Налоговая система Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ методов налогового стимулирования на инвестиционную деятельность в сфере инноваций применительно к Республике Беларусь. Исходя из цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи налоговой и инвестиционной политики;
- проанализировать налоговую политику Республики Беларусь на современном этапе и ее влияние на инвестиционную деятельность в сфере инноваций;
- предложить пути совершенствования налоговой политики в целях стимулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты инвестиций в инновационную сферу на основе налогового стимулирования 6

1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционная политика как фактор инновационного развития экономики 6
1.2 Влияние налогового регулирования на инвестиционную активность 14
1.3 Методы налогового стимулирования инноваций (зарубежный опыт) 18
2 Основные направления налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 26

2.1 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь 26
2.2 Особенности налогового регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь 30
2.3 Оценка эффективности налоговых льгот с помощью факторной модели 36
3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь 43

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь 43
3.2 Направление стимулирования инвестиционной деятельности и реформирования налогообложения в сфере инноваций в Республике Беларусь 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

диплом Андрей.docx

— 251.35 Кб (Скачать файл)

Примечание – собственная разработка

 

Рассмотрим  две модели: Х1, Х5; Х25

  1. Рассмотрим модель Х1, Х5 (1.8)-(1.11):

 

(1.8)


 

tнабл по модулю:    44,55                           2,94

Сравним  с табличным на уровне значимости  =0,05 с (n-m-1)=(10-2-1)=7 степенями свободы tтабл=2,02.

Как видим, все коэффициенты получились значимыми.

 

 

 

 

 

(1.9)

(1.10)

(1.11)


 

 

 

2) Рассмотрим модель Х2 Х5 (1.12) – (1.15):

 

(1.12)


 

tнабл по модулю:   24,56                  4,69

Сравним  с табличным на уровне значимости =0,05 с (n-m-1)=(10-2-1)=7 степенями свободы tтабл=2,02

Как видим, все  коэффициенты получились значимыми.

 

(1.13)

(1.14)

(1.15)


 

 

Все модели хорошего качества, их все можно  использовать для дальнейшего исследования, но по  t-критерию фактор Х1 (44,55) выше фактора Х2 (24,56), ошибки аппроксимации в первой модели меньше, чем во второй.

Для дальнейших этапов исследуем первую модель с  Х1, Х5. Сделаем допущения:

  • эти факторы действительно являются определяющими и показывают истинную зависимость
  • в модели невелика мультиколлинеарность.

По t-критериям  эту модель можно признать наиболее качественной.

Чтобы установить окончательно,  так ли это, проверим мультиколлинеарность в ней.

Рассчитаем  линейные парные коэффициенты корреляции между  Y и каждым фактором, и попарно  между всеми факторами. Составим общую корреляционную матрицу в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Корреляционная матрица факторов

 

 

Y

X1

X5

Y

1

   

X1

0,884

1

 

X5

0,441

0,273

1


Примечание – собственная разработка

 

Видим, что  корреляция между Х1 и Х5 (0,273) крайне слаба, можно сказать, практически отсутствует.

Рассчитаем  определитель матрицы межфакторной корреляции в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Расчет межфакторной корреляции

 

 

X1

X5

X1

1

 

X5

0,273

1


Примечание – собственная разработка

 

det rx»0,925 ® 1, это означает, что проблема мультиколлинеарности невелика, можно сказать незначительна.

А также  учитывая, что коэффициенты модели оказались устойчивы к изменению  модели, можно  постановить, что проблема мультиколлинеарности практически  не искажает результаты моделирования, и еѐ последствия незначительны.

Проводим дальнейший анализ модели (1.16)

 

(1.16)


 

a1=0,96 – показывает, что при увеличении размера субсидий, грантов, полученных компаниями Республики Беларусь на проведение исследований и разработок на 100 рублей уровень расходов на исследования и разработки в целом по Республике Беларусь увеличивается на  96 рублей.

a2=0,032 – показывает, что введение налоговой льготы в среднем вызывает 3,32% от общего размера осуществленных исследований и разработок.

