Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Кривая  спроса на инвестиции для народного  хозяйства в целом строится путём  расположения путём расположения всех инвестиционных объектов по нисходящей в зависимости от ожидаемой нормы чистой прибыли, что видно из рисунка 1.3.

 

Рисунок 1.3 - Кривая спроса на инвестиции

Примечание - Источник: собственная разработка

 

  Следует  учитывать, что инвестиции производятся  до момента, когда ставка процента  оказывается равной ожидаемой  норме чистой прибыли. Кривая  спроса на инвестиции опускается  вниз и отражает обратную зависимость  между ставкой процента(ценой  инвестирования) и совокупной величиной  требуемых инвестиционных товаров.  Если ставка процента станет  меняться, это будет сопровождаться  изменением уровня расхода на  инвестиции. При этом при самой высокой ставке процента осуществляются те из инвестиционных проектов, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. В случае снижения ставки процента коммерчески выгодными становятся проекты, ожидаемая норма чистой прибыли от которых меньше. В таком случае уровень инвестиций возрастает.

   При  фиксированном предложении денег  на величину инвестиций оказывает  воздействие уровень цен. Это  происходит вследствие действия  эффекта процентной ставки. Когда  повышается цена, возрастает количество  денег, в которых остро нуждаются  потребители и предприниматели  для закупки продукции по возросшим  ценам. Происходящие вследствие  этого расширение спроса на  неиспользованные деньги приводит  к снижению их цены – процентной  ставки, что в свою очередь  уменьшает инвестиции. В равной  степени при более низком уровне  цен происходит сокращение спроса  на неиспользованные деньги, понижает  ставку процента и увеличивает  инвестиции.

Основной  фактор влияния на размер инвестиций – ставка процента, но он не единственный. В случае, если какой-то из факторов действует в сторону увеличения инвестиций, кривая на графике смещается вправо, а всё то, что сопровождается понижение ожидаемой чистой доходности инвестиций смещает кривую влево.

   Увеличение  издержек инвестирования приведёт к снижению размеров инвестиций и кривая на графике сместится влево, а рационализация в осуществлении мер по модернизации оборудования приведёт к увеличению инвестиционного фонда и сместит кривую инвестиций вправо.

   Тесно  связаны с названным фактором  выступает уровень оснащённости  производства основным капиталом.  Если производство хорошо оснащено  техническими мощностями каждое  последующее инвестирование сопровождается  падением нормы чистой прибыли,  поэтому инвестиции будут ограничиваться. В случае низкой технической  оснащённости дополнительные инвестиции  приведут к росту производительности  труда и повышению нормы чистой  прибыли. Инвестиции будут расширяться,  и кривая – смещаться вправо.

   В  указанной взаимосвязи основным  стимулом для инвестирования  выступает прогресс в области  техники и технологии производства. Новая техника и новые технологии  снижают издержки производства, повышают качество изделий и  тем самым способствуют повышению  нормы чистой прибыли, а значит  – и резкому возрастанию инвестиций  в тех производствах, где подобные  преобразования происходят.

   Сдвиги  в спросе на инвестиции происходят  также под воздействием субъективных  факторов, которые часто оказываются  трудно предсказуемыми. Речь идёт  о меняющемся политическом климате  в стране, о международной обстановке, о состоянии дел на фондовых  биржах и т.д., о реагировании  на них предпринимателей. Если  под воздействием этих факторов  в экономической среде складывается  оптимистическое настроение, инвестиции  начнут возрастать. И наоборот, пессимистические настроения вызывают ограничение инвестиций. На кривой инвестиций это отражается сдвигом её влево.

   Налоговая политика государства является одним из факторов влияющих на инвестиции. Рост налогов сокращает доходы предпринимателей и тогда кривая инвестиций имеет тенденцию к движению влево, что иллюстрирует рисунок 1.4.

 


Рисунок 1.4 - Влияние увеличения налогов на инвестиции

Примечание - Источник: собственная разработка

 

С другой стороны, сокращение налоговых платежей (налоговые  льготы) для инвестора будут всегда иметь стимулирующий эффект. При  сокращении налогов кривая инвестиций сместится вверх, что свидетельствует  об увеличении инвестиций. Таким образом  с точки зрения инвестора налоги рассматриваются как издержки инвестирования и будут негативно влиять на стимулирование инвестиционного процесса. Однако, налоги являются важным инструментом регулирования национальной экономики, и государству следует пользоваться этим инструментом для направления  инвестиций в стратегически важные для общества сферы экономики. 

Факторами влияющими на инвестиции в государстве  являются: издержки инвестирования, ожидания касающиеся прибыли, уверенность в будущем, процентная ставка, уровень цен, уровень оснащенности производства основным капиталом. Налоговая политика государства, являясь одним из факторов влияющих на активность инвесторов, должна быть направлена на уменьшение налоговых платежей в тех сферах народного хозяйства, где необходимы инвестиции.

