Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26
2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43
3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Дифференцированный
подход к оплате труда этих работников
позволит сконцентрировать лучшие интеллектуальные
силы как государственных, так и
частных организаций на важнейших
для экономики государства
Руководителям
научных организаций НАН
Реализация данного права позволит без увеличения общего фонда заработной платы повысить уровень оплаты труда отдельных работников, выполняющих научные исследования и разработки, направленные на создание новых видов продукции и технологий.
Научным организациям
НАН Беларуси, финансируемым из бюджета,
в которых объем научно-
Это создаст дополнительные стимулы к увеличению объемов работ, финансируемых из внебюджетных источников, и ускорит переход к мировой практике финансирования научных исследований и разработок за счет средств бюджета и субъектов хозяйствования на паритетной основе.
Руководители
научных организаций НАН
Кроме того, Указом совершенствуется порядок распределения доходов, полученных от использования объектов интеллектуальной собственности.
В связи с этим организации, являющиеся обладателями исключительных прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения), обязаны не менее 40% полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении организаций после уплаты налогов и сборов, направлять на выплату вознаграждений авторам объектов права промышленной собственности.
Данная норма направлена на защиту интересов людей, имеющих самое непосредственное отношение к созданию интеллектуального продукта.
Для создания
венчурных организаций был
Данным
нормативным актом определен
порядок создания, деятельности и
налогообложения венчурных
Предусмотрена
возможность выделения средств
из республиканского бюджета на создание
и развитие субъектов инновационной
инфраструктуры в рамках реализации
мероприятий Государственной
На Белорусский инновационный фонд возложены дополнительные функции в части финансирования венчурных проектов.
Установлен налог на прибыль по ставке 10% для центров трансфера технологий, технопарков и их резидентов. Высвободившиеся средства будут направляться ими на цели развития.
Определено,
что доходы венчурных организаций
и Белорусского инновационного фонда,
полученные от предоставления средств
инновационным организациям, не облагаются
налогом на прибыль. Данная льгота будет
применяться только в случае, если
доля выручки инновационных
Принятие Указа позволит оптимизировать условия для формирования рынка венчурных инвестиций, создать благоприятные условия для инвесторов и активизировать деятельность Белорусского инновационного фонда.
Была проведена работа в сфере налогообложения в сфере доходов иностранных организаций: принят Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2010 г. № 159 ”О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций“. Данный Указ принят в целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
Документ предусматривает освобождение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, от уплаты налога на доходы, полученные ими от предоставления кредитов, займов Правительству и резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь.
Обобщая можно сказать, что главная суть налоговых реформ состоит в отказе от применения мелких и неэффективных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, введении прогрессивных и отработанных в мировой практике механизмов взимания основных налогов, выравнивании условий налогообложения для всех категорий плательщиков, упрощении налогового администрирования и контроля.
Всего за годы реформ отменено 26 налоговых платежей, включая так называемые «оборотные» налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг, и оказывающие наиболее сильное негативное влияние на экономику. Существенно преобразованы и приближены к применяемым в мировой практике модели и механизмы взимания почти всех основных налогов и сборов. С 2010 года введена плоская и одна из самых низких в мире ставок индивидуального подоходного налога в размере 12%. Налога на доходы от операций с ценными бумагами в размере 40% заменен налогом на прибыль со ставкой 24%. С 2012 года введена ставка налога на прибыль в размере 18%, что является самой низкой ставкой на территории таможенного союза. В результате общий уровень налоговой нагрузки на экономику сократился более чем на 4,7% к ВВП. По большинству налогов введены ежеквартальные сроки уплаты вместо ежемесячных. Завершена кодификация налогового законодательства – с 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть кодекса действует еще с 2004 года). Активно развивается электронное налоговое декларирование. Установлен запрет на проверку налоговыми органами субъектов хозяйствования в первые два года их деятельности. Стоит отметить, что в Беларуси не используются такие методы налогового стимулирования как инвестиционный налоговый кредит и ускоренная амортизация.
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Факторный
анализ в учебной литературе трактуется
как раздел многомерного статистического
анализа, объединяющий методы оценки размерности
множества наблюдаемых
Свою историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч.Спирмен, Л.Терстоун и Р.Кеттел Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными.
Данный
вид анализа позволяет
К примеру,
анализируя оценки, полученные по нескольким
шкалам, исследователь отмечает, что
они сходны между собой и имеют
высокий коэффициент
Попытаемся сформировать факторную модель оценки влияния налоговой льготы по Декрету Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 12 ”О парке высоких технологий“ на уровень затрат на исследования и разработки с получением недостающих через официальное статистическое наблюдение данных, у Национального статистического комитета Республики Беларусь. Рассматривается льготы по уплате налога на прибыль и НДС.
В выборку попали периоды с 2002 по 2010 годы включительно. Несмотря на то, что льгота фактически была введена с 2006 года, необходимо включить в выборку более ранние периоды, чтобы с помощью корреляционно-регрессионного анализа проследить, как повлияла льгота на объем осуществляемых исследований и разработок.
