Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87
С 1 января 2005 года была снижена ставка налога на доходы в виде материальной выгоды при экономии на процентах за пользование кредитами при строительстве и приобретении жилья с 35% до 13%. С 6% до 9% повышена ставка на доходы граждан в виде дивидендов, полученных от долевого участия в деятельности организаций.
Анализ динамики удельного веса налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов разных уровней свидетельствует о ведущей роли этого налога. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета представлена в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Структура налоговых доходов
%
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Налоговые доходы, всего Из них 1. НДС |
100
41,7 |
100
44,7 |
100
36,4 |
100
23,6 |
100
24,0 |
2. Налог на прибыль предприятий |
12,8 |
15,0 |
19,6 |
36,1 |
19,6 |
3. Акцизы |
14,6 |
10,5 |
13,5 |
9,3 |
19,6 |
4. Таможенные пошлины |
23,9 |
15,7 |
14,1 |
12,1 |
6,1 |
5. Налог на доходы физических лиц |
3,0 |
10,8 |
11,5 |
12,1 |
18,1 |
6. Платежи за пользование природными ресурсами |
2,0 |
3,2 |
2,4 |
9,6 |
12,9 |
7. Прочие налоги и сборы |
2,0 |
0,4 |
2,5 |
2,1 |
1,2 |
Из табл.2.4. видно, что наметилась тенденция к снижению удельного веса косвенных налогов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации: если в 2003 году она составляла 80,2%, то в 2007 году – 49,7%. Этому способствует как рост собираемости прямых налогов, которые труднее администрировать, так и снижение ставок косвенных налогов и отмена налога с продаж.
В структуре налоговых доходов, мобилизованных на территории Ростовской области в 2007 году, на 7 видов налогов приходится 94% всех поступлений (рис.2.1).
Рис. 2.1. Структура налоговых доходов, поступивших в 2007 году в бюджетную систему РФ на территории Ростовской области, %.
Так, в общем объеме собранных в консолидированный бюджет РФ налогов (27390 млн.руб.) налог на доходы физических лиц составляет 25% (7402 млн.руб.), налог на добавленную стоимость 24% (6995 млн.руб.), налог на прибыль 15% (4329 млн.руб.), акцизы 14% (4033 млн.руб.), налог на имущество предприятий 8% (2301 млн.руб.), платежи за пользование природными ресурсами 5% (1523 млн.руб.).
Налог на доходы физических лиц становится наиболее динамично развивающимся в области налогом и занимает первое место. В 2007 году в консолидированный бюджет РФ мобилизовано 7402 млн.руб., что составляет 25% в общем объеме поступлений. Поступления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросли в 1,3 раза.
Для местных бюджетов налог на доходы физических лиц так же является одним из главных источников налоговых поступлений. Об этом свидетельствуют данные табл. 2.5.
Таблица 2.5
Анализ поступлений налога на доходы физических лиц в г. Таганроге Ростовской области в 2005-2007гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Изменение в 2007 г. к 2005 г., % |
1. |
НДФЛ, (тыс.руб.) |
27392 |
36289 |
51265 |
187,1 |
2. |
Всего налоговых доходов, (тыс.руб.) |
63775 |
262352 |
354587 |
555,9 |
3. |
Удельный вес, (%) |
42,9 |
13,8 |
14,4 |
- |
Из табл.2.5 видно, что в 2005 г. удельный вес налога на доходы в общей сумме доходов бюджета составляет почти половину всех поступлений или 42,9%. В 2006 и 2007 годах произошло резкое снижение удельного веса данного налога до 13,8% в 2006г. и 14,4% в 2007 г. Хотя в абсолютном выражении поступления данного налога за два года значительно увеличились и составили 23873 тыс. руб. или 187,1%.
Причиной снижения
доли налога на доходы в
общей сумме налоговых
Более наглядно динамика изменения поступлений налога на доходы представлена на рис. 2.2.
На рис.2.2. видно резкое увеличение в 2006 г. по сравнению с 2005 г. налоговых доходов, при достаточно стабильном увеличении налога на доходы. Существующий в настоящее время налог на доходы в совокупности с отчислениями в социальные внебюджетные фонды фактически являются налогом не на доходы населения, а на заработную плату, и, следовательно, вся тяжесть его ложится на мало и средне обеспеченные слои населения, получающие заработную плату, в то время как получающие высокие доходы
Рис 2.2 Динамика изменения поступлений НДФЛ в г.Таганроге за 2005-2007 г.г. (тыс. руб.)