 

1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт)

 

Такой метод  стимулирования инвестиционной деятельности как налоговые льготы получили распространение  в мире в 60-х годах прошлого века. В этот период сформировались основные причины расширения сферы применения системы налоговых льгот, к числу которых можно отнести появление теоретических обоснований необходимости усиления регулирующей и стимулирующей роли налогов в условиях ужесточения конкуренции на мировом рынке. Не меньшую роль в указанном процессе сыграли такие факторы, как снижение государственных расходов на научно-технические исследования из-за низкой экономической эффективности результатов финансируемых бюджетом работ, а также уменьшение заинтересованности фирм в получении бюджетных средств по государственным программам на инвестирование производства. Снижение интереса частного бизнеса к участию в бюджетных программах было вызвано существованием целого ряда ограничений при использовании этих средств. В результате от непосредственного финансирования технического перевооружения производства и научно-исследовательских работ развитые страны перешли использованию экономических, в первую очередь, налоговых методов стимулирования фирм и корпораций, самостоятельно выполняющих такие работы.

Стимулирующие функции могут выполнять практически  все налоги, но для активизации  инвестиций наиболее часто используется корпоративный налог или налог  на прибыль корпораций. Методы стимулирования инвестиций, основанные на использовании  этого налога, применяются во многих странах. К их числу относится  использование режима ускоренной амортизации, инвестиционный налоговый кредит и  стимулирование расходов на научно-исследовательские работы.

Ускоренная  амортизация впервые нашла применение в США в 1954 г. в отдельных приоритетных отраслях экономики, а в 60-е гг. ХХ в. распространилась и на другие страны. При этом основным методом начисления амортизации вместо линейного стал регрессивный или метод уменьшаемого остатка, при котором сумма амортизационных  отчислений рассчитывается от остаточной стоимости амортизируемого имущества. В условиях инфляции и быстрой  сменяемости моделей оборудования этот метод позволяет в первые годы его эксплуатации накопить большую  часть амортизационных средств  и сократить потери фирмы при  досрочном списании техники. Кроме  того, в 70-е гг. корпорациям было предоставлено  право самостоятельно устанавливать  амортизационный период по группам  основных средств в пределах регламентированного  временного диапазона, например, от 5 до 7 лет [1, с.56].

Во Франции  для стимулирования переоснащения  в дополнение к обычным амортизационным  отчислениям предприятиям разрешено  исключать из их доходов сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств. Аналогичные стимулы при приобретении нового оборудования или строительстве производственных объектов предусмотрены законодательством Великобритании, где отдельные предприятия имеют право вычитать из доходов помимо амортизации суммы, равные 15–30% стоимости строительства объектов или нового оборудования [1, c. 60].

В начале 60-х  гг. в странах с рыночной экономикой стал применяться инвестиционный налоговый  кредит, сумма которого обычно рассчитывалась в процентах от стоимости приобретаемого оборудования и уменьшала величину налога на прибыль корпорации. Условия  предоставления инвестиционного налогового кредита на протяжении ряда лет неоднократно менялись. Это касалось и размера  самого кредита, и видов вводимых активов, и процентов за пользование  кредитом. В отдельные годы, когда  наблюдался инвестиционный бум, действие кредита приостанавливалось.

Данная  льгота позволяет весьма эффективно стимулировать обновление и расширение основных средств, однако ее применение было недостаточным для финансирования инициативных научно-исследовательских  работ. Ведь результаты от их внедрения  не могут в короткие сроки обеспечить окупаемость произведенных затрат. Поэтому в практику налогообложения  были введены специальные налоговые  льготы на проведение научно-исследовательских работ.

В США такие  льготы стали применяться с середины 50-х гг. в виде единовременного  исключения из налогооблагаемой базы корпораций затрат на проведение НИОКР  или (по выбору) вычета этих затрат в  течение нескольких лет. Следует  отметить, что эта льгота широко использовалась крупнейшими корпорациями. Так, в 1971 г. налог на прибыль крупных  нефтяных компаний составил всего 5% прибыли, подлежавшей обложению, тогда как  в среднем по стране он достигал 40%. Подобные льготы вводились в Великобритании, ФРГ и других странах [2, c. 80].

