Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:31, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучение теоретических основ налогового контроля за поступлением платежей в бюджет индивидуальных предпринимателей в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере ИМНС Московского района г. Минска; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок. Исследования и разработки: дана оценка контрольной работе за поступлениями платежей в бюджет с плательщиков – индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска, проведен анализ состояния налогового контроля, в результате которого выделены основные проблемы, предложены основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы организации системы налогового контроля 6
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля 6
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля 16
1.3 Методологические аспекты организации контрольной деятельности налоговых органов 23
1.4 Организация налогового контроля индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь 37
2. Особенности орагнизации налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Московскому району г. Минска 48
2.1 Организация налогового контроля за поступлением платежей индивидуальных предпринимателей в бюджет 48
2.2 Анализ контрольной работы с индивидуальных предпринимателями инспекци Министерства по налогам и сборам по Московксому району г. Минска 56
3. Основные проблемы и направления совершенствования организации системы налогового контроля за поступлением платежей с индивидуальных предпинимателей в Республике Беларусь 71
Заключение 86
Список использованных источников 89

Файлы: 1 файл

Диплом Гот.docx

— 228.47 Кб (Скачать файл)

Практика  показала, что весьма полезным в  работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается  результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых  состоит в выезде сотрудников  отделов одной налоговой инспекции  на территорию другой инспекции.

Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами.

Как было отмечено ранее, важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Приводились необходимые признаки действенной системы налогового контроля, рассмотрим эти признаки применительно к ИМНС Московского района

Применение  эффективных форм, приемов и методов  налоговых проверок упростит и даст возможность проверяющим выполнять  свою работу более качественно. Применение единого подхода к проверке сделает процесс проверки прозрачным, легко поддаваемому анализу и сравнению. Предоставление проверяющим органам широких полномочий в плане воздействия на недобросовестных плательщиков предаст дополнительный стимул и заинтересованность плательщиков самим производить своевременную и полную уплату налогов.

  В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности  налогового контроля не означает  его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.

Заключение

В современных условиях в системе  финансового контроля важное место  занимает такой его вид, как налоговый  контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о  налогах и сборах и в конечном итоге — поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

  1. Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый  контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности  за эти нарушения. Также следует  обратить внимание на то, что все  авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной  из которых является стремление плательщика  так или иначе избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся  государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

Необходимо  отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые  положения, которые определяют эффективное  осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных  правовым образом.

Наиболее  значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.

  1. Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

Налоговый контроль осуществляется уполномоченными  органами государства посредством  проведения ими конкретных контрольных  действий, регламентированных специальным  законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными  правами и обязанностями. Контрольные  мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой  законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную  реализацию мероприятий налогового контроля.

3)   Что касается организации налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.

Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для  выполнения функций обеспечения  соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов  налогового контроля.

4)Основным видом налогового контроля  в Республике Беларусь является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам — на комплексные и встречные.

5) Анализ контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району г. Минска  за 2009-2011 годы свидетельствует о том, что в последнее время достаточно высоким является процент выявления тех или иных нарушений по результатам контрольных мероприятий, что свидетельствует о довольно низкой налоговой дисциплине плательщиков. И вместе с тем основными налоговыми нарушениями являются непреднамеренные ошибки бухгалтеров, а не злостное умышленное уклонение от уплаты налогов. Причиной тому отчасти является несовершенство и нестабильность законодательства о налогах и предпринимательстве.

Оценка  контрольной работы инспекции позволяет  сделать вывод, что качество контроля налоговых инспекторов является достаточно высоким, а основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания доначисленных  в ходе контрольных мероприятий  сумм налогов и финансовых санкций. На результатах налогового контроля негативно сказывается с каждым годом ухудшающееся финансовое состояние  предприятий района, низкий уровень  рентабельности.

Таким образом, в силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования  контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как  на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в  целом.

6) Один из путей совершенствования налогового контроля —совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения.  В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

Также одним из важнейших направлений  совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование  его форм и методов, методологии  проведения налоговых проверок.