лица за счет трансформации оплаты труда и доходов от собственности в процентные доходы, корпоративные издержки, неучтенные наличные средства, вывоза капитала и тому подобное на практике в значительной степени избегают налогообложения, по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих видов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля.
Поэтому с целью повышения уровня поступлений данного налога в бюджеты разных уровней необходимо совершенствовать не только налоговое законодательство, но и принимать меры по укреплению экономики государства, в частности повышению минимального размера оплаты труда, сокращению безработицы, так как основными плательщиками налога являются граждане со средними и ниже среднего доходами.
Наглядным примером стратегического подхода к укреплению экономических основ функционирования российского государства, является федеральный бюджет на 2008г. В основу бюджета положены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2010г., которые лишь с большим напряжением могут обеспечить удвоение ВВП к 2012г. Как известно, в 2004г. президентом Российской Федерации была поставлена задача удвоения ВВП за 10 лет. В послании Федеральному Собранию в мае 2005г. президент практически продлил этот срок еще на два года.
В налоговой системе важное значение имеют налоги с имущества физических лиц, так как они имеют затрагивают интересы десятков миллионов граждан
К имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами, относятся:
Общим для всех вышеперечисленных налогов является порядок их исчисления, так как их рассчитывают налоговые органы, а уплата производится физическими лицами на основании уведомлений рассылаемых налоговыми органами.
По сравнению с налогом на доходы, данная группа налогов составляет небольшую часть поступлений бюджета. Об этом свидетельствуют данные представленные в табл. 2.7.
Таблица 2.7
Объем поступлений имущественных налогов взимаемых с физических лиц в г.Таганроге Ростовской области за 2005-2007 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Изменение в 2007г. к 2005г. | ||||
тыс. руб |
уд. вес, (%) |
тыс. руб |
уд. вес (%) |
тыс. руб |
уд. вес (%) |
тыс. руб. |
% | ||
1. |
Налог на имущество |
360 |
13,43 |
662 |
12,72 |
676 |
11,21 |
316 |
187,7 |
2. |
Земельный налог |
278 |
10,38 |
502 |
9,64 |
544 |
9,03 |
266 |
195,6 |
3. |
Транспортный налог |
1883 |
70,19 |
3828 |
73,68 |
4624 |
76,68 |
2741 |
245,5 |
4. |
ИТОГО: |
2682 |
100 |
5198 |
100 |
6030 |
100 |
3348 |
224,8 |
5. |
Налоговые доходы |
63775 |
4,21 |
262352 |
1,98 |
354587 |
1,7 |
290812 |
555,9 |
Данные табл.2.7. свидетельствуют о том что, несмотря на небольшие поступления, суммы имущественных налогов в абсолютном выражении с каждым годом увеличиваются. Что касается относительной динамики, то стойкую тенденцию к росту показывает лишь транспортный налог. Введенный в 2004 году он составляет большую часть всех имущественных налогов - более 70%. Вторым по объемам поступления является налог на имущество. Увеличиваясь в абсолютных суммах, в процентном соотношении он уменьшается, так за 2005-2007гг. поступления данного налога увеличились на 316 тыс. руб. или 187,7%, а в относительном выражении его поступления сократились на 2,2%. Поступления остальных налогов так же увеличиваются, так в частности земельный налог за три года увеличился на 266 тыс. руб. или 195,6%. Удельный вес данных налогов так же сократился на 1,4% и 2,9% соответственно.
Налог на имущество физических
лиц взимается на основании Закона
РФ от 22.12.1992 N 4178-1с последующими изменениями
и дополнениями. Согласно этому закону
объектами налогообложения
Таблица 2.8
Действующие ставки налога на имущество физических лиц в 2007 г. в г. Таганроге
№ п/п |
Стоимость имущества |
Ставка налога |
1. |
До 300 тыс. рублей |
0,1% |
2. |
От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей |
было 0,2% стало 0,3% |
3. |
Свыше 500 тыс. рублей |
было 0,3% стало 2,0% |
На 2008 год установлены новые ставки.
Законодательно предусмотрен перечень лиц, пользующихся льготами, т.е. не уплачивающих налог. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу. В частности в г. Таганроге право на льготу имеют:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн и других боевых операций;
- военнослужащие, а также
граждане, уволенные с военной
службы по достижении
- лица, принимавшие непосредственное
участие в составе
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
- пенсионеры, получающими
пенсии, назначаемые в порядке,
установленном пенсионным
- родители и супругами
военнослужащих и