Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа
Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.
Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89
В министерстве пояснили, что в республике пока нет механизма передачи данных о функционировании торговых автоматов. То есть, налоговым органам неизвестно, сколько, например, чая, кофе, чипсов и других товаров продается через торговые автоматы. Пока выручка не контролируется, нет инструмента контроля за автоматами. Поэтому данная система создается, чтобы с 1 июля она могла полноценно функционировать. Сейчас в Беларуси действуют в основном торговые автоматы с купюроприемниками по продаже товаров. Начинают внедряться и другие виды автоматов — по оказанию услуг, например, по ксерокопированию, фотографированию, услугам прачечных и другим видам. В целом в республике сейчас действует примерно около 2,5 тыс. торговых аппаратов. Постановлением Совета Министров Беларуси и Национального банка от 6 июля 2011 года №924/16 юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 года при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг будут принимать наличные денежные средства или банковские пластиковые карточки с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием либо через систему контроля торговых автоматов [26, с. 65].
Одним
из важнейших направлений
Анализ
контрольной работы инспекции показывает,
что в плане допричисления
сумм платежей наибольшую роль играют
документальные проверки. Именно поэтому
областное управление контроля в
целях совершенствования работы
налоговиков в этой области пристальное
внимание уделяет разработке соответствующих
методических указаний, памяток, которыми
руководствуются специалисты
Анализ опыта зарубежных стран убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора плательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков.
В Республике Беларусь в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, бессознательностью плательщиков и одновременно недостаточной работой, проводимой с ними. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля.
В
настоящее время приоритетным направлением
контрольной работы налоговых органов
должна стать усиление аналитической
составляющей работы, внедрение
системного экономико-правового
анализа финансово-
Приоритетность камеральных проверок перед другими формами налогового контроля обусловлена следующими факторами:
Во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля.
Во-вторых, данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100 % налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы [28].
Представляется, что для качественного
улучшения работы в сфере
-обеспечить полный охват основных налогоплательщиков углубленным камеральным контролем. При этом все основные финансово-экономические показатели данных налогоплательщиков, прямо или косвенно влияющие на формирование налоговой базы, должны быть объектом постоянного мониторинга налоговых органов;
-использовать при проведении проверки основных налогоплательщиков весь спектр косвенной информации;
-осуществить внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов, позволяющих производить камеральную проверку на более высоком и качественном уровне, а именно: способную логически увязать взаимосвязанные различные показатели налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности и анализировать основные финансово-экономических показатели деятельности налогоплательщика.
По мнению Т. Верезубовой и А. Голутво «одним из направлений совершенствования налогового контроля является повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки плательщиков. Для этого необходимо создание принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных» [29, с.28].
Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам — отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора. Кроме того, программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли. Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля — переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.
Анализ опыта зарубежных стран убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора плательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на плательщиков.
Обязательное представление
Сведения о среднесписочной
численности работников должны будут
представляться в налоговый орган
по месту постановки плательщика
на учет в произвольной форме не
позднее 20 января текущего года, а в
случае создания (реорганизации) организации
- не позднее 20-го числа месяца, следующего
за месяцем государственной
При этом, что переход на обязательное
представление налоговой
По данным МНС, в Беларуси на 1 октября 2011 года в системе электронного декларирования зарегистрировано более 14,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 1 января 2011 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось более чем на 2 тыс. человек. В целом система электронного декларирования начала внедрятся с апреля 2009 года. Белорусские налогоплательщики оценили преимущества этой формы налогового декларирования, позволяющей ускорить и упростить процесс подачи налоговой отчетности.
Внедрение электронного декларирования стало одним из факторов, повлиявших на результат рейтинга Всемирного банка "Doing Business", в котором Беларусь продвинулась по индикатору "Налогообложение" с 183-й позиции на 156-е. На это решение повлияло, наряду со снижением числа налоговых платежей и налоговой нагрузки, сокращение временных затрат по администрированию налогов на 100 часов.
Налоговые органы Беларуси, как и другие страны Европы, сегодня стараются отойти от бумажного документооборота. Во многих государствах (Венгрия, Ирландия, Великобритания, Корея, Латвия, Россия) на законодательном уровне закреплено обязательство налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям, представлять налоговую отчетность в электронном виде. К таким налогоплательщикам, как правило, относятся плательщики, численность сотрудников или оборот которых превышает установленный предел.
Зарубежный опыт показывает: электронное
декларирование позволяет снизить
временные затраты
Другим важным этапом процедуры подготовки к налоговой проверке является предпроверочный анализ массива имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, отобранном для проведения проверки (досье налогоплательщика). Результат такого анализа — выработка стратегии предстоящей выездной проверки, определение сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление нарушений налогового законодательства. Представляется, что именно такой подход к организации выездных налоговых проверок позволяет не только максимально сэкономить время и усилия специалистов налоговых органов за счет исключения из программы предстоящей проверки тех вопросов, по которым наличие нарушений маловероятно, но и рационально спланировать порядок действий проверяющих.
Думается, что подобный подход
к организации проверок вполне
отвечает и интересам законопослушных
налогоплательщиков, позволяя им избежать
частых визитов налоговых инспекторов[
В соответствии
с Указом Президента Республики Беларусь
№ 510 «О совершенствовании контрольной
(надзорной) деятельности в Республике
Беларусь», вступившим в силу с 1 января
2010 года, в основе контрольной надзорной
деятельности заложен принцип
В рамках
совершенствования налогового
- налоговые органы проверяют не с целью уличения в сокрытии результатов деятельности, неуплате налогов и заведения уголовных дел, а с целью помощи в правильном исчислении и уплате налогов;
- взаимодействие с плательщиками по принципу партнерства, в частности, осуществление проверок в период, не осложняющий деятельность проверяемого.
Особое внимание уделяется воспитанию налоговой культуры у подрастающего поколения. С этой целью необходимо проводить мероприятия с учениками выпускных классов общеобразовательных учреждений, колледжей и лицеев, со студентами профессионально-технических учебных заведений. Информация, полученная учащимися и выпускниками учебных заведений в ходе проведения мероприятий, поможет им ориентироваться в вопросах налогообложения, выборе видов деятельности, а также понять, какую роль налоги играют в благосостоянии каждого гражданина и страны в целом.
Немаловажную
роль играет и повышение налоговой
культуры граждан. Задачей проводимых
разъяснительных мероприятий
Подводя
итог вышесказанному, можно отметить,
что пути совершенствования налогового
контроля в нашей республике на современном
этапе заключаются не только в
непосредственном повышении результативности
форм и методов контрольных
Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей