Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

налоги2.docx

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Ставки налога подверглись наиболее существенным изменениям. Так максимальная ставка для налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц с 35,6% уменьшена до 26%. При этом 20% налога уплачивается в Федеральный  бюджет, 3,2% в ФСС, 0,8 – ФФОМС, 2% - ТФОМС. С 2006 года в ФСС –2,9%, в ФФОМС-1,1%.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального  страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками  на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального  страхования, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный  бюджет, уменьшается налогоплательщиками  на сумму начисленных ими за тот  же период страховых взносов (авансовых  платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый  вычет) в пределах таких сумм, исчисленных  исходя из тарифов страховых взносов. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение  отчетного периода по итогам каждого  календарного месяца налогоплательщики  производят исчисление ежемесячных  авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа  по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее  уплаченных сумм ежемесячных авансовых  платежей.

Уплата  ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа  следующего месяца.

По итогам отчетного периода  налогоплательщики исчисляют разницу  между суммой налога, исчисленной  исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых  платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления  расчета по налогу.

Данные  о суммах исчисленных, а также  уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым  воспользовался налогоплательщик, а  также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами  налога, уплаченными в течение  налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период. Декларация по ЕСН в приложении №6.

Наибольший удельный вес среди  всех налогоплательщиков, описанных  выше налогов, являются физические лица, что видно из следующей табл. 2.3.

Анализируя данные таблицы можно  сделать вывод о преобладании налогоплательщиков - физических лиц  в общей массе налогоплательщиков. При анализе изменения количества налогоплательщиков физических лиц  можно сделать вывод, что по всем налогам представленным в таблице, происходит увеличение числа физических лиц являющихся плательщиками того или иного налога.

Таблица 2.3

Количество налогоплательщиков зарегистрированных на территории г. Таганрога

№ п/п

Уплачиваемые налоги

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

Изменение на 01.01.08г. по сравнению с 01.01.06г.(%)

Юридические лица

Физические лица

Юридические лица

Физические лица

Юридические лица

Физические лица

Юридические лица

Физические лица

1.

НДС

338

347

342

359

344

423

101,7

121,9

2.

НДФЛ

-

497

-

505

-

592

 

119,1

3.

Земельный налог

102

16969

114

17180

266

17266

260,7

101,7

4.

ЕНВД

64

547

69

598

71

668

110,9

122,1

5.

Упрощенная система налогообложения

15

53

26

58

51

62

340

116,9

6.

ЕСХН

39

59

37

62

36

71

92,3

120,3


 

Из табл. 2.3. видно, что  большую часть налогоплательщиков составляют плательщики земельного налога, к началу 2007 года их число достигло 17266 человек. В то же время относительный прирост данной группы плательщиков составил 1,7%, что намного меньше, чем по остальным налогам. Наибольший прирост составили налогоплательщики единого налога на вменённый доход, за два года прирост составил 121 человек или 22,1%. По плательщикам единого сельскохозяйственного налога так же наблюдается динамика к росту. Прирост по состоянию на 01.01.2008г. по сравнению с их количеством на 01.01.2006г. составил 20,3%. Но если проследить динамику изменения количества плательщиков - юридических лиц данного налога прослеживается противоположная тенденция. Это можно объяснить изменением статуса крестьянских фермерских хозяйств юридических лиц, и их переходом в статус налогоплательщиков – физических лиц.

2.2 Правила  исчисления и уплаты налога  на доходы физических лиц

 

Основным налогом, взимаемым  с населения, является налог на доходы физических лиц. Его доля в  государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Правовые основы взимания данного налога установлены главой 23 НК РФ. В частности ст. 207 НК определены плательщики как резиденты Российской Федерации, а так же лица получающие доходы от источников в РФ не являющиеся резидентами. Налог уплачивается по итогам налогового периода, которым согласно ст. 216 НК, признается календарный год.

Объектом налогообложения  является доход, полученный налогоплательщиком как из источников в России, так  и за её пределами. При определении  налоговой базы учитываются все  доходы, полученные налогоплательщиком, как в денежной, так и в натуральной  форме, а так же доходы, полученные в виде материальной выгоды. По каждому  виду доходов, в отношении которых  установлены различные ставки, налоговая  база определяется отдельно.

Базовая ставка в размере 13% применяется для расчета налога по всем видам доходов, за исключением  тех, которые облагаются повышенными  ставками. Особенностью данной ставки является то, что к облагаемым ею доходам возможно применение налоговых  вычетов. При исчислении налога на доходы, облагаемые по ставкам 30% (доходы нерезидентов и дивиденды),  35% (выигрыши и материальная выгода) и 9% (дивиденды) налоговые вычеты налогоплательщику не предоставляются.

Исчисление налога может  производиться:

  1. Налоговым агентом, т.е. лицом, производящим выплату дохода. Исчисление налога производиться нарастающим итогом с начала календарного года. При этом следует раздельно исчислять налоговую базу, облагаемую по разным ставкам.
  2. Налоговым органом, при декларировании доходов. Срок уплаты по годовым перерасчетам - 15 июля. Индивидуальные предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой,  уплачивают авансовые платежи по налогу три срока: за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года; в размере половины годовой суммы авансовых платежей за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года; в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
  3. Налогоплательщиком самостоятельно. Этот порядок применяется в отношении индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой, при этом авансовые платежи исчисляются налоговым органом.

По данному налогу предусмотрен широкий перечень льгот. Их можно  разделить на две группы:

I группа. Освобождение от налога отдельных видов доходов (скидки)

Скидки могут быть ограниченные и неограниченные. Неограниченные скидки предполагают полное освобождение доходов  от налогообложения. Состав доходов, не подлежащих налогообложению, представлен  в приложении (Б).

Ограниченные скидки предусматривают  обложение налогом суммы дохода превышающей установленный законодательный  минимум. Ограниченные скидки представлены в приложении (В).

II группа. Налоговые вычеты, которые в свою очередь, делятся на:  стандартные (приложение Г), социальные (приложение Д), имущественные (приложение Е) и профессиональные (приложение Ж).

Неограниченные скидки можно условно  разделить на: компенсационные выплаты, получаемые как от государства, так и от работодателя; периодические доходы, получаемые налогоплательщиком, которые не облагаются налогом, и доходы от реализации продукции подсобного хозяйства и иной продукции.

Ограниченные  скидки предусматривают различные  размеры ограничений. По компенсационным  выплатам эти размеры ограничены законодательством, например в соответствии с Приказом Министерства Финансов от 04.03.2002г №15-Н установлены размеры  предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при  краткосрочной командировке на территорию зарубежного государства, в частности  при поездке в Болгарию эта  сумма составляет  80 долларов в  сутки. Процентные доходы ограничены ставкой  рефинансирования ЦБ. И последняя  группа ограниченных скидок предусматривает  конкретную сумму, установленную п.28 ст.217 НК РФ, необлагаемую налогом.

Стандартные налоговые вычеты предусматривают уменьшение налоговой  базы на определенную сумму для определенных категорий налогоплательщиков. Например, стандартный вычет в размере 400 рублей предоставляется всем налогоплательщикам, чей доход не превысит 20000 рублей нарастающим итогом с начала года.

Социальные налоговые вычеты предоставляются  налогоплательщикам в связи с  осуществлением ими расходов: на благотворительность, обучение либо лечение. При этом предельный размер вычета ограничен в первом случае 25% от суммы дохода, в остальных 38000 рублей. При этом расходы должны быть документально подтверждены. Декларация по социальному налоговому вычету в  приложении №7.

Имущественные вычеты предусматривают либо освобождение доходов налогоплательщика от продажи  имущества либо уменьшение налоговой  базы на сумму расходов на строительство (покупку) недвижимости. Размер вычета варьируется в зависимости от срока владения и вида имущества. При малом сроке владения имуществом установлены ограниченные размеры  вычета. Декларация по имущественному вычету в приложении №7.

Профессиональный вычет  предоставляется индивидуальным предпринимателям, лицам, осуществляющим работы по договорам  гражданско-правового характера  и лицам, получающим авторское вознаграждение. Профессиональные вычеты предоставляются  в размере документально подтвержденных фактически осуществленных расходов. Но,  как и остальные вычеты, законодатель ограничил размер вычета. В данном случае при не подтверждении   документально расходов налогоплательщику  предоставляется вычет в пределах установленных норм. Декларация индивидуального  предпринимателя  по профессиональному  вычету в приложении №9.

С 1 января 2006г. были внесены существенные поправки  в порядок предоставления  вычет.

Так размер стандартного вычета, предоставляемого на каждого ребенка в расчете  на месяц, увеличен  с 300  до 600 рублей, увеличен с 20000 до 40000 рублей суммарный  размер дохода, при достижении которого предоставление права на получение  такого вычета не применяется.

Существенные  изменения внесены и в порядок  предоставления имущественных вычетов. В частности изменения коснулись  продажи жилых приватизированных  помещений и сроков, в течение  которых определенное имущество  находилось в собственности физических лиц. Так, при определении размера  налоговой базы налогоплательщик –  физическое лицо имеет право на получение  им в налоговом периоде от продажи  жилых домов, квартир, включая приватизированные  жилые помещения, дач, садовых домиков  или земельных участков и долей  в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика  менее трех лет (ранее срок составлял  пять лет), но не превышающих в целом 1 млн. руб. Изменен порядок предоставления имущественного вычета.

Кардинальные  изменения произошли и в порядке  предоставления налогового вычета при  покупке либо строительстве нового жилья, что нашло отражение не только в конкретизации фактических расходов на новое строительство либо приобретение жилого дома или долей в нем, но и в детализации фактических расходов на приобретение квартиры, а также долей в ней.

Теперь  налогоплательщик имеет право обращаться за предоставлением вычетов к  работодателю (налоговому агенту).

Относительно  профессиональных налоговых вычетов  изменения коснулись перечня  расходов отнесенных к данному виду вычетов. В перечень включена государственная  пошлина, уплаченная в связи с  профессиональной деятельностью налогоплательщика.

Все перечисленные вычеты предоставляются  налогоплательщикам, чьи доходы облагаются по ставке 13%. Но кроме базовой ставки 13%, в отношении некоторых доходов  применяются иные ставки налогообложения. Виды доходов и соответствующие  им ставки представлены в приложении 8.

Информация о работе Налогообложение физических лиц