Налогообложение страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является построение рациональной системы налогообложения субъектов страхового рынка в России на основе развития методологических подходов и разработки рекомендаций по совершенствованию механизмов налогообложения страховой деятельности и страховых операций.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть значение и роль страховых организаций в рыночной экономике,
– исследовать структуру и динамику налоговых поступлений страховой организации,
– предложить направления совершенствования системы налогообложения страховых организаций.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы налогообложения страховых организаций 7
1.1. Значение и роль страховых организаций в рыночной
экономике 7
1.2. Особенности налогообложения страховых организаций 12
1.3. Нормативно – правовое обеспечение налогообложения
страховых организаций 18
2 Исследование системы налогообложения страховых организаций
(на примере ООО «РГС – Поволжье» – «Главное Управление
по Республике Мордовия») 22
2.1. Анализ финансово – хозяйственной деятельности
ООО «РГС - Поволжье» – «Главное Управление по Республике
Мордовия» 22
2.2. Исследование структуры и динамики налоговых поступлений
в бюджет 28
2.3. Оценка налоговой нагрузки страховой организации 35
3 Перспективы развития системы налогообложения страховых
организаций 39
3.1. Совершенствование системы налогообложения страховых
организаций 39
3.2. Развитие государственного регулирования налогообложения
страховых организаций 47
3.3. Зарубежный опыт налогообложения страховой деятельности и
возможности его применения в России 52
Заключение 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Налогообложение страховой деятельности.docx

— 502.56 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, смущает страховщиков и то обстоятельство, что авторы документа отнесли на затраты  СК не все резервы, и совершенно забыли о коротких договорах страхования  жизни (до 10 лет). Договоры, которые не подпадают под определение долгосрочных, должны будут облагаться по общей  системе. А в ней не указано, как  резервы по страхованию жизни  уменьшают налоговую базу. Для  таких договоров предлагаемая система  налогообложения – крах.

Страховщики уверены, что  подобные методологические огрехи удастся  устранить. Более того, они надеются на возможность сохранить действующую  систему налогообложения.

В странах с рыночной экономикой государство является крупным заемщиком  страхового сектора, а страховые  компании – крупными инвесторами. Так, в странах Европейского Сообщества средства страховых компаний, инвестируемые  в экономике, составляют около 40% от ВВП.

В настоящее время основной проблемой страховых организаций  является сохранение активов для  того, чтобы иметь возможность  выполнить обязательства перед  клиентами. Надежные и эффективные  финансовые инструменты для этого  отсутствуют. Страховые компании стараются  размещать средства в валюту, но действующие нормативы ограничивают такую возможность. Государственные  ценные бумаги и акции российских предприятий перестали быть привлекательным  и надежным средством размещения активов. Поэтому компании вынуждены  прибегать к перестрахованию  у иностранных перестраховщиков, что во многих случаях приводит к  оттоку капитала из страны [21, с. 99].

В условиях резкого снижения платежеспособности основных категорий  страхователей ослабление налогового бремени могло бы способствовать стимулированию развития страхования. В первую очередь, это относится  к выведению из налогооблагаемой базы страховых взносов юридических  лиц. Увеличение доли страховых взносов, относимых на себестоимость продукции, с 1 до 3% могло бы дать существенный импульс развитию страхового рынка, способствовало бы расширению страховых услуг. Эта мера повысила бы также размер страховых фондов, гарантирующих надежность и стабильность производства.

Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется на принципах  законности, гласности, организационного единства надзора и обеспечивает проведение единой государственной  политики в области страхования.  
     В сферу государственного надзора за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора [3, с. 106 – 107].

В целях совершенствования  государственного страхового надзора  за деятельностью страховых организаций  и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также  защиты прав и интересов его субъектов  необходимо осуществить следующие  меры:

повышение надежности системы  страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в  международной практике;

установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования  страховых услуг;

финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;

установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования  и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные  на них функции, а также осуществление  мер, препятствующих доступу к руководству  страховой компанией лиц, допустивших  финансовые злоупотребления.     

