Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

31 декабря 2010 г. ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря чему открылись возможности для получения финансирования в форме кредитов и банковских гарантий со стороны данного банка, а также финансирования инвестиционных проектов этим банком совместно с другими международными финансовыми организациями. Ведутся переговоры по подписанию соглашений с Северной экологической финансовой корпорацией [27].

Для совершенствования  работы с инвесторами и повышения  эффективности приватизационных процессов  в Республике Беларусь образовано государственное  учреждение «Национальное агентство  инвестиций и приватизации».

Созданные в Республике Беларусь условия ведения  бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.

В докладе  Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012»  по индексу легкости ведения бизнеса  Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2010 году (с  учетом произошедшей корректировки  методологии определения рейтингов). Для сравнения Российская Федерация  занимает 120-е место, Украина – 152-е. По итогам доклада «Ведение бизнеса-2012» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса. Беларусь добилась значительного прогресса по трем показателям: «Уплата налогов» – 156-е место (183-е в докладе «Ведение бизнеса-2011»), «Защита инвесторов» – 79-е место (108-е) и «Ликвидация компаний» – 82-е место (98-е). Отмечены успехи по показателю «Регистрация собственности» – 4-е место в мире (6-е в докладе «Ведение бизнеса-2011») [28, c.16].

В новом  рейтинге Беларусь поднялась с последнего места по показателю «Налогообложение», по которому в течение ряда последних  лет занимала 183-е место.

В перечень показателей доклада «Ведение бизнеса-2012»  включен новый показатель «Доступ  к электроэнергии», по которому Беларусь занимает 175-е место, и это самый  низкий уровень среди показателей  республики, требующий оперативного принятия комплекса мер в данной сфере.

Кроме того, принятые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и выбранный  курс Правительства Республики Беларусь на либерализацию экономических  отношений получили признание в  ежегодном докладе Всемирного банка  о регулировании прямых иностранных  инвестиций в государствах мира «Инвестиции  без границ-2010». Беларусь заняла 54-е  место в данном рейтинге, оценивающем  факторы процветания с точки  зрения их влияния на экономический  рост и долгосрочное благополучие населения. В этом рейтинге Беларусь обошла Россию (63-е место) и Украину (69-е место).

По индексу  экономической свободы фонда  «The Heritage Foundation» в 2010 году Беларусь поднялась  на 150-е место (167-е место в 2009 году), по индексу восприятия коррупции – на 127-е место (151-е).

Опрос руководителей 500 коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительствами  иностранных компаний, из которых  совместные предприятия составили 55 процентов, иностранные – 43,6 процента, представительства иностранных компаний – 1,4 процента, проведенный в 2011 году Белорусским государственным университетом совместно с государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» в 29 населенных пунктах (областных и районных центрах, крупных городах), показал некоторое ухудшение инвестиционного климата в республике.

Так, более  половины респондентов указали на следующие  факторы, в наибольшей степени препятствующие притоку иностранных инвестиций: система валютного регулирования (74 процента респондентов), нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса (61,4 процента), система применения санкций  за нарушение условий и порядка  ведения бизнеса (56,6 процента), уровень  налоговой нагрузки (53 процента), а  также доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и  других деловых услуг.

К числу  факторов, которые оценены респондентами  как наиболее привлекательные, относятся  порядок регистрации собственности, возможности развития производства новых товаров и услуг, условия  приобретения и аренды недвижимости, система гарантий защиты прав собственности, качество транспортной инфраструктуры и логистики, условия закрытия бизнеса, регулирование ценообразования  и иные.

Несмотря  на то, что прямые иностранные инвестиции не стали одним из главных факторов экономического роста республики, высокие  темпы развития экономики Беларуси в последние годы, социально-экономическая  и политическая стабильность, активное сотрудничество с международными организациями  создавали предпосылки для привлечения иностранных инвестиций до 2011 года. Валютный кризис 2011 года значительно подорвал доверие инвесторов к экономике Республике Беларусь.

 

2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь

 

В настоящее  время в Республике Беларусь образовалась ярко выраженная тенденция на привлечение  иностранных инвестиций и улучшение  инвестиционного климата в Республике. Для реализации этой цели правительством проводится ряд мер по реформированию многих отраслей национальной экономики. В их числе и реформирование налоговой  системы государства. В этой сфере  экономики повелись значительные реформы  в последние годы. Значительные шаги предпринимаются в сфере развития инвестиционной привлекательности  сферы инноваций и высоких  технологий. В связи с этим в  Республики был открыт парк высоких  технологий в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 12 ”О парке высоких технологий“ (далее ПВТ). Целью создания ПВТ было разработка в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных, иных новых и высоких технологий, направленный на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Резидентами ПВТ в настоящее время являются более 80 организаций различных форм собственности. Управление в ПВТ производится Администрацией. Администрация ПВТ – государственное юридическое лицо.

