Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

Дифференцированный  подход к оплате труда этих работников позволит сконцентрировать лучшие интеллектуальные силы как государственных, так и  частных организаций на важнейших  для экономики государства направлениях.

Руководителям научных организаций НАН Беларуси, финансируемых из бюджета, предоставляется  право направлять до 15% средств фонда  заработной платы организаций на повышение до 200% тарифных окладов  работников, непосредственно выполняющих  работы по решению перспективных  научно-технических и социально-экономических  проблем.

Реализация  данного права позволит без увеличения общего фонда заработной платы повысить уровень оплаты труда отдельных  работников, выполняющих научные  исследования и разработки, направленные на создание новых видов продукции  и технологий.

Научным организациям НАН Беларуси, финансируемым из бюджета, в которых объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ по договорам, финансируемым  из внебюджетных источников, составляет более 40%, предоставляется право  самостоятельно устанавливать в  пределах этих средств размер тарифной ставки первого разряда, но не более  чем с двукратным ее превышением.

Это создаст  дополнительные стимулы к увеличению объемов работ, финансируемых из внебюджетных источников, и ускорит  переход к мировой практике финансирования научных исследований и разработок за счет средств бюджета и субъектов  хозяйствования на паритетной основе.

Руководители  научных организаций НАН Беларуси, финансируемых из бюджета, наделяются правом устанавливать ежемесячные  вознаграждения работникам, обеспечивающим реализацию научно-технической продукции  и работ на экспорт, в процентном отношении к средствам, полученным от их реализации, без ограничения  данного вознаграждения максимальными  размерами.

Кроме того, Указом совершенствуется порядок распределения  доходов, полученных от использования  объектов интеллектуальной собственности.

В связи  с этим организации, являющиеся обладателями исключительных прав на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения), обязаны не менее 40% полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в распоряжении организаций  после уплаты налогов и сборов, направлять на выплату вознаграждений авторам объектов права промышленной собственности.

Данная  норма направлена на защиту интересов  людей, имеющих самое непосредственное отношение к созданию интеллектуального  продукта.

Для создания венчурных организаций был принят указ Президента Республики Беларусь от 17 мая 2010 г. № 252 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь“.

Данным  нормативным актом определен  порядок создания, деятельности и  налогообложения венчурных организаций, а также установлен ряд норм, стимулирующих  инновационную деятельность.

Предусмотрена возможность выделения средств  из республиканского бюджета на создание и развитие субъектов инновационной  инфраструктуры в рамках реализации мероприятий Государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

На Белорусский  инновационный фонд возложены дополнительные функции в части финансирования венчурных проектов.

Установлен  налог на прибыль по ставке 10% для  центров трансфера технологий, технопарков  и их резидентов. Высвободившиеся  средства будут направляться ими  на цели развития.

Определено, что доходы венчурных организаций  и Белорусского инновационного фонда, полученные от предоставления средств  инновационным организациям, не облагаются налогом на прибыль. Данная льгота будет  применяться только в случае, если доля выручки инновационных организаций  от реализации высокотехнологичных  товаров (работ, услуг) составляет не менее 50% от общей выручки инновационной  организации.

Принятие  Указа позволит оптимизировать условия  для формирования рынка венчурных  инвестиций, создать благоприятные  условия для инвесторов и активизировать деятельность Белорусского инновационного фонда.

Была проведена  работа в сфере налогообложения  в сфере доходов иностранных  организаций: принят Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2010 г. № 159 ”О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций“. Данный Указ принят в целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Документ  предусматривает освобождение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, от уплаты налога на доходы, полученные ими от предоставления кредитов, займов Правительству и резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь.

Обобщая можно  сказать, что главная суть налоговых  реформ состоит в отказе от применения мелких и неэффективных налогов  и сборов, взимаемых с выручки  от реализации товаров и услуг, введении прогрессивных и отработанных в  мировой практике механизмов взимания основных налогов, выравнивании условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков, упрощении налогового администрирования и контроля.