Реализация мероприятий  позволит:

повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных  групп рисков, повысить качество и  расширить спектр предлагаемых страховых  услуг;

привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;

решить первоочередные задачи в области развития страхования  в Российской Федерации и укрепления системы государственного надзора  за страховой деятельностью;

создать структурные основы для развития добровольного страхования;

создать систему правовых основ страховой защиты имущественных  интересов населения, организаций  и государства, соблюдения прав и  гарантий имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства [3, с. 107 – 112].

 

 

 

 

3.3 Зарубежный  опыт налогообложения страховой  деятельности и возможности его  применения в России

 

Налогообложение страхового бизнеса в разных странах различно. В ряде стран, например в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Японии, налогообложение страховщиков не отличается от налогообложения обычных компаний. Страховщики, действующие на территории других стран, как правило, должны назначить  налогового представителя или регулярно  представлять полный список заключенных  договоров.

Во всех странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Чехии  и Польши, действуют налоговые  вычеты для страхователей на сумму  уплаченных страховых премий.

 Рассмотрим опыт нескольких  стран по налогообложению страховых  организаций.

Косвенное регулирование  страхового рынка в Германии реализуется, прежде всего, через систему налогообложения. Страховщики платят налог на прибыль (налог с корпораций) и налог  на страховые взносы. Страховщики  освобождены от НДС в части  страховых операций.  
Налог с корпорации (налог на прибыль) взимается на основании § 1 Закона о налоге с корпораций только с коммерческих страховщиков. Общества взаимного страхования не являются плательщиком этого налога, т.к. их доходы не являются результатом работы капитала. Ставка налогообложения прибыли от страховой деятельности — 50%. Налог делится между федеральным и земельными бюджетами. Налогооблагаемая база подсчитывается как положительный финансовый результат (разница между доходами и расходами за отчетный год) плюс превышение установленной величины заработной платы управленческого состава страховой компании. От налогообложения освобождаются отчисления в страховые (технические и математические) резервы, но не освобождаются отчисления в резервные фонды, не специфические для страховой деятельности (которые формируются на любом предприятии).

Налогообложение налогом  на прибыль организаций по страхованию  жизни имеет свою специфику. Эти  организации в случае, если по итогам инвестиционной деятельности получено превышение уровня дохода над запланированным, могут формировать так называемый резерв возврата премии, необлагаемый налогом. За его счет страхователю выплачивается  излишне полученная прибыль, причем в страховом законодательстве оговаривается  определенная квота возврата — 95%. Поскольку  возврат производится постоянно, налог  минимизируется.

Страховые выплаты не подлежат налогообложению. Исключение составляют проценты и, частично, суммы рент, полученных по договорам страхования жизни. Однако и в этом направлении постепенно вводятся налоговые льготы, преимущественно  для долгосрочных договоров.  
Страховые общества в Германии платят в федеральный бюджет налог на страховые взносы, ставки которого дифференцированы по видам страхования, при этом налогом облагается страхователь, а платит налог страховщик. Так, например, ставка налога со взноса по страхованию от градобития составляет 15% (как и ставка НДС); по страхованию от огня, от остановки производства — 10% (при этом 8% составляет фонд предупредительных мероприятий); по несчастным случаям (с возможностью возврата) — 3%; при морском страховании (каско) — 2%. Взносы по страхованию жизни налогом не облагаются. Кроме того, в Германии для страхователей существует система налоговых льгот, дифференцированная в зависимости от размера страховых взносов.

В целом систему налогообложения  страхования в Германии можно  охарактеризовать как достаточно жесткую, но дифференцированную. Она направлена на вовлечение в страхование широкого круга физических лиц и стимулирование заключения долгосрочных договоров  страхования жизни. И в налоговом  регулировании страхового рынка  последовательно реализуется принцип  приоритета защиты интересов страхователей.

За последние 10 лет германская система регулирования претерпела значительные изменения. Раньше для  Германии был характерен усиленный  и детализированный надзор за страховой  деятельностью, проверялись условия  страхования и риски, контролировалась текущая работа страховщиков, вплоть до размеров страхового платежа по каждому виду страхования и жесткого тарифного надзора.