Сферы деятельности ПВТ:

  • разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики;
  • экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения;
  • другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Резидентами Парка высоких  технологий могут быть юридичекие лица Республики Беларусь, работающие или  планирующие работать в одной  или нескольких сферах деятельности:

      • анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;
      • деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
      • фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;
  • другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Резидентам  Парка предоставлены значительные налоговые льготы, позволяющие не уплачивать основные налоги: налог  на прибыль, НДС, налог на недвижимость. Доходы, которые получают физические лица от резидентов парка, облагаются по ставке 9% вместо установленных в  стране 12%, социальные отчисления производятся по  ставке 34% не с общей суммы  фонда оплаты труда, а с суммы  фонда оплаты труда, превышающей  однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который  должны быть уплачены социальные платежи.

С доходов, получаемых от резидентов парка иностранными компаниями по долговым обязательствам, роялти, лицензиям и в виде дивидендов, налог взимается в размере  не превышающем 5%.

Для стимулирования инновационной деятельности был  принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 ”О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь“.

Данным  Указом устанавливаются дополнительные меры, направленные на стимулирование отечественных разработчиков и  производителей к созданию и внедрению  новой высокотехнологичной продукции, основанной на результатах научно-исследовательских  опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ (далее – НИОК(Т)Р).

Так, в целях  стимулирования введения в хозяйственный  оборот объектов интеллектуальной собственности, привлечения инвестиций в сферу  науки и высокотехнологичного производства, научным учреждениям и вузам  Беларуси с согласия вышестоящих  органов в течение трех лет  с момента вступления Указа в  силу предоставляется право создавать  унитарные предприятия, основным видом  деятельности которых должно быть выполнение НИОК(Т)Р либо производство высокотехнологичных  товаров (работ, услуг).

Эта мера направлена на стимулирование вовлечения труда  работников сферы науки и образования  в деятельность инновационных организаций, повышение их заинтересованности во внедрении результатов НИОК(Т)Р  путем создания новых предприятий.

Указом  вводится в оборот термин ”высокотехнологичные товары (работы, услуги)“. К высокотехнологичным  отнесены товары (работы, услуги), производимые (осуществляемые) на основе новых и  высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством  порядке государственную научно-техническую  экспертизу.

В отношении  юридических лиц при осуществлении  научной и научно-технической  и инновационной деятельности Указом предусматриваются косвенные меры стимулирования инновационной деятельности.

Так, инновационным  организациям при разработке и производстве высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в течение двух лет с  момента постановки на производство таких товаров предоставляется  право самостоятельно определять:

  • условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия реализации произведенных высокотехнологичных товаров (работ, услуг);
  • цены (тарифы) на высокотехнологичные товары и услуги собственного производства;
  • поставщиков и покупателей высокотехнологичных товаров и услуг.

Данные  меры направлены на ускорение производства и реализации высокотехнологичных  товаров (работ, услуг), повышение экономической  эффективности их производства, заинтересованности юридических лиц в таком производстве, а также уменьшение административных ограничений (дебюрократизацию).

В качестве прямых мер стимулирования Указом предусмотрено, что юридические лица в части реализации НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре НИОК(Т)Р, освобождаются от исчисления и уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также от обязательной продажи иностранной валюты.

Также предоставляется право организациям, осуществляющим выпуск продукции с использованием результатов НИОК(Т)Р, в течение 3 лет с момента начала производства такой продукции отчислять до 2 процентов выручки от ее реализации исполнителям НИОК(Т)Р с отнесением данных отчислений на себестоимость продукции.

Реализация  данного права организациями–производителями  будет подтверждать качественность выполненных НИОК(Т)Р. Возможность  таких выплат значительно повысит  заинтересованность разработчиков  к более тесному и плодотворному  сотрудничеству с промышленными  предприятиями.

Значительная  часть полученных средств будет  использована при выполнении НИОК(Т)Р  и их софинансировании, на приобретение оборудования и развитие материально-технической  базы научных организаций.

При этом внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 202 ”Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности“ предусматривает освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС ввозимых оборудования и приборов, предназначенных для выполнения всех НИОК(Т)Р.

Меры стимулирования, предусмотренные в Указе, соответствуют  международной практике стимулирования научной и инновационной деятельности, способствуют повышению качества выполнения научных и научно-технических работ, ускорению темпов создания, освоения и внедрения в производство новой наукоемкой продукции, повышению ее конкурентоспособности на международном рынке, обеспечению технологического и технического роста организаций.

Также был  принят Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 ”О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности“.

Указом  предусматривается применение при  оплате труда работников, непосредственно  выполняющих наиболее значимые для  Беларуси научные исследования и  разработки, тарифной ставки, установленной  Советом Министров для оплаты труда работников организаций, финансируемых  из бюджета и пользующихся государственными дотациями, с учетом повышающего  коэффициента до 2,5.

Наиболее  значимые для республики научные  исследования и разработки по приоритетным направлениям научной и научно-технической  деятельности, реализация которых будет  способствовать укреплению национальной безопасности, улучшению качества жизни  населения, увеличению объема экспорта продукции отечественных производителей, определяются соответствующим решением Главы государства по представлению  Правительства.

Информация о работе Налоговая система Беларуси