В плане совершенствования методологии  это, прежде всего, внедрение аналитической  составляющей в работу инспекции, особенно в части предварительного контроля. Такому внедрению способствовала бы автоматизация приема налоговых  расчетов и проведения камеральных  проверок, что позволило бы осуществить  замену механического труда аналитическим.

Как показывает анализ, основной эффект в  настоящее время имеет последующая  форма контроля. Однако не следует  забывать о том, что эффективная  система налогового контроля в целом  немыслима без надлежащей организации  предварительного контроля. Перспективным  критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью  выявления «слабых звеньев».

Говоря  о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма  контроля должна обеспечивать в первую очередь не поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых  нарушений. Поэтому в настоящее  время специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков, и такое взаимодействие носит  характер сотрудничества.

Анализ  свидетельствует о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий  суммы в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю. Поэтому  специалисты в области налогового контроля основной задачей, решение  которой может значительно повысить результативность налогового контроля, считают выявление теневого оборота  и контроль за теневым сектором экономики.

Что касается работы с индивидуальными  предпринимателями, то здесь приоритетным направлением  в последнее время  является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном  этапе заключаются не только в  непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой  системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению  налогового контроля: приоритетным направлением должен статьи именно контроль за нелегальным  теневым оборотом, а не выявление  мелких нарушений, необходимых для  выполнения налоговым инспектором  доведенного до него “плана”.

В заключение следует заметить, что  повышение качества и эффективности  налогового контроля не означает его  усложнения. Проведение мероприятий  налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И  в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.

Список использованных источников

 

