Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

Унификация  налогообложения инвесторов в рамках ЕС происходит по нескольким направлениям. Во-первых, происходит гармонизация порядка  определения налогооблагаемой прибыли  корпораций по линии сокращения различных  льгот и введения национальных систем государственных дотаций налогоплательщикам на развитие производственной и научно-технической  деятельности, устранение двойного налогообложения. Во-вторых, широко применяется использование  ускоренной амортизации, которая должна постепенно заменяться амортизацией в  соответствии со сроками экономического или коммерческого использования  основных средств. Указанный процесс  происходит на фоне ограничения практики приоритетного налогового стимулирования. В-третьих, осуществляется создание благоприятных  условий налогообложения малых  предприятий, в том числе в  сфере венчурного бизнеса, включая  создание сети дочерних фирм крупных компаний.

Гармонизация  налоговых систем позволит обеспечить равные условия для всех потенциальных  инвесторов, функционирующих в границах межгосударственного сообщества, создать  условия для свободного перемещения  капиталов на внутреннем интегрированном  рынке, стимулировать развитие международного научно-технического сотрудничества и  активизировать процесс привлечения  внешних инвестиций.  
Практически все правительства заинтересованы в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это способствует созданию новых рабочих мест, привлечению новых технологий и, в целом, способствует росту и занятости. Результатом является валовое увеличение ВВП увеличивая бюджет государства, через налогообложение фонда оплаты труда и  прибыли иностранных компаний, и, возможно, других налогов на бизнес (например, налог на имущество). ПИИ могут также положительно влияет на внутренний доход другими путями, такими как внедрение новых технологий и укрепление человеческого капитала (приобретение навыков). Учитывая эти потенциальные выгоды, власти постоянно пересматривают свою налоговую политику, с целью обеспечить привлекательность для ПИИ. Налоговая политика также может поддерживать прямые инвестиции за рубежом, так как инвестиции во внешний сектор могут обеспечить эффективный доступ к иностранным рынкам и доход от экономии на масштабе.

В то же время, правительство постоянно старается предложить конкурентоспособную налоговую среду для прямых иностранных инвестиций для обеспечения соответствующей доли внутреннего налога взимаемого с ТНК.

В силу экономических различий между развитыми и развивающимися странами, они используют различные методы привлечения ПИИ. Это связано с эффективностью тех или иных инструментов налоговой политики в разных условиях 

Развивающиеся и развитые страны используют определенные инструменты для привлечения  ПИИ, но типы и частота применения инструментов несколько отличается. В таблице 1.4 приведены некоторые из них, используемые в 71 развивающихся странах против 20 стран входящих в ОЭСР.

 

Таблица 1.4 Инструменты привлечения ПИИ в развитых и развивающихся странах

 

Инструмент привлечения ПИИ

% Развитых стран

% Развивающихся стран

1

2

3

Освобождение от пошлин на импортный  капитал

5

56

Налоговые каникулы

20

55

Пособие на инвестирование/реинвестирование

30

49


Окончание таблицы 1.4

Снижение налоговой ставки

5

46

Освобождение от НДС с капитала

0

34

Ускоренная амортизация

30

30

Снижение пошлин на необработанные материалы

5

30

Освобождение от НДС с необработанных материалов

5

24

Возврат пошлины

5

24

Снижение местных, муниципальных  налогов/пошлин

30

18

Льготные кредиты

45

18


Примечание - Источник : составлено по [24, с. 28]

 

Освобождение  от налога или налоговые каникулы используются 55% развивающихся стран, но только 20% входящих в ОЭСР. Более  низкие налоговые ставки для ПИИ  используются 45% развивающихся стран, но только 5% стран ОЭСР. Ускоренная амортизация используется 30% стран из каждой группы.

Снижение  местных налогов и субсидированные кредиты более частые инструменты стран ОЭСР. Исследования зарубежных специалистов, таких как Т. Моран, И. Шах свидетельствуют о том, что у развивающихся стран не достаточно ресурсов для конкуренции с большими субсидиями, предоставляемыми развитыми странами, и вместо этого, прибегают к налоговым каникулам и тому подобному. А также использование налоговых льгот привело к искажению инвестиционных решений во многих развивающихся странах из-за отсутствия каких-либо стимулов для начинающих предпринимателей, которые имеют убытки.

Для определения  степени чувствительности ПИИ к  налогообложению необходимо определить достаточный уровень налога на прибыль. Решение этого вопроса имеет решающее значение для оценки того, насколько конкурентоспособным на международном уровне является налоговый режим относительно ПИИ. Также важно сделать оценку затрат и выгод относительно налоговых льгот для инвестиций, и для оценки влияния на налоговые поступления любой реформы корпоративной налоговой политики.

