Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

В промышленно  развитых странах едва ли не главным  источником финансовых ресурсов, предоставляемых  для расширения и модернизации производства, является венчурный (рисковый) капитал, который также осуществляет долгосрочные (на 3–5 лет) инвестиции в малые инновационные  компании. В Беларуси рынок венчурного капитала только закладывается, но отечественные производители активно прибегают к услугам зарубежных инвесторов.

В основе деятельности рисковых инвесторов лежит финансирование относительно небольших, не связанных  между собой (что обеспечивает рассредоточение  риска) проектов в расчете на быструю  окупаемость инвестиций без каких-либо гарантий или обеспечения. Собственно говоря, потому-то подобное финансирование и называется "рисковым": владельцы  капитала, предоставляя ссуды изобретателям  и бизнесменам, не требуют имущественного залога под кредит или гарантий выхода на рынок с новшествами в точно  назначенные сроки, получения прибыли  или возврата долгов с процентами. Единственной гарантией служит рассредоточение  риска, а также самострахование  – поэтапное финансирование проектов с увеличением вложений в случае успешной реализации идеи или немедленной  приостановки инвестирования в случае неудачи.

Венчурные кредиторы предоставляют кредит под долговые расписки (векселя) с правом конверсии задолженности в акции или просто приобретения акций новой компании, как правило, не приносящих дохода в стартовый период. В большинстве случае рисковый инвестор становится совладельцем фирмы и обладателем от 5 до 50% акций. Довольно часто он стремится установить полный контроль, чтобы в будущем ни с кем не делить прибыли и иметь абсолютную свободу выбора.

Венчурный капитал быстрее предоставляется малым фирмам, которые выкуплены у собственников менеджерами, способными детально оценить перспективы развития, и новым компаниям, которые основаны сотрудниками известных наукоемким производством корпораций, если эти сотрудники намерены в качестве независимых предпринимателей реализовать идеи и разработки, подготовленные на прежнем поприще, разумеется, с согласия бывших работодателей.

В задачи любой  фирмы рискового капитала входят мобилизация финансовых средств, экспертиза и отбор проектов, размещение капитала по конкретным проектам, оказание широкого спектра консультационных услуг  и управленческой поддержки финансируемых  предприятий. Последнее направление  является важнейшим для успеха. На это указывают западные эксперты, критикуя рисковых капиталистов, занимающих в сделках по венчурному финансированию позицию "молчаливого партнера", устраняющегося от дел предприятия  после предоставления денежных средств.

В планах правительства  также увеличение финансирования научно-технической инновационной деятельности в стране в 6 раз. Формирование новых производств в рамках направлений инновационного развития страны в 2011-2015г.г.. Это будут проекты 5-го и 6-го технологических укладов, с более высокой добавленной стоимостью и низкой материалоемкостью. В частности, в энергетике планируется организовать научное обеспечение ввода АЭС, реализовать проект по выпуску современных светодиодов и светодиодной техники. За счет выполнения подобных проектов, к 2015 году энергоемкость ВВП планируется снизить на 50% к уровню 2005 года, износ основных фондов энергосистемы уменьшить до уровня не менее 50%. Долю местных и возобновляемых источников энергии увеличить до 25% и выше.

В агропромышленном комплексе планируется создание новых производств, формирование современных  холдингов, обеспечивающих весь производственный цикл: от выпуска продукции до ее сбыта.

Новые технологии и производства планируется внедрить и в промышленности. Благодаря им к 2015 году экспорт наукоемкой промышленной продукции вырастет в два раза по отношению к 2010 году. В планах организация выпуска новой конкурентоспособной техники, создание современной медтехнологии и медоборудования, разработка новых методов экспресс-диагностики различных заболеваний, препаратов для профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Планируется заместить импорт дорогостоящих фармсубстанций, а также организовать их экспорт в другие страны. Особые надежды связаны с развитием малотоннажной химии и созданием новых производств в данной отрасли.

Необходимо увеличивать рост высокотехнологичной продукции. В 2009-2010г. продолжала возрастать конкуренция при экспорте белорусской высокотехнологичной и наукоемкой продукции и ее выдавливание с традиционных рынков (прежде всего России) в связи с развитием собственных аналогичных производств на основе привлечения иностарнных инвестиций и применения протекционизма.

В зарубежных странах активизируется процесс  перехода к формирования вовой высокотенологической базы, основаннай на использовании  новейших достижений в области био- и нанотехнологий, нового поколения  информационных технологий. Отставание в инновационном равитии снижает конкурентоспособность национальных экономик, повышает их уязвимость от возможных факторов нестабильности мировых рыноков.

В настоящее  время траснацональные корпорации (ТНК) котролируют порядка 2/3 объема международной торговли товарами и  услугами, причем до 40% ее приходится на внуткорпоративный обмен. Производители, не включенные в структуру ТНК, в  долгосрочной перспективе теряют свою конкурентоспособность на фоне агрессивных  стратегий ТНК по завоеванию международных  рынков.

В связи  с этим для повышения конкурентоспособности  белорусской высокотехнологичной  продукции на внешних рынках в  планируемый пятилетний период важно  определить наиболее перспективные  и конкурентоспособные направления  развития и использования национального  научного и научно-исследовательского потенциала, обеспечить условия для  широкомасштабного привлечения  прямых иностранных инвестиций и  участия белорусских предприятий  в глобальных производственно-сбытовых цепочках ТНК, наладить производство высокотехнологичных  товаров, сформировать государствнную политику в отношении ТНК.

Курс на интенсификацию инновационного развития высоктехнологичного экспортного  потенциала Республики Беларусь позволит устранить имеющиеся препятсявия  для обеспечения запланированных  на пятилетияе темпов экономического роста в стране.

В числе  таких неблагоприятных факторов отмечаются: ограниченность внутренних резервов роста, обусловленная занчительными  физическими и моральным износом активной части основных фондов; технологическое отставание в развитии некоторых секторов экономики; недостаточное развитие транспортной и энергетической инфрастуктуры; высокий уровень занятости населения; низкая доля инновационной составляющей в экспорте и, как следствие, его невысокая конкурентоспособность на внешних рынках.

Основные  системные проблемы, сдерживающие рост экспорта высоктехнологичной продукции:

  • проведение негибкой ценовой политики и недостаточног ативное использование современных форм расчетов (кредитование, лизинг);
  • отсутствие сертификации продукции;
  • неэффективная работа товропроводяцей сети и отсутствие сервисных центров;
  • недостаточная материальня мотивация предприятий в развитии экспорта;
  • слабая работа маркетинговых служб: усилия предприятий по поиску иностраннх партнеров зачастую ограничиваются направление соответсвующих запросов МИД или загранучреждений, отсутствие специалистов, владеющих иностранными языками, низкий уровень подготовки презентационных материалов и коммерчеких предложений, разработки интернет-сайтов (особенно на иностранных языках), ведение рекламных компаний;
  • несоблюдение принципов деловой этики: длительные сроки замены некачественной продукции и поставок запчастей, невыполлнение котрактных условий поставок, нереагирование на коммерческие запросы, недостаточная активность и оперативность при проработке встречных предоложений зарубежных партнеров, затягивание переговоров и принятия решений.

Таким образом  на современном этапе развития главной  целью для экономики является улучшение технологической структуры  инвестиций. Необходимо разрабатывать  и внедрять технологии 5-го и 6-го технологических укладов, с более высокой добавленной стоимостью и низкой материалоемкостью. Этого можно добиться с помощью увеличения наукоемкости инвестиций, которая на сегодняшний день состовляет менее 1%, что очень мало. В промышленно развитых странах этот показатель составляет более 2,5%.