Сейчас, в условиях глобализации страхового рынка и введения регулирующих нормативов в рамках ЕС, германская система регулирования начала постепенно либерализоваться и приобретать  черты, сходные с британской. Как  и в других развитых странах, в Германии отошли от детальной регламентации страховой деятельности, и теперь приоритетным считается регулирование финансовой устойчивости. Характерным примером влияния европейской интеграции на регулирование страхового рынка Германии является принятие Третьего закона о порядке выполнения страховых директив Совета Европейских сообществ от 21 июля 1994 г.

Особое значение для страхового рынка имело объединение Германии. Оно создало определенные трудности  в системе социального страхования  и вместе с тем оказало большое  положительное влияние на рынок  коммерческого страхования. Страховщики  Западной Германии получили большое  неосвоенное страховое поле и  начали активную работу на нем, открывая на присоединенных федеральных землях свои филиалы и представительства [33, с 99 – 100].

В Великобритании, в целом  ситуация такова, что инвестиционный доход, полученный на фонды страхователей  и акционеров (за исключением пенсионных фондов), облагается внутри компании, но страхователи не платят налоги на получаемые страховые выплаты. В континентальной  Европе фонды страхователей (но не акционеров) обычно получают брутто доход от инвестиций. Однако выплачиваемое страховое  обеспечение может облагаться налогами.

В Великобритании, можно (в  некоторых пределах) предложить страхование  на срок в качестве пенсионного бизнеса, а не только как страхование жизни. Таким образом, вследствие наличия  налоговых льгот на пенсионный фонд, страхование на срок может быть предложено дешевле.

В Италии, применяется следующее  налогообложение полисов страхования  жизни:

• Премии, до некоторой верхней  границы, вычитаются из налогооблагаемой базы страхователя;

•  С премий уплачивается налог в размере 2,5%;

•  Начисляется брутто инвестиционный доход;

• С разницы между страховым  обеспечением и суммой уплаченных взносов  уплачивается налог в размере 12,5%.

В целом, это означает субсидирование накоплений посредством страхования  жизни по сравнению с другими  методами накопления, такими как банковские вклады и прямые инвестиции.

В результате, многие банки  основали собственные дочерние компании по страхованию жизни, чтобы предлагать своим клиентам продукты, имеющие  преимущество по сравнению с обычными банковскими депозитами.

Наиболее широко применяются  следующие методы налогообложения  компаний по страхованию жизни:

•   Налог на годовую  прибыль от бизнеса;

• Налог на инвестиционный доход за вычетом части или  всех операционных издержек компании.

Различное налогообложение  разных типов контрактов по страхованию  жизни может привести к тому, что  некоторые покрытия дешевле продавать  в одной форме, чем в другой [36, с 33 – 34].

 

Заключение

 

Проведя исследование системы  налогообложения страховых организаций  были получены следующие выводы.

Значительное влияние  на уровень развития страхования  в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения  страховых операций. При проведении такой политики перед государством стоят две порой противоположные  задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в  государственный бюджет и в государственные  внебюджетные фонды, а с другой –  в необходимых случаях стимулировать  физических и юридических лиц  к заключению договоров страхования, или, по крайней мере, не делать для  них страхование операцией, не выгодной в финансовом отношении. Поэтому  государство вынуждено искать оптимальное  решение одновременно этих двух задач.

Политика в области  налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых  организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов  и страховых выплат, уплачиваемых или получаемых страхователями либо выгодоприобретателями.

Исходя из данных второй главы можно увидеть, что уровень  налоговых выплат в целом снизился на 20 % в 2008 г., по сравнению с 2007 г. В 2009 г. уровень налоговых выплат повысился  всего лишь на 2 %, но уже в 2010 г. уменьшился на 7 %, а в 2011 г. – на 3 %. Для дальнейшего  развития страховой деятельности необходимо быстрыми темпами наращивать объем  поступлений налоговых платежей за счет привлечения новых клиентов.

Информация о работе Налогообложение страховой деятельности