Налогообложение физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87

Файлы: 1 файл

налоги2.docx

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Одним из основных источников местного бюджета  был разовый сбор за торговлю. Он взимался с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу  товаров вразнос или вразвоз.

После 1917 г. были значительно увеличены ставки акцизов на предметы массового потребления. Разновидностью косвенного обложения был особый пятипроцентный сбор. Он взимался с кооперативов и частных торговых предприятий, а так же с отдельных лиц снабжающих население предметами личного потребления и домашнего обихода в размере 5 % их оборота.

Налогообложение сельских хозяев заменяла система продразверстки, представляющая собой способ заготовки  сельскохозяйственных продуктов. Он применялся до введения продналога, который заключался в обязательной сдаче крестьянскими  хозяйствами государству всех излишек  сельскохозяйственной продукции.

В условиях натурализации хозяйства и резкого  обесценения денег эффективность  денежных налогов снизилась, в связи, с чем в феврале 1921 г. их взимание было прекращено. В этот период их широкое распространение получили натуральные повинности, налагаемые на население. В период 1918-1922 гг. население привлекалось к заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива (трудовая повинность), поставке дров и т. д.

В период НЭПа продразверстка была заменена продналогом  – натуральный налог, взимаемый  с крестьянских хозяйств. Он был  значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

В 1922 г. был введён единый сельскохозяйственный налог. В первый год существования взимался как в денежной так и в натуральной форме. И давал около половины всех налоговых поступлений бюджета.

Вместе  с тем в период НЭПа взимались  налоги, которые действовали в  дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный налоги, налог с наследований и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор.

В 1930-32 гг. была проведена налоговая реформа. Была ликвидирована множественность  платежей в бюджет, путем введения подоходного налога. Акцизы были заменены налогом с оборота. Он становился формой твердо фиксированного централизованного  дохода государства. С физических лиц  так же взимались промысловый  налог и налог на сверхприбыль.

Во время  Великой Отечественной войны  были введены новые налоги в основном с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан  СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничъе-промысловых собак. Причем налоги  на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР являлись чрезвычайными. Были внесены существенные изменения в системы подоходного и поимущественного обложения физических лиц, сельскохозяйственного налога, единой государственной пошлины.

В послевоенный период налоговая система СССР осталась практически неизменной. По мере восстановления экономики проводилась отмена и  снижение налогов: был полностью  отменён военный налог, с большей  категорий плательщиков отменён  налог на холостяков, одиноких и  малосемейных граждан СССР.

В 1953  проводиться коренная реформа сельскохозяйственного налога: подоходное обложение заменяется погектарным, при котором сельскохозяйственный налог исчисляется по твердым ставкам с площади земельного участка.

В связи  с перестройкой в 1985 г., система платежей в бюджет была подвергнута коренному изменению. К основным мероприятиям того периода можно отнести установление платы за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. Граждане, имевшие патенты освобождались от уплаты подоходного налога.

Постоянные  изменения вносились в налоги, взимаемые с физических лиц, установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан о ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

Период 1991-1992 гг. характеризуется нацеленностью  на развитие предпринимательской деятельности граждан, её поддержку, что выразилось в установлении более низких ставок подоходного налога. Был введён налог  с продаж, который взимался в конечном итоге с потребителей через соответствующую  надбавку к цене товара.

В октябре  1991 г. начала создаваться налоговая система РФ. Были установлены: земельный налог, налог, зачисляемый в дорожные фонды, НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц. Формирование налоговой системы РФ было завершено принятием закона от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ».

       Новый этап в развитии налоговой системы в РФ начинался с 1 января 1999 г. со вступлением в действие частим первой  и с 1 января 2002 г. части второй Налогового Кодекса РФ. Часть первая формирует базовые моменты налогообложения в РФ. Во  второй части расписан порядок исчисления и взимания того или иного закона, в т. ч. и налогов взимаемых с физических лиц.  С момента принятия Налогового Кодекса в него вносятся различные изменения и дополнения.

 

 

2. Практические  аспекты исчисления и уплаты  налогов с физических лиц

2.1. Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация

 

Важная  составная часть налоговой системы  Российской Федерации — налоги и сборы с населения, с помощью которых государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике. К числу основных функций данной категории налогов относится обеспечение социальной справедливости в перераспределении доходов населения.

Наиболее  важными принципами, которые должны быть реализованы в налогообложении населения, являются разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющих учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые выгоды.

