Налогообложение страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является построение рациональной системы налогообложения субъектов страхового рынка в России на основе развития методологических подходов и разработки рекомендаций по совершенствованию механизмов налогообложения страховой деятельности и страховых операций.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть значение и роль страховых организаций в рыночной экономике,
– исследовать структуру и динамику налоговых поступлений страховой организации,
– предложить направления совершенствования системы налогообложения страховых организаций.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы налогообложения страховых организаций 7
1.1. Значение и роль страховых организаций в рыночной
экономике 7
1.2. Особенности налогообложения страховых организаций 12
1.3. Нормативно – правовое обеспечение налогообложения
страховых организаций 18
2 Исследование системы налогообложения страховых организаций
(на примере ООО «РГС – Поволжье» – «Главное Управление
по Республике Мордовия») 22
2.1. Анализ финансово – хозяйственной деятельности
ООО «РГС - Поволжье» – «Главное Управление по Республике
Мордовия» 22
2.2. Исследование структуры и динамики налоговых поступлений
в бюджет 28
2.3. Оценка налоговой нагрузки страховой организации 35
3 Перспективы развития системы налогообложения страховых
организаций 39
3.1. Совершенствование системы налогообложения страховых
организаций 39
3.2. Развитие государственного регулирования налогообложения
страховых организаций 47
3.3. Зарубежный опыт налогообложения страховой деятельности и
возможности его применения в России 52
Заключение 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Налогообложение страховой деятельности.docx

— 502.56 Кб (Скачать файл)

При этом следует иметь  в виду, что чем сложнее, запутаннее и неопределеннее обоснование законности предполагаемого способа снижения налогового бремени (привлечение третьих  лиц, построение всей схемы оптимизации  исключительно на пробелах законодательства и др.), тем выше вероятность, что  оно вызовет претензии у контролирующих органов [41, с. 43 – 45].

Для снижения рисков при  проведении мероприятий по оптимизации  ООО «Росгосстрах» рекомендуется  придерживаться следующих принципов:

Принцип разумности.

Разумность в налоговой  оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.  
Особенно важно это правило в схемах налоговой оптимизации налога на прибыль за счет увеличения расходов в целях налогообложения.  
Дело в том, в соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть обоснованными. В тоже время согласно абзацу 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ: «Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме».

Представляется, что экономическая  оправданность затрат является оценочной  категорией, а это означает, что  само установление оправданности или  неоправданности становится причиной налоговых конфликтов.

Принцип комплексного расчета  экономии и потерь.

При формировании того или  иного способа налоговой оптимизации  ООО «Росгосстрах» должно быть рассмотрено  изменение налогообложения деятельности предприятия в целом и учтены расходы на проведение мероприятий  по оптимизации.

Во–первых, всестороннему  анализу должны быть подвергнуты  возможные последствия внедрения  конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов.

Во–вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать  требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного  и т. д.).

При осуществлении налоговой  оптимизации нужно уделить пристальное  внимание документальному оформлению операций в ООО «Росгосстрах».

Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для ООО «Росгосстрах» порядка  налогообложения.

Суммы, отраженные в документах бухгалтерского учета ООО «Росгосстрах», должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных  платежей. Основание для перечисления денежных средств в платежных документах должно соответствовать формулировке заключенного договора. Это необходимо для более эффективной защиты интересов предприятия в случае возникновения спора, так как в случае каких-либо расхождений очень трудно будет доказать, что платеж осуществлялся именно в соответствии с заключенным договором.

Принцип комплексной налоговой  экономии (принцип многообразия применяемых  способов минимизации налогов).

Хотелось бы отметить, что  распространено мнение, что можно  снизить налоговые платежи, используя  одну чудодейственную схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая  оптимизация приносит только при  использовании всех методов в  комплексе.