3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь

 

Инвестиционная  политика  Беларуси  направлена  на  создание  условий  для сохранения  высоких  темпов  инвестиций  на  благо  населения  и  производства конкурентоспособной  продукции  на  внутреннем  и  внешнем  рынках. К  основным инвестиционным стимулам можно отнести:

  • выгодное  экономико-географическое и  геополитическое положение между новыми  границами  экономически  развитого  Европейского  Союза  и  Российской Федерацией, располагающей огромными сырьевыми и энергетическими запасами;
  • социальная, политическая и экономическая стабильность;
  • законодательная  и  организационная  обеспеченность  инвестиционного процесса;
  • развитый научно-технический, промышленный и экспортный потенциал;
  • высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила;
  • единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном;
  • экономическое  и  историческое  объединение  Беларуси  со  странами  СНГ, способное обеспечить выход на товарные рынки России и стран СНГ;

В настоящее  время все большее значение для  хозяйственного оборота приобретает  нераскрытая информация технического, организационного или коммерческого  характера. В международной торговле объем сделок, предметом которых  являются секреты производства - ноу-хау, сопоставим с объемом лицензионной торговли, основанной на выданных патентах. В этой области разрабатывается новый Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне». Предметом внимания в указанном законе станут урегулирование отношений, связанных с правовой охраной нераскрытой информации, устранение существующих противоречий и гармонизация законодательства Республики Беларусь с законодательством Российской Федерации в этой области.

В Законе Республики Беларусь «О коммерческой тайне» предполагается, в частности, определить понятие коммерческой тайны; требования и круг сведений, составляющих ее, и сведений, исключаемых из правовой охраны; порядок охраны нераскрытой информации и ответственность лиц за незаконное раскрытие коммерческой тайны; порядок доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну; обязанности лиц, имеющих доступ к «закрытой» информации.

Очевидно, что нормативных правовых актов  в инновационном секторе экономики  принято немало, и наряду с имеющимся  «арсеналом» идет подготовка новых  проектов: Указов Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности временных научных коллективов», «О мерах по обеспечению качественного  выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок», постановления Совета Министров «О порядке создания и условиях деятельности временных научных коллективов», Методических рекомендаций по формированию договорных цен на научно-техническую продукцию, создаваемую по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.

Но большинство  документов носит профильный характер и зачастую касается урегулирования достаточно узких проблем. Однако даже быстрое принятие закона об инновационной  деятельности неспособно стремительно изменить ситуацию, так как проблема заключается не столько в правовом обеспечении, сколько в самой  экономической ситуации. Пока для  промышленности новейшие результаты науки  и техники не станут жизненно необходимыми, будет сохраняться разрыв науки  и производства. Инновационный бизнес - самый трудный, поскольку он весьма рискован и требует длительного  процесса реализации. Поэтому у тех, кто занимается этим, пока, к сожалению, так и не ставшим в нашей  стране благородным делом, должны быть и стимулы, и мотивации. В настоящее  время условия для экономической  заинтересованности субъектов предпринимательской  деятельности в развитии и поддержке  инновационной сферы недостаточные.

Взять, к  примеру, упомянутый Указ «О некоторых  мерах по стимулированию инновационной  деятельности». Его основной недостаток - предложенная организационно-правовая форма унитарного предприятия. Она  предполагает лишь одного учредителя, а это значит, что средства на развитие будущего научно-технологического производства и без того небогатые  научные учреждения должны изыскивать в своем скромном бюджете. Если бы была предусмотрена другая организационная  структура, к примеру, акционерное  общество, то появилась бы возможность  привлекать к выпуску наукоемкой продукции средства частных лиц  или других предприятий, что значительно  расширило бы горизонты инновационного бизнеса.

Республика  Беларусь – единственная страна  среди  стран  СНГ,  принявшая  в 2001  г.  Инвестиционный  кодекс – основополагающий  документ,  регулирующий  национальные  и  иностранные инвестиции. 

Инвестиционный  кодекс  Республики  Беларусь  защищает  права собственности  отечественных  и  иностранных  инвесторов,  обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на  получение  государственной  поддержки  при  реализации  проектов,  имеющих значение  для  государства,  предусмотрены  льготы  при  выделении  кредитных ресурсов под гарантии правительства.

Информация о работе Налоговая система Беларуси