Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

• Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которыми они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменения результатов работы фирмы после завершения инвестиций. Ясно, что организация нового производства, имеющего своей целью выпуск не знакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределенности, тогда как, например, повышение эффективности (снижение затрат) производства уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования.

В условиях рыночной экономики осуществление  инвестиций нельзя рассматривать как "произвольную" форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:

- пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.

- активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиции, осуществляемые при основании или  покупке предприятия, принято называть начальными инвестициями или нетто-инвестициями. В свою очередь брутто-инвестиции состоят из нетто-инвестиций и реинвестиций, причем последние представляют собой  связывание вновь свободных инвестиционных средств посредством направления их на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия (инвестиции на замену, рационализацию, диверсификацию и т.д.).

Инвестиции  в объекты предпринимательской  деятельности осуществляются в различных  формах. В связи с этим для анализа  и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по признакам, представленным на рисунке 1.1.

 

Признаки  классификации инвестиций

1

По объектам вложения средств

2

По характеру участия  в инвестировании

3

По периоду инвестирования

4

По формам собственности  инвестиционных ресурсов

5

По региональному признаку


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Классификация инвестиций по разным признакам

Примечание - Источник: составлен по [4, с. 13]

 

Существует  несколько типов классификаций  инвестиций:

1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции.

2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Под прямыми  инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в  основном подготовленные инвесторы, имеющие  достаточно точную информацию об объекте  инвестирования и хорошо знакомые с  механизмом инвестирования.

Под непрямыми  инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми  посредниками). Не все инвесторы  имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими. В  этом случае они приобретают ценные бумаги, выпускаемые инвестиционными и другими финансовыми посредниками, которые собранные таким образом инвестиционные средства размещают по своему усмотрению, выбирая наиболее эффективные объекты инвестирования, участвуя в управлении ими, распределяя полученные доходы среди своих клиентов.

3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.

4. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.

Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.

Государственные инвестиции осуществляют центральные  и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также  государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.

Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

Совместные  инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

5. По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.

Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств  в объекты инвестирования, размещенные  в территориальных границах данной страны.

Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты  инвестирования, размещенные за пределами  территориальных границ данной страны (к этим инвестициям относятся  также приобретения различных финансовых инструментов других стран – акций  зарубежных компаний, облигаций других государств и т.п.).

Общая политика в национальных масштабах с сфере  инвестиций определяется государственной  инвестиционной политикой. Инвестиционная политика – составное звено экономической политики, система мер, определяющая объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений  науки и техники [12, с. 632].

В Республике Беларусь главным документом определяющим государственную инвестиционную политику является Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., на основе которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происшедшие  в экономике изменения. Анализируя рисунок 1.2 можно сделать вывод, что в этой сфере достигнуты значительные успехи.

 

Рисунок 1.2 - Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП

Примечание - Источник: составлен по [11, с. 28]

 

За период с 2006-2010г.г. экономика республики ежегодно наращивала объемы инвестиций, а также наблюдался ежегодное увеличение доли инвестиций в ВВП. В среднем 2,04% ежегодно, что свидетельствует об инвестиционной политике направленной на увеличение инвестиций в основной капитал.

Стратегическая  цель направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики на 2011–2015 гг. состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Иностранным инвесторам предоставлен преференциальный режим для инвестирования, осуществляется государственная поддержка эффективных  инвестиционных проектов, в том числе предоставляются льготы, гарантии, централизованные ресурсы, создаются и развиваются свободные экономические зоны,  к процессу приватизации привлекаются зарубежные инвесторы, осуществляются совершенствование инвестиционного законодательства и информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса.

При реализации отдельных инвестиционных проектов (создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, проекты по повышению конкурентоспособности  белорусской продукции и увеличению объемов экспорта, созданию новых  рабочих мест, решению проблем  социального значения) с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит ему  дополнительные гарантии по экономическим  и законодательным условиям реализации инвестиционного проекта.

Основа  правовой обеспеченности инвестиционной деятельности - Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 г.

Посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям и присоединения  к международным многосторонним конвенциям осуществляется международно-правовое регулирование инвестиционной сферы.

Для оперативного информирования зарубежных инвесторов по вопросам инвестиционной деятельности разработана база данных по инвестиционным предложениям белорусских предприятий, а также правовым условиям для  инвестиционной деятельности.

Для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы для иностранных инвестиций. Это энергетика и энергосбережение, агропромышленные технологии и производства, промышленные и строительные технологии и производства, медтехника и фармация, химические, нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии, новые материалы, рациональное природопользование, ресурсосбережение, национальная безопасность. Ежегодно в республике проводятся международные форумы, конференции по иностранным инвестициям. При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Беларуси активно используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Таким образом  существуют различные способы классификации  инвестиций по таким критериям как: рассмотрение инвестиций как элемента макроэкономической политики, по объектам вложения средств, по характеру участия  в инвестировании, по периоду инвестирования, по формам собственности инвестиционных ресурсов, по региональному признаку. Основным документом планирующим государственную политику в сфере инвестиций является Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 г.. Государственная инвестиционная политика направлена в следующие сферы национальной экономики: энергетика и энергосбережение, агропромышленные технологии и производства, промышленные и строительные технологии и производства, медтехника и фармация, химические, нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии, новые материалы, рациональное природопользование, ресурсосбережение, национальная безопасность.  

1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность

 

Предприятия инвестируют, когда ожидают, что те принесут им прибыль, т.е. их доход от инвестиций будет больше издержек. Исходя из этого простого утверждения можно выделить три основных фактора, определяющих размеры инвестиций: доход, издержки и ожидания.

Инвестиции  выгодны компаниям, если они приводят к росту её доходов. Исходя из этого  можно говорить о том, что наиболее значимым фактором, определяющим объемы инвестиций, является объем национального  производства. Если в процессе производства заводы и фабрики не используются полностью, то у предприятий нет  необходимости вкладывать деньги в  новое строительства, и поэтому  уровень инвестиций низок. Говоря в  общем, чем выше доходность бизнеса, тем выше инвестиции.

Поскольку чаще всего инвесторы пользуются кредитными денежными средствами для инвестирования, то проценты по погашению кредита всегда относятся к издержкам инвестирования. Также к ним можно отнести налоги на прибыль компаний. Для воздействия на инвестиции в тех или иных секторах экономики правительство часто использует налогово-бюджетную политику.

Следующим элементом, определяющим инвестиционную активность, являются такие факторы, как ожидания касающиеся прибыли, и  уверенность в будущем. Если инвесторы  полагают, что политическая ситуация в Беларуси нестабильна, то они не станут вкладывать деньги в её экономику. И наоборот, если предприниматели  верят в перспективы Интернет-торговли, то они станут усиленно вкладывать деньги в этот сектор [3, c.843-846].

Анализируя  факторы, влияющие на инвестиционную активность, нужно обратить внимание на зависимость  между величиной процентной ставки и инвестициями. Эта связь имеет  решающее значение при принятии инвестиционных решений, поскольку с её помощью  государство воздействует на уровень  инвестиций, изменяя учетную ставку. Соотношение между процентными  ставками и инвестициями можно проиллюстрировать  с помощью кривой спроса на инвестиции.

Исходным  для построения должна быть посылка, что норма прибыли должна быть выше ставки банковского процента. В 2011г. ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь колебалась в пределах 12-45%. На сегодняшний день ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь составляет 36%. Исходя из этих данных определим исходную ставку в 45% и рассчитаем движение кривой для заданных значений нормы чистой прибыли, ставки процента и размера инвестиций (таблица 1.1).

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 Гипотетические ожидаемая прибыль и инвестиции

 

Ожидаемая норма чистой прибыли

(в %)

Величина инвестиций (млрд./год)

63

61

59

57

55

53

51

49

47

45


100

120

140

160

180

200

220

240

260

280


Информация о работе Налоговая система Беларуси