Следует отметить необходимость нормирования переменных, когда переходят от абсолютных значений данных (факторов и результирующей) к стандартизированным отклонениям, что показывают формулы (1.1)-(1.2) [ХХХ].
|
(1.1) |
где s - среднеквадратическое отклонение,
- среднее арифметическое R.
|
(1.2) |
где s - среднеквадратическое отклонение,
- среднее арифметическое X.
Нормирование переменных позволяет решить проблему сравнимости различных величин (например, процентных ставок по кредитам и уровня расходов на исследования и разработки). Данные в таблице 2.1 нормированы.
Все расчеты и графики выполнены с помощью программного комплекса MathStat.
Для построения модели используем классический метод наименьших квадратов (далее - МНК).
Таблица 2.1 - Статистические данные, используемые для расчета (в условных (приведенных) денежных единицах)
Год |
Y, уровень расходов на исследования и разработки в целом по Республике Беларусь в текущем году |
X1, размер субсидий, грантов, полученных компаниями Республики Беларусь на проведение исследований и разработок |
X2, уровень расходов на исследования и разработки в целом по Республике Беларусь в предыдущем году |
X3, средняя стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса в году t, предлагаемых банками Республики Беларусь |
X4, объем прямого бюджетного финансирования государственных научных организаций |
X5, наличие / отсутствие налоговой льготы |
X6, ВВП Республики Беларусь |
2002 |
2,22 |
2,14 |
2,21 |
7,87 |
8,12 |
0 |
120,97 |
Окончание таблицы 2.1
2003 |
2,12 |
2,43 |
2,22 |
6,54 |
8,56 |
0 |
123,76 |
2004 |
2,35 |
4,8 |
2,12 |
6,43 |
7,54 |
0 |
140,81 |
2005 |
2,29 |
5,88 |
2,35 |
6,12 |
8,23 |
0 |
149,33 |
2006 |
2,75 |
6,75 |
2,29 |
6,34 |
9,1 |
1 |
154,44 |
2007 |
3,13 |
7,27 |
2,75 |
6,06 |
9,24 |
1 |
179,8 |
2008 |
3,56 |
7,59 |
3,13 |
5,67 |
9,53 |
1 |
201,09 |
2009 |
3,93 |
8,01 |
3,56 |
4,41 |
9,84 |
1 |
220,11 |
2010 |
4,44 |
3,93 |
4,29 |
10,04 |
1 |
270,18 | |
2011 |
4,44 |
Примечание – собственная
С помощью Mathstat проведем расчеты первой модели, с факторами Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6. Данные, вводимые в программу, приведены в таблице 2.1. Получим уравнение множественной регрессии и наблюдаемое значение t-критерия для каждого коэффициента регрессии aj (1.3):
(1.3)
tнабл по модулю: 0,58 4,65 2,76 1,34 1,41 3,34 0,63
Для вычисления эмпирического значения t-критерия в ситуации проверки гипотезы о различиях между двумя зависимыми выборками (например, двумя пробами одного и того же теста с временным интервалом) применяется следующая формула (1.4):
|
(1.4) |
где Md - средняя разность значений,
sd - стандартное отклонение разностей.
Количество степеней свободы рассчитывается как (1.5)
|
(1.5) |
Сравним с табличным на уровне значимости =0,05 tтабл=2,02.
Так как a0 не статистически значимо, то, убирая его из уравнения, с помощью программного комплекса Mathstat получаем уравнение (1.6):
(1.6)
tнабл по модулю: 0 4,67 3,13 1,26 2 3,54 0,4
Из всех
коэффициентов статистически
Коэффициент при Х3 – не может быть признан статистически значимым, поэтому фактор Х3 удаляем из модели.
Коэффициент при Х4 – не может быть признан статистически значимым, поэтому фактор Х4 удаляем из модели.
При этом стоит
отметить, что изначально, при анализе
на качественном уровне невозможно было
сделать вывод о том, что данные
факторы окажутся статистически
незначимыми. Именно поэтому обосновано
их изначальное включение в
Итак, оставляем в модели Х1, Х2, Х5
С помощью Mathstat проведем расчеты второй модели, с факторами Х1, Х2, Х5. Получим уравнение множественной регрессии и наблюдаемое значение t-критерия для каждого коэффициента регрессии aj (1.7):
|
(1.7) |
tнабл по модулю: 10,39 3,014 3,82
Сравним с табличным на уровне значимости =0,05 с (n-m-1)=(47-3-1)=43 степенями свободы tтабл=2,02 и рассчитаем коэффициенты значимости в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Расчет коэффициентов значимости
Y |
X1 |
X2 |
X5 | |
Y |
1 |
|||
X1 |
0,884148423 |
1 |
||
X2 |
0,526521959 |
0,533871035 |
1 |
|
X5 |
0,441017751 |
0,273023712 |
0,045987724 |
1 |