Исследования  по изучению потоков инвестиций позволяют  предположить, что в среднем, ПИИ  уменьшается на 3,7% после увеличения на 1% ставки налога на ПИИ. Но существуют исследования говорящие о снижении ПИИ от 0% до 5%. Такой разброс частично выражен в различиях между  странами и экономиками, взятыми  для исследований, или же различными периодами. Исследования зарубежных экономистов М. Кин и А.Саймона свидетельствуют, например, что чувствительность прямых иностранных инвестиций увеличивается к налогообложению, выражаясь в повышение мобильности капитала после снятия налоговых барьеров. Такие исследования могут быть использованы для оценки долгосрочного воздействия на ПИИ налоговой политики [23, с.11].

Рассматривая  проблему влияния налогов на ПИИ, необходимо определить каким образом  налоги влияют на инвестиции, и на какие  налоговые ставки смотрят инвесторы  при принятии решения. Это могут  быть официальные номинальные налоговые  ставки (ОНС), или, может быть, средние  ставки налогов (ССН) или  же маржинальные налоговых ставки (МНС) которые значат больше, чем номинальные ставки, так как они определяют процент от прибыли, который подлежит налогообложению. (ССН) определяется как средняя налоговая нагрузка на инвестиционные проекты, в то время как (МНС) рассматривает налоговое бремя в маржинальных величинах (определяет последнюю единицу инвестированного капитала, приносящую доход). Нормативные ставки налога могут значительно отличаться от эффективной ставки налога, в той степени, в какой налогооблагаемая прибыль отличается от истинной (экономической) прибыли смотри рисунок 1.6:

 

Рисунок 1.6 – Ставки: ОНС (Официальная налоговая ставка), ССН (средняя ставка налогов), МНС (маржинальная ставка налогов)

Примечание - Источник: составлен по [23, с. 6]

 

Другая проблема заключается в том, что ПИИ  реагируют на налоговые реформы  не равномерно, и зависит от ряда факторов, которые трудно измерить и объяснить.

Недавние  исследования поддерживают мнение о  том, что чувствительность ПИИ к  налогам зависит от получающей страны, а так же от мобильности предпринимательской деятельности относительно налоговой базы. В частности, фирмы выгодно размещают производства на крупных рынках для уменьшения издержек торговли, таких как транспортные расходы, определенная инерция прогнозируется в выборе  места расположения фирм. Доходы страны принимающей ПИИ и некоторая фиксированность капитала означает, что прибыли могут быть обложены налогом до какого то момента не препятствуя инвестициям. Эта точка зрения подтверждается тем, что страны из ОЭСР с крупными внутренними рынками и значительным притоком ПИИ (США, Япония или Германия) имеют одинаково высокий налог на прибыль (рисунок 1.6). Новые экономические модели также предполагают, что оптимальная налоговая ставка на бизнес падает, при условии снижения издержек и мобильности капитала. Эта точка зрения подтверждается наблюдением, что ряд стран устанавливает более низкие налоговые ставки на более мобильный бизнес, такой как морской транспорт или кинематограф.

Обобщая зарубежный опыт налогового стимулирования инвестиционной деятельности, можно сделать вывод  о его основных инструментах, к  числу которых относятся пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, налоговые  каникулы и ускоренная амортизация. Для развивающихся стран характерно снижение налоговых ставок, налоговые каникулы. Для развитых стран характерно снижение местных налогов и субсидированные кредиты. Ускоренная амортизация используется в равной степени каждой из групп стран. Эти данные свидетельствуют о том, что у развивающихся стран не достаточно ресурсов для конкуренции с большими субсидиями, предоставляемыми развитыми странами, и вместо этого, они прибегают к налоговым каникулам и тому подобному. Так же следует отметить, оптимальная налоговая ставка на бизнес падает, при условии снижения издержек и мобильности капитала.

 

2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь

 

Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней  экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год  показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 процента (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) [26].

Постоянный  рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов на душу населения  с 47 долларов США в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.

В общем  объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 процента, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 процента, финансовый лизинг – 0,1 процента.

В 2005–2010 годах  иностранные инвесторы вкладывали капитал преимущественно в развитие торговли и общественного питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 процентов общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.

Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7), Кипр (4,4), Германия (1,7), Великобритания (1,4), США (1,2 процента) [26].

Число организаций  с иностранным капиталом, работающих в стране, увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.

В настоящее  время в республике функционируют  следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.

Однако  вклад частного сектора в валовой  внутренний продукт остается незначительным – лишь 30 процентов, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 процентов.

Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать  плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах  запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с  акциями этих открытых акционерных  обществ.

Важной  предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между  Республикой Беларусь и другими  странами.

Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных  экономических зонах, малых и  средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при  заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.

В целях  создания прозрачных и комфортных условий  для иностранного инвестора, в частности  предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, 15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2011 г. подписаны базовые соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.

Информация о работе Налоговая система Беларуси