  1. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических  расчетах, ценообразовании: (теория, практика) / С.И. Адаменкова. – Минск, 2005  - 120 с.
  2. Аксенова, И. О. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Законодательство. – 2010. – N 4. – с. 29-33.
  3. Анализ контрольной работы инспекции Министерства по налогам и сборам  по Московскому району за 2009-2011 года.
  4. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. -  Минск: Академия управления, 2005. – 890 с.
  5. Балабин, В. И. Проведение налоговых проверок и оформление их результатов // Налоговый вестник. – 2010. – N 5. – с. 53.
  6. Беларусь: выбор пути. Сборник статей / П. Дайнеко, И. Пелипась [и др.]; под общ. ред. Е. Раковой. - Минск, 2005. – 450 с.
  7. Белобжецкий, И. А. Финансовый контроль и новый финансовый механизм. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.
  8. Белорусская экономика: от рынка к плану / П. Дайнеко [и др.]; под общ. ред. П. Дайнеко. - Минск, 2005 – 120 с.
  9. Белый, И. П. Проблемы организации контроля в Республике Беларусь // Финансы, учет, аудит. – 2007. – N 5. – С. 98-100.
  10. Березова ,О. А., Зайцев Д. А. Налоговые проверки. –М.: Главбух, 2011, 129 с.
  11. Брызгалин, А. В. Острые вопросы налогового контроля // www.cnfp.ru.
  12. Бушмин, Е. В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий // Налоговый вестник. – 2011. – N 4. – с. 3.
  13. Василевская, Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 2011. – 544 с.
  14. Вечернин, Д. Налоговый контроль // Законность. – 2009. – N 8. – с. 7.
  15. Гюрджан В., Масинкевич Н. Налоговая служба Беларуси: опыт и перспективы // Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь. – 2011. – N 1. – С. 6-9.
  16. Заяц, А. Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования в условиях становления рынка / А. Заяц [Электронный ресурс]. – Мн., 2008. – Режим доступа:  http://www.miu.by. –Дата доступа: 02.12.2009.
  17. Изменения в налоговом законодательстве в 2009 г. – Мн., 2008. – Режим доступа:  http://www.deloitte.com –Дата доступа: 02.12.2009
  18. Налоги Беларуси / Т.И. Васильева, В.А. Стасенко [и др.]; под общ. ред. Т.И. Василевской. -  Минск: Тетрасистемс, 2006. – 250 с.
  19. Налоги и налоговое право: Учеб. пособие/Под ред. А.В. Брызгалина. МОСКВА: Экономика, 2005. - 600с.
  20. Налоги и налогообложение /  Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 316 с.
  21. Налоги и налогообложение/ Под ред. О.И. Мамрукова. – Москва, 2006. – 450 с.
  22. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д. Г. Черника. – Москва, 2005. – 544 с.
  23. Налоговый Кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от  19 декабря 2002 г., № 166-З; в ред. Закона от 13 ноября 2008 г. № 449-З// Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. дата доступа: 20.11.2009.
  24. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Республики Беларусь от 26 дек. 2007 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. дата доступа: 20.11.2009.
  25. О налогах на доходы и прибыль: Закон Республики Беларусь от 22 дек. 1991 г., 1330-XII; в ред. Закона от 26.12.2009, № 302-З // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. дата доступа: 20.11.2009.
  26. О налоге на добавленную стоимость: Закон Республики Беларусь от 19 дек. 1991 г., № 1319-XII; в ред. Закона от 26.12.2009; 302-З // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. дата доступа: 20.11.2009.
  27. О подоходном налоге с физических лиц: Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 №1327-XII; в ред. Закона от 26.12.2007, № 302-З // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. дата доступа: 20.11.2009.
  28. О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13.11.2008, №450-З // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008. дата доступа: 20.11.2009.
  29. Попов,Е. М. Налоги и налогообложение в Республике Беларусь: Учеб. пособие. Гомель, 2006.  - 115 с.
  30. Решение Брестского областного Совета депутатов от 12.12.2008 № 152 «Об областном бюджете на 2009 год» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 21.01.2009 №9/21044
  31. Решение Брестского областного Совета депутатов от 20.03.2009 № 117 «О внесении изменений и дополнений в решение Брестского областного Совета депутатов от 30 июня 2005 г. № 161» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 21.01.2009 №9/21044
  32. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь // http://bspn.nsys.by
  33. Указ Президента Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения»  от 9 марта 2007 г. № 119 в редакции Указа от 7 декабря 2009 г. № 592 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 292, 1/11163
  34. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы» от 8 августа 2001 г. № 427 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 75, 1/2901
  35. Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы» от 12 июня 2006 г. № 384 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 45, 1/2906
  36. Усов, В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учеб. пособие для вузов / В.В. Усов. - Москва: Банки и биржи, 2004. 540 с.
  37. Финансово-кредитные системы зарубежных стран / Под ред. Кононцева П.Р. С-Пб: Питер-форм, 2001. 214 с.
  38. Финансы предприятий: Учебн. пособие / Под общ. ред. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко и др. – Мн.: Высшая школа, 1995. – 524 с.
  39. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова. – МОСКВА: ИНФРА-М, 2001.  540 с.
  40. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной - МОСКВА: Финансы, Юнити, 2004. 540 с.
  41. Ханкевич, Л.А. Налоги налоговое право Республики Беларусь / Л.А. Ханкевич. -  Минск: БГУ, 2005. – 184 с.
  42. Черник, Д. Г., Морозов В. П., Лобанов А. В. Технология налогового контроля // Налоговый вестник. – 2010. – N 5. – с. 3-8, N 6. – с. 3-11.
  43. Шохин, С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.
  44. Шуляк, П. Н. Финансы: Учебник. МОСКВА: ИНФРА-М, 2002.  560 с.
  45. Щербинин, А. Т. Еще один этап организации налогового контроля // Финансы. – 2005. – N 4. – с. 21.
  46. Щербинин, А. Т. Правовые основы налогового контроля // Финансы. – 1998. – N 5. – С. 26.
  47. Экономика / Под общей ред. А.С. Булатова. МОСКВА: Юрист. 2002. 410 с.
  48. Экономика / Под ред. А.И. Руденко. Минск: Новое знание, 2002. 740 с.
  49. Экономика /Под. ред. Миклашевского. МОСКВА: Прессформ, 2001.  450 с.
  50. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Минск: БГЭУ, 2002. 752 с.

Информация о работе Налоговый контроль за поступлением платежей с индивидуальных предпринимателей