Не рекомендуется ООО  «Росгосстрах» строить налоговую  оптимизацию на основе пробелов в  законодательстве. Такая деятельность является квалифицированной, требует  индивидуального подхода и сопряжена  с риском, поскольку, как показывает практика, в данном случае защита интересов  налогоплательщика должна осуществляется только в судебном порядке. Прогнозировать же направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

Аргументация того или  иного метода оптимального налогообложения  ООО «Росгосстрах» должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского  законодательства [30, с. 64 – 67].

Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском  и т.д.).

При формировании системы  налогового законодательства РФ не учитывалась  взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной  правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства [25, с. 10].

Так, согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или  ином властном подчинении одной стороны  другой, в том числе к налоговым  и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено  законодательством. Иными словами, по общему правилу нормы гражданского права к налоговым правоотношениям  не применяются. И это несмотря на то, что гражданское законодательство выступает основанием для большинства  операций, порождающих обязанность  по уплате налогов.

Следовательно, порядок регулирования  отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования  тех же отношений установленный  налоговым законодательством в  целях налогообложения существенно  различаются [2].

Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в  настоящем Кодексе, применяются  в том значении, в каком они  используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим  Кодексом». Иными словами, в ряде случаев фискальное содержание тех  или иных терминов в российском законодательстве сохраняется [1].

В настоящее время правила  бухгалтерского учета применяются  к порядку налогообложения только в случаях прямо предусмотренных  налоговым законодательством. Во всех остальных случаях соответствия порядка бухгалтерского отражения  операции и ее учета в целях  налогообложения не существует. В  целях налогообложения порядок  ведения бухгалтерского учета ООО «Росгосстрах» корректируется с учетом требований налогового законодательства.  Поэтому при построении любой схемы оптимизации следует учитывать наличие самостоятельной системы налогового учета.

Принцип конфиденциальности.

ООО «Росгосстрах», распространяющееся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, что в конечном итоге может лишний раз вызвать негативное отношение со стороны государственных органов.

Существует вероятность, что примененный налоговым оптимизатором  метод будет принят на вооружение другими предпринимателями и  приобретет массовое распространение, что впоследствии неизбежно вызовет  оперативное изменение законодательства.

К специальным методам  налоговой оптимизации ООО «Росгосстрах»  относят:

– метод замены отношений,

– метод разделения отношений,

– метод отсрочки налогового платежа,

– метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т. д.) может  быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает ООО «Росгосстрах» в выборе формы  и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. В силу диспозитивности  гражданского права стороны могут  заключить любой договор, содержащий любые условия, если он не противоречит общему смыслу гражданского законодательства. ООО «Росгосстрах» вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность  операции как в чисто экономическом  плане, так и с точки зрения налогообложения.

На этом и базируется метод  замены отношений: операция, предусматривающая  обременительное налогообложение  заменяется на операцию, позволяющую  достичь ту же или максимально  близкую цель, и при этом применить  более льготный порядок налогообложения.

В современных экономических  условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет ООО  «Росгосстрах», прежде всего, экономить  оборотные средства.

ООО «Росгосстрах», применяющее  метод признания доходов в  целях налогообложения по начислению, может отстрочить уплату налога на прибыль путем установления в  договоре особых условий по переходу права собственности. В договоре необходимо указать, что следующее: «Право собственности на товар переходит  в момент оплаты».

Отсрочка уплаты налога в  бюджет может возникнуть в случаях  взаимной задолженности (по разным договорам) – до погашения этой задолженности (в том числе и путем зачета взаимных требований).

Самым радикальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения (один из способов обхода налогов) – воздержание  от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т. д.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного  влияния на хозяйственную деятельность  ООО «Росгосстрах».

Действующее налоговое законодательство позволяет ООО «Росгосстрах»  в некоторых случаях значительно  уменьшить сумму уплачиваемых налогов  путем выбора системы налогообложения (режима налогообложения) [44, с. 13 – 18].

