Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

В министерстве пояснили, что в республике пока нет механизма передачи данных о функционировании торговых автоматов. То есть, налоговым органам неизвестно, сколько, например, чая, кофе, чипсов и  других товаров продается через торговые автоматы. Пока выручка не контролируется, нет инструмента контроля за автоматами. Поэтому данная система создается, чтобы с 1 июля она могла полноценно функционировать. Сейчас в Беларуси действуют в основном торговые автоматы с купюроприемниками по продаже товаров. Начинают внедряться и другие виды автоматов — по оказанию услуг, например, по ксерокопированию, фотографированию, услугам прачечных и другим видам. В целом в республике сейчас действует примерно около 2,5 тыс. торговых аппаратов. Постановлением Совета Министров Беларуси и Национального банка от 6 июля 2011 года №924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 года при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг будут принимать наличные денежные средства или банковские пластиковые карточки с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием либо через систему контроля торговых автоматов [26, с. 65].

Одним из важнейших направлений совершенствования  налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.

Анализ  контрольной работы инспекции показывает, что в плане допричисления  сумм платежей  наибольшую роль играют документальные проверки. Именно поэтому  областное управление контроля в  целях совершенствования работы налоговиков в этой области пристальное  внимание уделяет разработке соответствующих  методических указаний, памяток, которыми руководствуются специалисты при  проверках. Положительным явлением стало регулярное проведение соответствующих  семинаров и совещаний, а также  глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких  нарушениях. То есть важнейшее направление  повышения эффективности налогового контроля — совершенствование методологии налоговых проверок.

Анализ опыта зарубежных стран  убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора плательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков.

В Республике Беларусь в настоящее  время преобладает последующий  налоговый контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, бессознательностью плательщиков и одновременно недостаточной работой, проводимой с ними. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля.

В настоящее время приоритетным направлением контрольной работы налоговых  органов  должна  стать  усиление  аналитической  составляющей  работы,  внедрение  системного  экономико-правового  анализа финансово-хозяйственной  деятельности проверяемых объектов. В связи с этим большое внимание следует уделять камеральному контролю, который в настоящее время  должен рассматриваться в качестве основной и приоритетной формы налогового контроля.

Приоритетность  камеральных  проверок  перед  другими  формами  налогового контроля обусловлена следующими факторами:

Во-первых,  камеральная проверка является наименее  трудоемкой формой налогового контроля.

Во-вторых,  данным  видом  налогового  контроля,  как  правило, охватываются 100 %  налогоплательщиков,  представивших налоговую отчетность  в налоговые органы [28].

 Представляется, что для качественного  улучшения работы в сфере проведения  камерального контроля налоговые  органы должны решить следующие  задачи:

           -обеспечить полный охват основных налогоплательщиков углубленным камеральным  контролем. При  этом  все  основные финансово-экономические показатели данных налогоплательщиков, прямо или косвенно влияющие на формирование налоговой базы, должны быть объектом постоянного мониторинга налоговых органов;

 -использовать  при  проведении  проверки  основных  налогоплательщиков весь спектр косвенной информации;

           -осуществить  внедрение  в  практику  работы  налоговых  органов  программных продуктов, позволяющих производить камеральную проверку на более высоком  и  качественном  уровне,  а  именно:  способную  логически  увязать взаимосвязанные различные показатели налоговых деклараций, форм бухгалтерской  отчетности  и  анализировать  основные  финансово-экономических показатели деятельности налогоплательщика.

По мнению Т. Верезубовой и А. Голутво «одним из направлений совершенствования налогового контроля является повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки плательщиков. Для этого необходимо создание принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных» [29, с.28].

Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют  проводить  не  только  автоматизированную  камеральную  проверку  и камеральный  анализ,  но  и  по  их  результатам —  отбор  налогоплательщиков  для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является  то, что оно предполагает полную  автоматизацию только  самой процедуры  камеральной  проверки,  а  отбор  налогоплательщиков  для  выездных проверок  осуществляется  преимущественно  в  запросном  режиме,  т.е.  критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика  роль  субъективного фактора. Кроме  того,  программное  обеспечение  разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли. Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля — переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями  уровней,  динамики,  соотношений  различных  отчетных  показателей  от допустимых  для  организаций  соответствующих  отраслей  экономики  значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Анализ опыта зарубежных стран  убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора плательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков.

Обязательное представление налоговых  деклараций в электронном виде планируется  ввести в Беларуси с 2012 года для организаций  с численностью работающих более 50 человек. Об этом сообщили в Министерстве по налогам и сборам Беларуси. Такая  норма предусматривается проектом закона Беларуси "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" на 2012 год с  целью приведения белорусского налогового законодательства в соответствие с  общепринятой практикой.

Сведения о среднесписочной  численности работников должны будут  представляться в налоговый орган  по месту постановки плательщика  на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в  случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации  или внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При этом, что переход на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде будет единовременным не для всех субъектов хозяйствования, а только для неохваченной части  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное электронное  декларирование станет логичным продолжением развития новых форм электронного обслуживания налогоплательщиков.