Доверительные интервалы для параметров множественной  регрессии

При уровне значимости  =5%, используя расчеты Mathstat, получаем 95%-ные доверительные интервалы:

для a1: (0,913; 1,004), для a2: (0,005; 0,01).

Ширина интервалов маленькая, можно  предположить, что точность модели будет хорошей.

Коэффициент детерминации R2=0,985

Скорректированный коэффициент детерминации R2=0,963 показывает, что изменение уровня расходов на НИОКР - Y на 96,3% обусловлены совокупным изменением таких факторов, как размер субсидий, грантов, полученных компаниями Республики Беларусь и введением налоговой льготы.

Остальные 3,7% изменений стоимости  обусловлены другими факторами, не включенными в модель или необнаруженными  в данном исследовании и случайными.

Как было показано выше, введение налоговой  льготы в среднем вызывает 3,32% от общего размера осуществленных исследований и разработок. Учитывая уровень расходов на исследования и разработки, приведенный  в таблице 7, можно рассчитать, что  налоговая льгота за период 2006-2007 год  вызвала  0,096 условных денежных единиц дополнительных расходов на научные  исследования и разработки.

При этом, по данным, полученным через  Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, объем заявленной налоговой льготы за аналогичный  период составил 0,156 денежных единиц.

Таким образом, можно заключить, что  льгота неэффективна, так как направление  недополученных от налоговых поступлений  средств напрямую на исследования и  разработки позволило бы увеличить  объем выполняемых исследований и разработок в регионе. 

Возможно,  построенная модель и  недостаточно надежна  по причине  отсутствия достаточного массива данных в государственном статистическом наблюдении, как было показано в  предыдущем параграфе. Иными словами, по мнению автора,  чем  более репрезентативный набор статистических данных будет  доступен исследователю,  тем  большее  количество факторов  можно будет  включить в модель и тем более  качественными окажутся результаты.

 

 

3 Пути совершенствования системы налогового стимулирования инноваций в Республике Беларусь

3.1 Проблемы в сфере инноваций и рекомендации по их решению в Республике Беларусь

 

Одной из главных  задач для экономики является сохранение, несмотря на достигнутые высокие темпы роста, и улучшение технологической структуры инвестиций, уровня износа основных фондов, особенно их активной части, на отметке, намного превышающей критическую. Доля износа активной части основных средств составляет 70-80% в различных сферах экономики. Это свидетельствует о низком инновационном уровне инвестиций, вводе в действие морально и физически изношенного оборудования и отсутствии комплексной стратегии технологического обновления производства. Таким образом, рост инвестиций, причем инвестиций должного технологического и инновационного качества, является ключевым средством создания и поддержания устойчивого экономического роста на долгосрочной основе.

Увеличение  эффективности капиталовложений необходимо обеспечить по следующим основным направлениям структурной политики:

— совершенствование  межотраслевой, секторальной и внутриотраслевой структуры инвестиций за счет более  высоких темпов роста инвестиций в сферах, отраслях, производствах, обеспечивающих больший прирост  добавленной стоимости на единицу  капиталовложений;

— сосредоточение финансовых ресурсов на ключевых проектах, способных обеспечить прорыв в технологической  модернизации производства (передовые  отрасли машиностроения и информационные технологии), и дать наибольший мультипликативный  эффект по народному хозяйству. В  этом отношении показателен пример Китая, где 20 процентов всех инвестиций в инновации сосредоточено в  машиностроении;

— приоритетное направление инвестиционных ресурсов на фи- нансирование высокоэффективных  наукоемких инвестиционных проектов, реализация которых позволила бы освоить новые рынки сбыта  и создать потенциал роста  на основе высоких технологий. Для  того чтобы повысить эффективность  инвестиций и обеспечить их должный  технологический уровень, необходимо сделать следующее:

— обеспечить технологическое перевооружение, прежде всего, в отраслях, производящих средства производства (машиностроении и других связанных с ним отраслях), а  также в энергетическом комплексе, который формирует базовые затраты  отраслей — потребителей энергии. Это  даст импульс к технологическому перевооружению всего народнохозяйственного  комплекса;

