Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26
2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43
3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в т. ч. с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в т. ч. с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.
В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:
В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет в целях увеличения притока иностранных инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих производств и создания новых рабочих мест. Свободные экономические зоны «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» имеют опыт работы от 6 до 9 лет, в стадии становления находится деятельность зон «Могилев» и «Гродноинвест», образованных в 2002 г. [10, c. 44].
Для активизации инвестиционного и инновационного развития необходимо усовершенствовать механизмы взимания основных налогов (налога на прибыль и НДС).
Достижени этой цели возможно за счет расширения возможности применения налоговой льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Но необходимо проследить за тем, что бы налоговая льгота была потрачена на осуществление инвестиций. Этого можно добиться освобождая прибыль от налогов по факту осуществления инвестиций. Помимо этого, плательщикам необходимо предоставить право принятия без ограничений к вычету входного НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов.
Упрощение налогового законодательства в целом окажет положительный эффект на прирост инвестиций в республике. В налоговой системе Республики Беларусь следует упразднить местный налог на услуги и местные сборы на развитие территорий, применить льготный налоговый режим для вновь созданных предприятий, деятельность которых направлена на производство и экспорт высокотехнологичной продукции, снизить налоговое давление на прибыль и фонд заработной платы, упростить налоговое администрирование и контроль.
Таким образом активная инновационная политика, провозглашенная в Беларуси, требует постоянного развития и совершенствования правовой базы и налоговой системы. Законодательная среда должна быть разработана в соответствии с реальными потребностями экономики. Нормативные акты различного уровня, должны устанавливать принципиальные положения в этой сфере и учитывающих все нюансы инновационной парадигмы, а налоговая политика должна быть направлена на стимулирование инноваций в экономику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении методов налогового стимулирования инвестиций в инновационную сферу Республики Беларусь автором были достигнуты следующие
результаты:
Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам.
• Инвестиции в повышение эффективности. Их цель создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.
• Инвестиции в расширение производства. Их цель расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств.
• Инвестиции в новые производства. Их цель создание новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг).
• Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления.
Экономическая политика Республики Беларусь направлена на увеличение инвестиций в процентном соотношении к ВВП. В период с 2002 года по 2010 год среднее процентное увеличение доли инвестиций к ВВП составило 2,04%.
Факторами влияющими на инвестиции в государстве являются: издержки инвестирования, ожидания касающиеся прибыли, уверенность в будущем, процентная ставка, уровень цен, уровень оснащенности производства основным капиталом. Налоговая политика государства, являясь одним из факторов влияющих на активность инвесторов, должна быть направлена на уменьшение налоговых платежей в тех сферах народного хозяйства, где необходимы инвестиции.
Различают
следующие виды льгот в налогообложении:
пониженные налоговые ставки, налоговые
льготы, инвестиционный налоговый кредит,
налоговые каникулы и ускоренная амортизация.
Для Республики Беларусь оптимальными
инструментами стимулирования ПИИ являются
снижение налоговых ставок и налоговые
каникулы т.к. Беларусь относится к категории
развивающихся стран и не может привлекать
инвестиции с помощью таких инструментов
как инвестиционный налоговый кредит
в условиях дефицита бюджета. Однако и
эти инструменты являются довольно эффективными.
Исследования по изучению потоков инвестиций
позволяют предположить, что в среднем,
ПИИ уменьшается на 3,7% после увеличения
на 1% ставки налога на ПИИ.
Несмотря
на то, что прямые иностранные инвестиции
не стали одним из главных факторов
экономического роста республики, высокие
темпы развития экономики Беларуси
в последние годы, социально-экономическая
и политическая стабильность, активное
сотрудничество с международными организациями
создавали предпосылки для
За годы реформ налогообложения отменено 26 налоговых платежей, включая так называемые «оборотные» налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг, и оказывающие наиболее сильное негативное влияние на экономику. Существенно преобразованы и приближены к применяемым в мировой практике модели и механизмы взимания почти всех основных налогов и сборов. С 2010 года введена плоская и одна из самых низких в мире ставок индивидуального подоходного налога в размере 12%. Налога на доходы от операций с ценными бумагами в размере 40% заменен налогом на прибыль со ставкой 24%. С 2012 года введена ставка налога на прибыль в размере 18%, что является самой низкой ставкой на территории таможенного союза. В результате общий уровень налоговой нагрузки на экономику сократился более чем на 4,7% к ВВП. По большинству налогов введены ежеквартальные сроки уплаты вместо ежемесячных. Завершена кодификация налогового законодательства – с 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть кодекса действует еще с 2004 года). Активно развивается электронное налоговое декларирование. Установлен запрет на проверку налоговыми органами субъектов хозяйствования в первые два года их деятельности.
Суть оценки заключается в корреляционно-регрессионном анализе статистических данных, выявлении размера дополнительных расходов на НИОКР, вызванных введением той или иной льготы и сравнении величины этих расходов с величиной выпадающих доходов бюджета из-за введения льготы. Методика апробирована на примере Декрета Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 12 ”О парке высоких технологий“. Доказана нецелесообразность использования льготы по уплате налога на прибыль и НДС. Более эффективным инструментом представляется прямое бюджетное финансирование.
Таким образом, продемонстрирована нецелесообразность и нелогичность однозначного решения вопроса о результативности налоговых льгот.
Каждая
отдельно взятая налоговая льгота
– это самостоятельный
К основным проблемам в сфере инноваций в Республике Беларусь можно отнести: низкая наукоемкость инвестиций (менее 1%, как в развитых странах этот показатель составляет около 2,5%); морально и физически изношенные основые средства; отсутствии комплексной стратегии технологического обновления производства.
Решения поставленных проблем можно добиться с помощью: обеспечения технологического перевооружения с помощью внедрения передовых разработок отечественных ученых, а так же привлечения ПИИ; обеспечения приоритетное направление инвестиций на промышленное освоение отечественных научно-технических разработок; активизации работы на мировом рынке ноу-хау и интеллектуальной собственности; расширения участия республики в международных технологических соглашениях; привлеченя иностранного инвестора, прежде всего, в сферу высокотехнологичных проектов; повышения наукоемкости инвестиций; внедрение технологий 5-го и 6-го технологических укладов; совершенствование налоговой системы в сфере инноваций; развитие венчурного финансирования. Венчурное инвестирование - одна из наиболее перспективных и рискованных форм инвестиций, известных в мире, при которой инвестор за 25%-50% акций будущего предприятия обеспечивает финансирование под технико-экономическое обоснование (ТЭО) тех проектов или, другими словами, бизнес-план. Авторы таких проектов сами готовы претворить их в жизнь за 50%-75% акций их будущего предприятия с инвестором.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