Всего за годы реформ отменено 26 налоговых платежей, включая так называемые «оборотные» налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров и услуг, и оказывающие наиболее сильное негативное влияние на экономику. Существенно преобразованы и приближены к применяемым в мировой практике модели и механизмы взимания почти всех основных налогов и сборов. С 2010 года введена плоская и одна из самых низких в мире ставок индивидуального подоходного налога в размере 12%. Налога на доходы от операций с ценными бумагами в размере 40% заменен налогом на прибыль со ставкой 24%. С 2012 года введена ставка налога на прибыль в размере 18%, что является самой низкой ставкой на территории таможенного союза. В результате общий уровень налоговой нагрузки на экономику сократился более чем на 4,7% к ВВП. По большинству налогов введены ежеквартальные сроки уплаты вместо ежемесячных. Завершена кодификация налогового законодательства – с 2010 года вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть кодекса действует еще с 2004 года). Активно развивается электронное налоговое декларирование. Установлен запрет на проверку налоговыми органами субъектов хозяйствования в первые два года их деятельности. Стоит отметить, что в Беларуси не используются такие методы налогового стимулирования как инвестиционный налоговый кредит и ускоренная амортизация.

 

2.3 Оценка эффективности  налоговых льгот с помощью  факторной модели

 

Все явления  и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи  и взаимообусловленности. Одни из них  непосредственно связаны между  собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом  анализе является изучение и измерение  влияния факторов на величину исследуемых  экономических показателей.

Факторный анализ в учебной литературе трактуется как раздел многомерного статистического  анализа, объединяющий методы оценки размерности  множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры  ковариационных или корреляционных матриц.

Свою историю  факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом Ф. Гальтоном. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологии занимались такие ученые как: Ч.Спирмен, Л.Терстоун и Р.Кеттел Математический факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и другими учеными.

Данный  вид анализа позволяет исследователю  решить две основные задачи: описать  предмет измерения компактно  и в то же время всесторонне. С  помощью факторного анализа возможно выявление факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.

К примеру, анализируя оценки, полученные по нескольким шкалам, исследователь отмечает, что  они сходны между собой и имеют  высокий коэффициент корреляции, в этом случае он может предположить, что существует некоторая латентная переменная, с помощью которой можно объяснить наблюдаемое сходство полученных оценок. Такую латентную переменную называют фактором, который влияет на многочисленные показатели других переменных, что приводит к возможности и необходимости отметить его как наиболее общий, более высокого порядка.

Попытаемся  сформировать факторную модель оценки влияния налоговой льготы по Декрету Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 12 ”О парке высоких технологий“ на уровень затрат на исследования и разработки с  получением недостающих  через официальное  статистическое наблюдение данных, у Национального статистического комитета Республики Беларусь. Рассматривается льготы по уплате налога на прибыль и НДС.

В выборку  попали периоды с 2002 по 2010 годы включительно. Несмотря на то, что льгота фактически была введена с 2006 года, необходимо включить в выборку более ранние периоды, чтобы с помощью корреляционно-регрессионного анализа проследить, как повлияла льгота на объем осуществляемых исследований и разработок.   

Следует отметить необходимость нормирования переменных, когда переходят от абсолютных значений данных (факторов и результирующей) к стандартизированным отклонениям, что показывают формулы (1.1)-(1.2) [ХХХ].

 

(1.1)


 

где s - среднеквадратическое отклонение,

- среднее арифметическое R.

 

(1.2)


 

где s - среднеквадратическое отклонение,

- среднее арифметическое X.

 

Нормирование  переменных позволяет решить проблему сравнимости различных величин (например, процентных ставок по кредитам и уровня расходов на исследования и разработки).  Данные в таблице 2.1 нормированы.

Все расчеты и графики выполнены с помощью программного комплекса MathStat.

Для построения модели используем классический метод наименьших квадратов (далее - МНК).

 

Таблица 2.1 - Статистические данные, используемые для расчета (в условных (приведенных) денежных единицах)

Год

Y, уровень расходов на исследования и разработки в целом по Республике Беларусь в текущем году

X1, размер субсидий, грантов, полученных компаниями Республики Беларусь на проведение исследований и разработок

X2, уровень расходов на исследования и разработки в целом по Республике Беларусь в предыдущем году

X3, средняя стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса в году t, предлагаемых банками Республики Беларусь

X4, объем прямого бюджетного финансирования государственных научных организаций

X5, наличие / отсутствие налоговой льготы

X6, ВВП Республики Беларусь

2002

2,22

2,14

2,21

7,87

8,12

0

120,97


Окончание таблицы 2.1

2003

2,12

2,43

2,22

6,54

8,56

0

123,76

2004

2,35

4,8

2,12

6,43

7,54

0

140,81

2005

2,29

5,88

2,35

6,12

8,23

0

149,33

2006

2,75

6,75

2,29

6,34

9,1

1

154,44

2007

3,13

7,27

2,75

6,06

9,24

1

179,8

2008

3,56

7,59

3,13

5,67

9,53

1

201,09

2009

3,93

8,01

3,56

4,41

9,84

1

220,11

2010

4,44

 

3,93

4,29

10,04

1

270,18

2011

   

4,44

       

Примечание – собственная разработка

 

С помощью Mathstat проведем расчеты первой модели, с факторами Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6. Данные, вводимые в программу, приведены в таблице  2.1. Получим уравнение множественной регрессии и наблюдаемое значение t-критерия для каждого коэффициента регрессии aj (1.3):

 

 (1.3)

tнабл по модулю: 0,58  4,65  2,76  1,34  1,41  3,34  0,63

 

Для вычисления эмпирического значения t-критерия в ситуации  проверки гипотезы о различиях между двумя зависимыми выборками (например, двумя пробами одного и того же теста с временным интервалом) применяется следующая формула (1.4):

 

(1.4)


 

где Md - средняя разность значений,

sd - стандартное отклонение  разностей.

 

Количество  степеней свободы рассчитывается как (1.5)

 

(1.5)


 

Сравним  с табличным на уровне значимости =0,05 tтабл=2,02.

Так как  a0  не статистически значимо, то, убирая его из уравнения, с помощью программного комплекса Mathstat получаем уравнение (1.6):

 

(1.6)

tнабл по модулю: 0    4,67  3,13  1,26  2    3,54  0,4

 

Из всех коэффициентов статистически значимыми  могут быть признаны коэффициенты при  Х1, Х25, т.к. коэффициенты при них больше 2,02.

Коэффициент при Х3 – не может быть признан статистически значимым, поэтому фактор Х3 удаляем из модели.

Коэффициент при Х4 – не может быть признан статистически значимым, поэтому фактор Х4 удаляем из модели.

При этом стоит  отметить, что изначально, при анализе  на качественном уровне невозможно было сделать вывод о том, что данные факторы окажутся статистически  незначимыми. Именно поэтому обосновано их изначальное включение в расчетную  модель.

Итак, оставляем  в модели Х1, Х2, Х5

С помощью Mathstat проведем расчеты второй модели, с факторами Х1, Х2, Х5. Получим уравнение множественной регрессии и наблюдаемое значение t-критерия для каждого коэффициента регрессии aj (1.7):

 

(1.7)


 

tнабл по модулю:   10,39   3,014  3,82

 

Сравним с табличным на уровне значимости  =0,05 с (n-m-1)=(47-3-1)=43 степенями свободы tтабл=2,02 и рассчитаем коэффициенты  значимости в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Расчет коэффициентов значимости

 

 

Y

X1

X2

X5

Y

1

     

X1

0,884148423

1

   

X2

0,526521959

0,533871035

1

 

X5

0,441017751

0,273023712

0,045987724

1

Информация о работе Налоговая система Беларуси