— обеспечить приоритетное направление инвестиций на промышленное освоение отечественных  научно-технических разработок, способных  обеспечить создание национального сектора высоких технологий, отвечающего требованиям международной конкурентоспособности;

— активизировать работу на мировом рынке ноу-хау  и интеллектуальной собственности, включая развитие взаимовыгодного  обмена патентами, лицензиями, другими  объектами интеллектуальной собственности;

— расширить  участие республики в международных  технологических соглашениях;

— обеспечить приоритетное привлечение иностранного инвестора, прежде всего, в сферу  высокотехнологичных проектов, связанных  с покупкой патентов и лицензий, что обеспечит выигрыш во времени  при осуществлении технологической  модернизации экономики страны и  освоении новых ниш на мировом  рынке высоких технологий. Это  более перспективный и эффективный  путь по сравнению с покупкой оборудования, поскольку в условиях быстрой  смены поколений техники ввозимое оборудование имеет большую или  меньшую степень морального износа.

В направлении  привлечения иностранных инвестиций в Беларуси в 2011 году проделана огромная работа. Иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики (кроме банков) Беларуси за январь-сентябрь 2011 года $12,6 млрд инвестиций, что в 2 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 года. Поступление прямых иностранных инвестиций составило $8,8 млрд, или 70% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2010 года валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,3 раза. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (88,5% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за январь-сентябрь 2011 года составила $7,5 млрд., что в 2,1 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 года.  Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (47,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (21,3%), Кипра (7,8%), Австрии (6%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (33,7% от всех поступивших инвестиций), транспорта (32,1%), промышленности (25,7%).  Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (56% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 27,5% валового объема прямых инвестиций, Украины - 3,3%, Кипра - 3,1%.  Прочих иностранных инвестиций получено $3,8 млрд, или в 1,6 раза больше, чем за январь-сентябрь 2010 года. На их долю приходилось 30% от всего валового поступления иностранных инвестиций [7].

Но надо отметить, что главным направлением по привлечению иностранных инвестиций должна быть наука. Беларуси следует придерживаться японского опыта, сроя свою экономическую политику на основе инноваций и внедрении их в промышленность. К 2007 году расходы на НИОКР в Японии достигли рекордной для страны цифры — почти 19 триллионов йен (по данным министерства внутренних дел и коммуникаций), расходы на НИОКР по отношению к ВВП также стали рекордными — 3,67 процента, что вывело страну на первое место в мире по этому показателю. Причём 13,8 триллионов йен инвестировал бизнес, 3,4 триллиона йен — университеты и колледжи, ещё 1,7 триллиона йен — некоммерческие и общественные организации. Таким образом, в процентном соотношении расходы на поддержку научно-исследовательских работ в Японии на 82,2 процента взял на себя частный сектор, доля государственного сектора составила, соответственно, 17,8 %. В Беларуси же подобный показатель составляет 0,7-0,8%, а это очень низкий показатель. Наукоемкость Республики Беларусь следует довести хотя бы до 2,5 % ВВП [8; 9].

 Этого  можно добиться с помощью увеличения  размера инвестиций в науку  и научное обслуживание до  нескольких процентов. Сегодня  процентное соотношение инвестиций  в науку и научное обслуживание к общему объему инвестиций состовляет менее 1%, что видно из таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1 Наукоемкость инвестиций в Республике Беларусь

 

Показатели

2000

2006

2007

2007

2009

2010

Инвестиции в основной капитал  (млрд. руб.)

1809

20374,1

26053,3

37202,3

43377,6

53380,8

Инвестиции в основной капитал  на науку и научное обслуживание (млрд. руб.)

5,427

61,1223

104,213

223,214

173,51

373,66

Инвестиции на науку и научное обслуживание 
(% к объему инвестиций)

0,3

0,3

0,4

0,6

0,4

0,7


Примечание - Источник : составлено по [11, с. 28]

 

В планах правительстве  повысить наукоемкость ВВП в Беларуси к концу 2015 года до 4-4,5%. Одним направлений достижения этой цели является венчурное финансирование.

Информация о работе Налоговая система Беларуси