Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26
2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43
3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Примечание – собственная
Рассмотрим две модели: Х1, Х5; Х2,Х5
|
(1.8) |
tнабл
по модулю: 44,55
Сравним с табличным на уровне значимости =0,05 с (n-m-1)=(10-2-1)=7 степенями свободы tтабл=2,02.
Как видим, все коэффициенты получились значимыми.
|
(1.9) |
(1.10) | |
(1.11) |
2) Рассмотрим модель Х2 Х5 (1.12) – (1.15):
|
(1.12) |
tнабл по модулю: 24,56 4,69
Сравним с табличным на уровне значимости =0,05 с (n-m-1)=(10-2-1)=7 степенями свободы tтабл=2,02
Как видим, все коэффициенты получились значимыми.
|
(1.13) |
(1.14) | |
|
(1.15) |
Все модели хорошего качества, их все можно использовать для дальнейшего исследования, но по t-критерию фактор Х1 (44,55) выше фактора Х2 (24,56), ошибки аппроксимации в первой модели меньше, чем во второй.
Для дальнейших этапов исследуем первую модель с Х1, Х5. Сделаем допущения:
По t-критериям эту модель можно признать наиболее качественной.
Чтобы установить окончательно, так ли это, проверим мультиколлинеарность в ней.
Рассчитаем линейные парные коэффициенты корреляции между Y и каждым фактором, и попарно между всеми факторами. Составим общую корреляционную матрицу в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Корреляционная матрица факторов
Y |
X1 |
X5 | |
Y |
1 |
||
X1 |
0,884 |
1 |
|
X5 |
0,441 |
0,273 |
1 |
Примечание – собственная
Видим, что корреляция между Х1 и Х5 (0,273) крайне слаба, можно сказать, практически отсутствует.
Рассчитаем определитель матрицы межфакторной корреляции в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Расчет межфакторной корреляции
X1 |
X5 | |
X1 |
1 |
|
X5 |
0,273 |
1 |
Примечание – собственная
det rx»0,925 ® 1, это означает, что проблема мультиколлинеарности невелика, можно сказать незначительна.
А также
учитывая, что коэффициенты модели
оказались устойчивы к
Проводим дальнейший анализ модели (1.16)
|
(1.16) |
a1=0,96 – показывает, что при увеличении размера субсидий, грантов, полученных компаниями Республики Беларусь на проведение исследований и разработок на 100 рублей уровень расходов на исследования и разработки в целом по Республике Беларусь увеличивается на 96 рублей.
a2=0,032 – показывает, что введение налоговой льготы в среднем вызывает 3,32% от общего размера осуществленных исследований и разработок.
Доверительные интервалы для параметров множественной регрессии
При уровне значимости =5%, используя расчеты Mathstat, получаем 95%-ные доверительные интервалы:
для a1: (0,913; 1,004), для a2: (0,005; 0,01).
Ширина интервалов маленькая, можно предположить, что точность модели будет хорошей.
Коэффициент детерминации R2=0,985
Скорректированный коэффициент детерминации R2=0,963 показывает, что изменение уровня расходов на НИОКР - Y на 96,3% обусловлены совокупным изменением таких факторов, как размер субсидий, грантов, полученных компаниями Республики Беларусь и введением налоговой льготы.
Остальные 3,7% изменений стоимости обусловлены другими факторами, не включенными в модель или необнаруженными в данном исследовании и случайными.
Как было показано выше, введение налоговой льготы в среднем вызывает 3,32% от общего размера осуществленных исследований и разработок. Учитывая уровень расходов на исследования и разработки, приведенный в таблице 7, можно рассчитать, что налоговая льгота за период 2006-2007 год вызвала 0,096 условных денежных единиц дополнительных расходов на научные исследования и разработки.
При этом, по данным, полученным через Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, объем заявленной налоговой льготы за аналогичный период составил 0,156 денежных единиц.
Таким образом, можно заключить, что льгота неэффективна, так как направление недополученных от налоговых поступлений средств напрямую на исследования и разработки позволило бы увеличить объем выполняемых исследований и разработок в регионе.