Состав  налогов уплачиваемых физическими лицами представлен в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Состав налогов, плательщиками  которых выступают физические лица в доходах консолидированного бюджета РФ в 2005-2007гг.25

№ п/п

Наименование показателей

2005 г., руб.

2006 г., руб.

2007 г., руб.

2007 к 2005, в %

 

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

770 028973

1 087 934780

1 779 385 706

247

1.

Налог на доходы физических лиц

241 850 576

495565160

574 488 338

238

2.

Налог на имущество физических лиц

1 257 398

1 955 639

3 089 705

245

3.

Земельный налог

13 001 984

21 800 068

44 074 933

338

4.

Единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности

22 186 300

9 788 683

25 604 428

115

5.

Единый сельскохозяйственный налог

300 500

450 986

501 926

167

6.

Государственная пошлина

7 031 258

7 758 480

8 184 718

116

7.

Единый налог, взимаемый в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения

4 810 200

10 216 821

24 517 457

509


 

Из приведенных  данных табл. 2.1. видно, что наибольший прирост составил единый налог, взимаемый по упрощённой системе, земельный налог и налог на имущество. Прирост поступлений  отмеченных налогов связывается, прежде всего, с изменением порядка формирования (оценки) налоговой базы. Анализ ситуации с поступлением налогов, плательщиками которых выступают физические лица, показывает, что их рост стал результатом проводимых в последнее время в России налоговых реформ, ориентированных на максимальное соблюдение базовых принципов налогообложения. 

Налоги, взимаемые с физических лиц можно  классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего, они подразделяются на:

  • прямые (налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог,  государственная пошлина);
  • косвенные (НДС, акциз).

В зависимости  от уровня бюджета, в который поступают  налоги:

  • федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина);
  • региональные (транспортный налог);
  • местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц,).

В зависимости от объекта  обложения:

  • имущественные (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог);
  • на доходы (НДФЛ, ЕСН);

С населения взимается  государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.

В зависимости от плательщика:

  • население (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина, НДФЛ);
  • индивидуальные предприниматели (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина, НДФЛ, ЕСН, НДС, акцизы, ЕСХН, ЕНВД, упрощенный налог, налог на игорный бизнес);

Таким образом,  налогообложение  индивидуальных предпринимателей осуществляется в том же порядке, что и население. Но для предпринимателей осуществляющих деятельность без образования юридического лица предусмотрена возможность  применения специальных режимов  налогообложения. 

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

Упрощенная, система налогообложения (УСН) не является отдельным видом налога — это специальный налоговый режим. Установлен и применяется данный режим на основании гл.26.2 НК РФ.

При применении УСН уплачиваются все иные налоги и сборы, за исключением:

  • налога на доходы физических лиц в части доходов от  предпринимательской деятельности;
  • НДС;
  • ЕСН;

— налога на имущество физических лиц в  отношении  имущества, используемого  для осуществления предпринимательской деятельности.

В общем  порядке уплачиваются страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование.

В добровольном порядке могут уплачиваться взносы в ФСС РФ на социальное страхование  работников на случай временной нетрудоспособности.

Установлен  ряд ограничений: для перехода и применения УСН.  При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения. Добровольный возврат возможен лишь с начала нового календарного года, если не нарушены условия применения УСН. Налогоплательщик вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. О переходе необходимо уведомить налоговый орган:

— при  превышении указанных ограничений  — в течение 15 дней по истечении  отчетного (налогового) периода;

— при  добровольном переходе — с начала нового года не позднее 15 января.

Для  перехода на УСН необходимо с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган. В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов.

Объект  налогообложения:

— доходы;

  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение трех лет с начала применения УСНО Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до 20 декабря.

Налоговая база устанавливается в зависимости  от выбранного объекта налога.

Налоговая ставка: 6% доходов, 15% доходов, уменьшенных  на величину расходов, но не менее суммы  минимального налога — 1% от доходов.

Уменьшение  суммы налога предусмотрено для  объекта налогообложения «доходы». Установлены два  вида вычетов, уменьшающих  сумму налога:                           

— страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование;

— уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий  по временной нетрудоспособности.

Налоговый период — календарный год. Отчетные периоды — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Уплата  налога и квартальных авансовых  платежей производится по месту  жительства индивидуального предпринимателя  единым платежом с последующим распределением по бюджетам органами федерального казначейства.

Информация о работе Налогообложение физических лиц