 

3.2 Развитие государственного  регулирования налогообложения  страховых организаций

 

На сегодняшний день одним  из важнейших факторов, препятствующих развитию национального страхования, является несовершенство системы налогообложения  в страховой сфере, так как  именно понятие «страховая сфера» охватывает всех субъектов национального страхового рынка: страхователей, страховщиков-перестраховщиков, а также взаимоотношения между  ними.

История мирового развития страхования наглядно демонстрирует: для развития страхового рынка необходимы как правовые, так и экономические  стимулы для всех участников страхового процесса.

На себестоимость в  размере 1 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг) относятся платежи (страховые  взносы) по добровольному страхованию  средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской  ответственности организаций –  источников повышенной опасности, гражданской  ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи  по заключенным в пользу своих  работников договорам страхования  от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам  с негосударственными пенсионными  фондами, имеющими государственную  лицензию.

Однако для  дальнейшего  развития страхового рынка необходимо установление  3% ставки включения  в состав себестоимости затрат на проведение страхования. Как показывает опыт других стран (не только развитых, но и развивающихся), там приняты  ставки 3 % – 5 %, а  в некоторых включение  в себестоимость затрат на страхование  вообще не ограничиваются.

Отечественному страховому рынку не в новинку разговоры  о переходе на общую систему налогообложения. В конце 2005 г., а затем в апреле 2006–го президент поручал подготовить  нормативные акты для перевода рынка  на общую систему налогообложения. Теперь реформой занялся Минфин, и  предложил смешанную модель налогообложения. При этом у каждого разработчика свое видение того, как считать  доходы и затраты СК. В результате рынок уже несколько лет лихорадит. Страховщики уже потратили много  сил на подготовку обоснований и  убеждения госчиновников: рациональнее сохранить действующую модель налогообложения, чем проводить эксперимент. Для  развивающегося рынка это оптимальный  вариант. Нельзя подготовить и провести фискальную реформу за несколько  месяцев. Тем более, в условиях дефицита квалифицированных кадров среди  разработчиков. Кроме того, нестабильность в сфере налоговых нормативов всегда снижает интерес инвесторов к рынку и сдерживает инвестиции [14, с. 123].

Напомним, сегодня страховые  компании (СК) платят налог с валовых  платежей по ставке 3%. При смешанной  системе страховым компаниям  придется параллельно с действующей  системой налогообложения вести  учет и по общей системе налогообложения (25% от прибыли). При этом ставку налога на валовые страховые платежи, согласно проекту, предполагается увеличить  на 1% – до 4%.

Все опрошенные участники  рынка против введения смешанной  системы налогообложения, так как  видят в ней только удорожание процедуры администрирования. Хотя и допускают, что смогут сэкономить. Что касается рынка страхования  жизни, то лайфовый бизнес первые шесть–семь лет убыточен. Это значит, что  если, например, компания сейчас ежеквартально  платит в бюджет около 200 тыс. руб. налога на прибыль (он платится с валовых  платежей), имея при этом балансовые убытки, то, следовательно, на налогах  компания сэкономит.

Пугает страховщиков не столько  перевод на смешанную систему  налогообложения, сколько процедура  администрирования. Ведь в проекте  есть только общие положения, говорящие, что затраты определяются на основе первичных документов учета. Специальных  разъяснений для СК нет. В случае введения в действие новой системы  налогообложения каждый договор  страхования, каждая выплата может  рассматриваться налоговой администрацией с точки зрения ее обоснованности. Нужно будет привлекать в органы налоговой службы специалистов по оценке страховых рисков, создавать систему  обмена информацией между этими  органами и СК, расширять штат бухгалтеров  – как в налоговых службах, так и у страховщиков. При этом, по его мнению, введение смешанной  системы никак не отразится на поступлениях в бюджет. Не будет  и ощутимого влияния на долю схемных  операций. Единственный результат, который  можно с уверенностью прогнозировать,–  значительное торможение развития национальной страховой отрасли»,– говорит он [15, с. 35 – 37].

Информация о работе Налогообложение страховой деятельности