Возможно, построенная модель и
недостаточно надежна по причине
отсутствия достаточного массива данных
в государственном
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь
Одной из главных задач для экономики является сохранение, несмотря на достигнутые высокие темпы роста, и улучшение технологической структуры инвестиций, уровня износа основных фондов, особенно их активной части, на отметке, намного превышающей критическую. Доля износа активной части основных средств составляет 70-80% в различных сферах экономики. Это свидетельствует о низком инновационном уровне инвестиций, вводе в действие морально и физически изношенного оборудования и отсутствии комплексной стратегии технологического обновления производства. Таким образом, рост инвестиций, причем инвестиций должного технологического и инновационного качества, является ключевым средством создания и поддержания устойчивого экономического роста на долгосрочной основе.
Увеличение эффективности капиталовложений необходимо обеспечить по следующим основным направлениям структурной политики:
— совершенствование межотраслевой, секторальной и внутриотраслевой структуры инвестиций за счет более высоких темпов роста инвестиций в сферах, отраслях, производствах, обеспечивающих больший прирост добавленной стоимости на единицу капиталовложений;
— сосредоточение финансовых ресурсов на ключевых проектах, способных обеспечить прорыв в технологической модернизации производства (передовые отрасли машиностроения и информационные технологии), и дать наибольший мультипликативный эффект по народному хозяйству. В этом отношении показателен пример Китая, где 20 процентов всех инвестиций в инновации сосредоточено в машиностроении;
— приоритетное направление инвестиционных ресурсов на фи- нансирование высокоэффективных наукоемких инвестиционных проектов, реализация которых позволила бы освоить новые рынки сбыта и создать потенциал роста на основе высоких технологий. Для того чтобы повысить эффективность инвестиций и обеспечить их должный технологический уровень, необходимо сделать следующее:
— обеспечить
технологическое
— обеспечить приоритетное направление инвестиций на промышленное освоение отечественных научно-технических разработок, способных обеспечить создание национального сектора высоких технологий, отвечающего требованиям международной конкурентоспособности;
— активизировать работу на мировом рынке ноу-хау и интеллектуальной собственности, включая развитие взаимовыгодного обмена патентами, лицензиями, другими объектами интеллектуальной собственности;
— расширить участие республики в международных технологических соглашениях;
— обеспечить
приоритетное привлечение иностранного
инвестора, прежде всего, в сферу
высокотехнологичных проектов, связанных
с покупкой патентов и лицензий,
что обеспечит выигрыш во времени
при осуществлении
В направлении
привлечения иностранных
Но надо отметить, что главным направлением по привлечению иностранных инвестиций должна быть наука. Беларуси следует придерживаться японского опыта, сроя свою экономическую политику на основе инноваций и внедрении их в промышленность. К 2007 году расходы на НИОКР в Японии достигли рекордной для страны цифры — почти 19 триллионов йен (по данным министерства внутренних дел и коммуникаций), расходы на НИОКР по отношению к ВВП также стали рекордными — 3,67 процента, что вывело страну на первое место в мире по этому показателю. Причём 13,8 триллионов йен инвестировал бизнес, 3,4 триллиона йен — университеты и колледжи, ещё 1,7 триллиона йен — некоммерческие и общественные организации. Таким образом, в процентном соотношении расходы на поддержку научно-исследовательских работ в Японии на 82,2 процента взял на себя частный сектор, доля государственного сектора составила, соответственно, 17,8 %. В Беларуси же подобный показатель составляет 0,7-0,8%, а это очень низкий показатель. Наукоемкость Республики Беларусь следует довести хотя бы до 2,5 % ВВП [8; 9].
Этого
можно добиться с помощью
Таблица 3.1 Наукоемкость инвестиций в Республике Беларусь
Показатели |
2000 |
2006 |
2007 |
2007 |
2009 |
2010 |
Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.) |
1809 |
20374,1 |
26053,3 |
37202,3 |
43377,6 |
53380,8 |
Инвестиции в основной капитал на науку и научное обслуживание (млрд. руб.) |
5,427 |
61,1223 |
104,213 |
223,214 |
173,51 |
373,66 |
Инвестиции на науку и научное обслуживание |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,7 |
Примечание - Источник : составлено по [11, с. 28]
В планах правительстве повысить наукоемкость ВВП в Беларуси к концу 2015 года до 4-4,5%. Одним направлений достижения этой цели является венчурное финансирование.