая база определяется отдельно.
Базовая ставка в размере 13% применяется для расчета налога по всем видам доходов, за исключением тех, которые облагаются повышенными ставками. Особенностью данной ставки является то, что к облагаемым ею доходам возможно применение налоговых вычетов. При исчислении налога на доходы, облагаемые по ставкам 30% (доходы нерезидентов и дивиденды), 35% (выигрыши и материальная выгода) и 9% (дивиденды) налоговые вычеты налогоплательщику не предоставляются.
Исчисление налога может производиться:
По данному налогу предусмотрен широкий перечень льгот. Их можно разделить на две группы:
I группа. Освобождение от налога отдельных видов доходов (скидки)
Скидки могут быть ограниченные и неограниченные. Неограниченные скидки предполагают полное освобождение доходов от налогообложения. Состав доходов, не подлежащих налогообложению, представлен в приложении (Б).
Ограниченные скидки предусматривают
обложение налогом суммы дохода
превышающей установленный
II группа. Налоговые вычеты, которые в свою очередь, делятся на: стандартные (приложение Г), социальные (приложение Д), имущественные (приложение Е) и профессиональные (приложение Ж).
Неограниченные скидки можно условно разделить на: компенсационные выплаты, получаемые как от государства, так и от работодателя; периодические доходы, получаемые налогоплательщиком, которые не облагаются налогом, и доходы от реализации продукции подсобного хозяйства и иной продукции.
Ограниченные
скидки предусматривают различные
размеры ограничений. По компенсационным
выплатам эти размеры ограничены
законодательством, например в соответствии
с Приказом Министерства Финансов от
04.03.2002г №15-Н установлены
Стандартные налоговые вычеты предусматривают уменьшение налоговой базы на определенную сумму для определенных категорий налогоплательщиков. Например, стандартный вычет в размере 400 рублей предоставляется всем налогоплательщикам, чей доход не превысит 20000 рублей нарастающим итогом с начала года.
Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам в связи с осуществлением ими расходов: на благотворительность, обучение либо лечение. При этом предельный размер вычета ограничен в первом случае 25% от суммы дохода, в остальных 38000 рублей. При этом расходы должны быть документально подтверждены. Декларация по социальному налоговому вычету в приложении №7.
Профессиональный вычет
предоставляется индивидуальным предпринимателям,
лицам, осуществляющим работы по договорам
гражданско-правового
С 1 января 2006г. были внесены существенные поправки в порядок предоставления вычет.
Так размер стандартного вычета, предоставляемого на каждого ребенка в расчете на месяц, увеличен с 300 до 600 рублей, увеличен с 20000 до 40000 рублей суммарный размер дохода, при достижении которого предоставление права на получение такого вычета не применяется.
Существенные
изменения внесены и в порядок
предоставления имущественных вычетов.
В частности изменения
Кардинальные
изменения произошли и в
Теперь налогоплательщик имеет право обращаться за предоставлением вычетов к работодателю (налоговому агенту).
Относительно
профессиональных налоговых вычетов
изменения коснулись перечня
расходов отнесенных к данному виду
вычетов. В перечень включена государственная
пошлина, уплаченная в связи с
профессиональной деятельностью
Все перечисленные вычеты предоставляются налогоплательщикам, чьи доходы облагаются по ставке 13%. Но кроме базовой ставки 13%, в отношении некоторых доходов применяются иные ставки налогообложения. Виды доходов и соответствующие им ставки представлены в приложении 8.