Наибольшая  активность в стимулировании инвестиционной деятельности частных фирм за рубежом  была характерна для периода конца 70-х – начала 80-х гг. Правительства ряда стран определяли приоритетные виды или направления предпринимательской деятельности, для которых устанавливались пониженные налоговые ставки, вводились освобождения инвестируемых сумм от налогов, разрешалась ускоренная амортизация. В первую очередь это касалось предприятий, занятых производством электроники, авиационной и ракетно-космической техники, автомобилей, горнодобывающей промышленности и ряда других отраслей. Однако в дальнейшем выяснилось, что вместо повышения эффективности использования инвестиционных ресурсов, многие фирмы ставили для себя задачу получения максимальных налоговых льгот и ухода от налогов. Приоритетность отдельных отраслей приводила к экономическому неравенству налогоплательщиков. Поэтому в ходе налоговых реформ 80-х гг. целый ряд льгот был отменен.  
Учитывая новые тенденции в развитии научно-технического прогресса, которые потребовали от предпринимателей расширения межотраслевых, межрегиональных и международных связей, стимулирование инвестиционной деятельности было переориентировано на поддержку создания новых организационных форм предпринимательства, способных быстро выполнять и реализовывать новейшие разработки и инновации на стыке различных сфер производства. При этом налоговое стимулирование научно-исследовательской деятельности даже расширилось. Оно охватило и фундаментальные исследования, и деятельность по внедрению изобретений в производство. Появилась новая форма инвестиционной льготы – исследовательский налоговый кредит, был снижен уровень налогообложения небольших внедренческих фирм, расширилось налоговое стимулирование сотрудничества фирм и корпораций с университетами.

В настоящее  время во многих странах действуют  льготы по затратам на научно-исследовательские  работы, однако и сегодня в этой сфере ситуация не идеальна. В частности, данными льготами в первую очередь  пользуются компании, которые уже  обладают достаточным научно-исследовательским  потенциалом. Фирмы, которые только начинают исследовательские программы  и не имеют достаточных средств, не могут в полной мере воспользоваться  льготами, так как по условиям налогообложения  многих стран предоставление налогового кредита возможно только при условии  подтверждения факта прироста затрат на НИОКР, что не всегда под силу этим фирмам.  
В 80-е годы активизировался процесс кооперации промышленных компаний с научно-исследовательскими и конструкторскими фирмами. В США и странах Европейского союза появился новый тип научно-исследовательских партнерских объединений. Ведущая роль в таких объединениях часто принадлежит университетам. Инвесторам этих объединений предоставляются существенные льготы в виде освобождения инвестируемых средств от налогов, а прибыль, получаемая объединениями от реализации результатов научных исследований, облагается по сниженной ставке.

Важное  место в системе налоговых  льгот, в том числе инвестиционных, принадлежит упрощенным и облегченным  условиям налогообложения субъектов  малого предпринимательства, среди  которых определенное место занимают венчурные фирмы. Во многих странах  прибыль мелких компаний облагается не на общих основаниях, а по ставке индивидуального подоходного налога владельца предприятия, которая  существенно ниже ставки налога на прибыль фирмы. Банки также могут  пользоваться льготами в виде списания на издержки части прибыли, за счет которой они создают фонды  на случай невозвращения кредитов и  страхования операций с высокой  степенью риска, каковыми являются фонды  венчурного капитала.

Есть льготы для вновь создаваемых акционерных  обществ, которые в течение первых лет работы полностью или частично освобождаются от налога. Такие льготы обычно называются налоговыми каникулами.  
Новой разновидностью отсрочки налоговых платежей является налоговый кредит на затраты по профессиональной подготовке работников организаций. Обычно этот кредит представляет собой вычет из облагаемой прибыли в пределах установленного процента суммы прироста затрат предприятия на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров. На территориях с высоким уровнем безработицы расходы на подготовку кадров полностью вычитаются из налоговой базы по налогу на прибыль.

Налоговые льготы в ряде случаев имеют отраслевую направленность, например, предоставляются  лицам, инвестирующим свои средства в сельское хозяйство или сельскохозяйственное машиностроение. Инвестиционные налоговые  льготы часто используются для поддержки  предпринимателей, функционирующих  в регионах с невысоким уровнем  экономического развития или со сложными природно-климатическими условиями. Так, компании в отсталых южных районах  Италии освобождаются от налога на прибыль в течение первых десяти лет с момента их регистрации. В провинциях Канады с особо суровым  климатом в пределах налога на прибыль  фирмам предоставляется скидка в  размере 20–50% затрат на приобретение оборудования и строительство. В Германии для  фирм, осуществляющих капитальные вложения в регионы, где возникают так  называемые «больные» отрасли, разрешается  ускоренная амортизация основных средств. Это позволяет учесть региональный аспект в предоставлении налоговых инвестиционных льгот [2, c. 118].

В условиях создания и расширения экономических  сообществ государств, в частности  Европейского Союза, процессы унификации налогообложения инвесторов получили дальнейшее развитие. Для создания единого внутреннего рынка страны ЕС решают вопросы гармонизации и  унификации налогообложения прибыли  предприятий и доходов от инвестиционной деятельности, чтобы обеспечить свободную  миграцию капиталов в рамках Союза  и расширить возможности научно-технической  интеграции и распространения инноваций. В то же время, такая унификация затрагивает  интересы национальных производителей и ограничивает влияние правительств на структуру и конъюнктуру внутренних рынков.

Информация о работе Налоговая система Беларуси