Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26
2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43
3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
31 декабря 2010 г. ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря чему открылись возможности для получения финансирования в форме кредитов и банковских гарантий со стороны данного банка, а также финансирования инвестиционных проектов этим банком совместно с другими международными финансовыми организациями. Ведутся переговоры по подписанию соглашений с Северной экологической финансовой корпорацией [27].
Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации».
Созданные
в Республике Беларусь условия ведения
бизнеса и привлечения
В докладе
Всемирного банка «Ведение бизнеса-2012»
по индексу легкости ведения бизнеса
Беларусь заняла 69-е место из 183 стран,
поднявшись с 91-го места в 2010 году (с
учетом произошедшей корректировки
методологии определения
В новом рейтинге Беларусь поднялась с последнего места по показателю «Налогообложение», по которому в течение ряда последних лет занимала 183-е место.
В перечень показателей доклада «Ведение бизнеса-2012» включен новый показатель «Доступ к электроэнергии», по которому Беларусь занимает 175-е место, и это самый низкий уровень среди показателей республики, требующий оперативного принятия комплекса мер в данной сфере.
Кроме того,
принятые меры по созданию благоприятного
инвестиционного климата и
По индексу экономической свободы фонда «The Heritage Foundation» в 2010 году Беларусь поднялась на 150-е место (167-е место в 2009 году), по индексу восприятия коррупции – на 127-е место (151-е).
Опрос руководителей 500 коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительствами иностранных компаний, из которых совместные предприятия составили 55 процентов, иностранные – 43,6 процента, представительства иностранных компаний – 1,4 процента, проведенный в 2011 году Белорусским государственным университетом совместно с государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» в 29 населенных пунктах (областных и районных центрах, крупных городах), показал некоторое ухудшение инвестиционного климата в республике.
Так, более
половины респондентов указали на следующие
факторы, в наибольшей степени препятствующие
притоку иностранных
К числу
факторов, которые оценены респондентами
как наиболее привлекательные, относятся
порядок регистрации
Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции не стали одним из главных факторов экономического роста республики, высокие темпы развития экономики Беларуси в последние годы, социально-экономическая и политическая стабильность, активное сотрудничество с международными организациями создавали предпосылки для привлечения иностранных инвестиций до 2011 года. Валютный кризис 2011 года значительно подорвал доверие инвесторов к экономике Республике Беларусь.
В настоящее
время в Республике Беларусь образовалась
ярко выраженная тенденция на привлечение
иностранных инвестиций и улучшение
инвестиционного климата в
Сферы деятельности ПВТ:
Резидентами Парка высоких технологий могут быть юридичекие лица Республики Беларусь, работающие или планирующие работать в одной или нескольких сферах деятельности:
Резидентам
Парка предоставлены
С доходов, получаемых от резидентов парка иностранными компаниями по долговым обязательствам, роялти, лицензиям и в виде дивидендов, налог взимается в размере не превышающем 5%.
Для стимулирования инновационной деятельности был принят Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 ”О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь“.
Данным
Указом устанавливаются дополнительные
меры, направленные на стимулирование
отечественных разработчиков и
производителей к созданию и внедрению
новой высокотехнологичной
Так, в целях
стимулирования введения в хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности,
привлечения инвестиций в сферу
науки и высокотехнологичного производства,
научным учреждениям и вузам
Беларуси с согласия вышестоящих
органов в течение трех лет
с момента вступления Указа в
силу предоставляется право
Эта мера направлена
на стимулирование вовлечения труда
работников сферы науки и образования
в деятельность инновационных организаций,
повышение их заинтересованности во
внедрении результатов НИОК(Т)
Указом
вводится в оборот термин ”высокотехнологичные
товары (работы, услуги)“. К высокотехнологичным
отнесены товары (работы, услуги), производимые
(осуществляемые) на основе новых и
высоких технологий и (или) с использованием
высокотехнологичных
В отношении
юридических лиц при
Так, инновационным организациям при разработке и производстве высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в течение двух лет с момента постановки на производство таких товаров предоставляется право самостоятельно определять:
Данные
меры направлены на ускорение производства
и реализации высокотехнологичных
товаров (работ, услуг), повышение экономической
эффективности их производства, заинтересованности
юридических лиц в таком
В качестве прямых мер стимулирования Указом предусмотрено, что юридические лица в части реализации НИОК(Т)Р, зарегистрированных в государственном реестре НИОК(Т)Р, освобождаются от исчисления и уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также от обязательной продажи иностранной валюты.
Также предоставляется право организациям, осуществляющим выпуск продукции с использованием результатов НИОК(Т)Р, в течение 3 лет с момента начала производства такой продукции отчислять до 2 процентов выручки от ее реализации исполнителям НИОК(Т)Р с отнесением данных отчислений на себестоимость продукции.
Реализация
данного права организациями–
Значительная часть полученных средств будет использована при выполнении НИОК(Т)Р и их софинансировании, на приобретение оборудования и развитие материально-технической базы научных организаций.
При этом внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 202 ”Об освобождении от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товаров, предназначенных для обеспечения научной, научно-исследовательской и инновационной деятельности“ предусматривает освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС ввозимых оборудования и приборов, предназначенных для выполнения всех НИОК(Т)Р.
Меры стимулирования,
предусмотренные в Указе, соответствуют
международной практике стимулирования
научной и инновационной
Также был принят Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 ”О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности“.
Указом предусматривается применение при оплате труда работников, непосредственно выполняющих наиболее значимые для Беларуси научные исследования и разработки, тарифной ставки, установленной Советом Министров для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, с учетом повышающего коэффициента до 2,5.
Наиболее
значимые для республики научные
исследования и разработки по приоритетным
направлениям научной и научно-технической
деятельности, реализация которых будет
способствовать укреплению национальной
безопасности, улучшению качества жизни
населения, увеличению объема экспорта
продукции отечественных