По данным МНС, в Беларуси на 1 октября 2011 года в системе электронного декларирования зарегистрировано более 14,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 1 января 2011 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось более чем на 2 тыс. человек. В целом система электронного декларирования начала внедрятся с апреля 2009 года. Белорусские налогоплательщики оценили преимущества этой формы налогового декларирования, позволяющей ускорить и упростить процесс подачи налоговой отчетности.

Внедрение электронного декларирования стало одним из факторов, повлиявших на результат рейтинга Всемирного банка "Doing Business", в котором Беларусь продвинулась по индикатору "Налогообложение" с 183-й позиции на 156-е. На это решение  повлияло, наряду со снижением числа  налоговых платежей и налоговой  нагрузки, сокращение временных затрат по администрированию налогов на 100 часов.

 Налоговые органы Беларуси, как и другие страны Европы, сегодня стараются отойти от бумажного документооборота. Во многих государствах (Венгрия, Ирландия, Великобритания, Корея, Латвия, Россия) на законодательном уровне закреплено обязательство налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям, представлять налоговую отчетность в электронном виде. К таким налогоплательщикам, как правило, относятся плательщики, численность сотрудников или оборот которых превышает установленный предел.

Зарубежный опыт показывает: электронное  декларирование позволяет снизить  временные затраты налогоплательщика  на подготовку и представление в  налоговые органы налоговой отчетности, сокращает бумажный документооборот, отменяет необходимость являться в  налоговые органы лично. Кроме того, программное обеспечение, используемое для электронного декларирования, исключает  возможность арифметических и логических ошибок, содержит подсказки по заполнению полей, обновляется в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве [30].

Другим важным этапом процедуры  подготовки к налоговой проверке является предпроверочный анализ массива имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, отобранном для проведения проверки (досье налогоплательщика). Результат  такого  анализа —  выработка  стратегии  предстоящей  выездной проверки,  определение  сфер  финансово-хозяйственной  деятельности  налогоплательщика,  в  которых  наиболее  вероятно  выявление  нарушений  налогового  законодательства. Представляется, что именно такой подход к организации выездных налоговых проверок позволяет не только максимально сэкономить время и усилия специалистов налоговых органов за счет исключения из программы предстоящей проверки тех  вопросов,  по  которым  наличие  нарушений маловероятно,  но  и  рационально спланировать порядок действий проверяющих. 

Думается,  что  подобный  подход  к  организации  проверок  вполне  отвечает  и интересам  законопослушных  налогоплательщиков, позволяя им избежать частых визитов налоговых инспекторов[30].

В соответствии  с Указом Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», вступившим в силу с 1 января 2010 года, в основе контрольной надзорной  деятельности заложен принцип добросовестности и невиновности проверяемого субъекта. Впервые в нашей практике признано, что проверяемый субъект является добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. Таким образом, на контролирующий (надзорный) орган полностью возложена обязанность  доказывания совершения субъектом  административного правонарушения. При этом в случае неясности или  неточности предписаний акта законодательства решение должно приниматься в  пользу субъекта  Применение данного  принципа при проведении контрольных  мероприятий позволит установить более  доверительные отношения между  плательщиками и проверяющими [30, с. 4-49].

 В рамках  совершенствования налогового контроля  необходимо также общее повышение  налоговой культуры плательщиков и взаимодействие государства с ними с учетом следующих основных психологических аспектов

        - налоговые органы проверяют не с целью уличения в сокрытии результатов деятельности, неуплате налогов и заведения уголовных дел, а с целью помощи в правильном исчислении и уплате налогов;

         - взаимодействие с плательщиками по принципу партнерства, в частности, осуществление проверок в период, не осложняющий деятельность проверяемого.

Особое  внимание уделяется воспитанию налоговой  культуры у подрастающего поколения. С этой целью необходимо проводить мероприятия с учениками выпускных классов общеобразовательных учреждений, колледжей и лицеев, со студентами профессионально-технических учебных заведений. Информация, полученная учащимися и выпускниками учебных заведений в ходе проведения мероприятий, поможет им ориентироваться в вопросах налогообложения, выборе видов деятельности, а также понять, какую роль налоги играют в благосостоянии каждого гражданина и страны в целом.

Немаловажную  роль играет и повышение налоговой  культуры граждан.  Задачей проводимых разъяснительных мероприятий должно стать воспитание добросовестного и грамотного плательщика, чтобы уплата налога стала для него нормой жизни и обыкновенной привычкой

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном  этапе заключаются не только в  непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой  системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению  налогового контроля: приоритетным направлением должен статьи именно контроль за нелегальным  теневым оборотом, а не выявление  мелких нарушений, необходимых для  выполнения налоговым инспектором  доведенного до него “плана”.  Несомненно, позитивным моментом в процессе совершенствования  налогового контроля является своеобразное поощрение добропорядочных налогоплательщиков, выражающееся в законодательно закрепленном нововведении  - положении, в соответствии с которым плановая выездная налоговая  проверка проводится раз в три  года у тех плательщиков, у которых  нет задолженности по начисленным  налоговым платежам, имеется до 1 июля безусловно положительное аудиторское  заключение достоверности бухгалтерской  отчетности за предыдущий год, а удельный вес общей суммы уплаченных налогов  по отношению к полученной выручке  соответствует средней налоговой  нагрузке, сложившейся в отчетном году по конкретному виду экономической  деятельности.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей