Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Касается это не только налогоплательщиков, но и других лиц участвующих в организации и осуществлению налогообложения. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления. В итоге налоговый контроль является одним из хорошо организованных видов государственного контроля.

Файлы: 1 файл

налогов.контроль.docx

— 155.41 Кб (Скачать файл)

 

- отчет о результатах  финансово-хозяйственной деятельности;

 

- кассовая книга, приходные  и расходные кассовые ордера, чеки, выбитые 

 

 контрольно-кассовым аппаратом;

 

- рабочий план счетов;

 

- учетная политика налогоплательщика;

 

- оборотно-сальдовые ведомости по периодам;

 

- журналы-ордера;

 

- аналитические распечатки  счетов;

 

- ведомости и аналитические  таблицы;

 

- хозяйственные договора, контракты;

 

- банковские документы:  платежные поручения, требования, выписки банка и 

 

 другие банковские  документы;

 

- таможенные декларации;

 

- первичные документы  (счета-фактуры, накладные, акты  выполненных работ, 

 

 транспортные накладные  и т.д.);

 

- и другие документы,  имеющие отношение к проводимой  проверке.

 

 Согласно п. 1 ст. 66 Налогового  кодекса первичные документы,  регистры бухгалтерского учета  и иные документы, являющиеся  основанием для определения объектов  налогообложения и объектов, связанных  с налогообложением, а также для  исчисления налоговых обязательств, представляют собой учетную документацию.

 

 

Налогоплательщик нужно  знать :

 

1. Учетная документация  составляется на бумажных и  (или) электронных носителях и  хранится до истечения срока  исковой давности, установленного  Налоговым кодексом для каждого  вида налога или другого обязательного  платежа, к которому относится  такая документация, начиная с  налогового периода, следующего  за периодом, в котором составлена  учетная документация, за исключением  следующих случаев:

 

 

Учетная документация налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, хранится до истечения срока исковой  давности, установленного Налоговым  кодексом для налогового периода, следующего за периодом, когда завершено действие контракта.

 

 

Учетная документация, подтверждающая стоимость фиксированных активов, в том числе переданных (полученных) по финансовому лизингу, хранится до истечения срока исковой давности, установленного Налоговым кодексом для последнего налогового периода, в котором исчисляются амортизационные  отчисления по такому активу. Учетная  документация, подтверждающая стоимость  фиксированных активов, не подлежащих амортизации в целях налогообложения, хранится до истечения срока исковой  давности, уста­новленного для налогового периода, в котором такие активы реализованы.

 

2. Первичные документы  и регистры бухгалтерского учета  составляются налогоплательщиком  на государственном или русском  языке.

 

3. При наличии отдельных  документов, составленных на иностранных  языках, налоговый орган вправе  потребовать их перевода на  государственный или русский  язык.

 

4. При составлении учетной  документации на электронных  носителях налогоплательщик обязан  при мониторинге и в ходе  проверки по требованию налоговых  органов предоставить копии таких  документов на бумажных носителях.

 

 Проверка первичных  документов и записей в учетных  регистрах специалистами органов  налоговой службы (проверяющими) производится  сплошным или выборочным методом.

 

 При сплошном методе  проверяются все первичные бухгалтерские  документы (счета-фактуры, накладные,  банковские и кассовые документы,  акты приема-передачи, акты сверок  с поставщиками и покупателями), договора, ведение бухгалтерского  и налогового учета по всем  операциям, достоверность составления  налоговых отчетностей и т.д.  При выборочном методе проверяется  часть первичных документов проверяемого  периода. Если выборочной проверкой  устанавливаются серьезные нарушения  налогового законодательства, то  проверка на данном участке  проводится сплошным методом,  в ходе которой охватываются  уже все документы.

 

 При проведении проверки  проверяющими используются не  только данные бухгалтерского  учета и отчетности, но и прочие  документы, имеющие отношение  к деятельности организации, и  оперативная информация, приобретенная  налоговыми органами в ходе  проведения встречных проверок, а также обмена информацией  с налоговыми органами других  регионов (налоговые комитеты областного, районного значения и т.п.) Республики  Казахстан и других стран, а  также другими государственными  уполномоченными органами РК. Так,  напри­мер, специалистами органов  налоговой службы в целях определения достоверности представленных налогоплательщиком к проверке документов могут быть направлены запросы в следующие органы:

 

- -Таможенные управления  РК;

 

- РГП "Центр по недвижимости";

 

- Комитеты по управлению  земельными ресурсами РК;

 

- Управления дорожной  полиции РК;

 

Налогоплательщик должен помнить, что согласно ст. 24 Закона РК "О лицензировании" занятие  деятельностью без соответствующей  лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную  законодательством административную и уголовную ответственность. Доход, полученный от осуществления деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит изъятию в соответствующий  бюджет органами налоговой службы, за исключением случаев:

 

1) при осуществлении субъектами  малого предпринимательства деятельности  по истечении сроков, предусмотренных  ст. 17 данного Закона;

 

2) доходы, полученные от  проведения лотерей без соответствующих  лицензий, подлежат изъятию и  зачислению в республиканский  бюджет в порядке, установленном  Правительством Республики Казахстан.

 

 В целях подтверждения  подлинности документов, на основании  которых налогоплательщиком произведены  вычеты, при определении налогооблагаемого  дохода по корпоративному подоходному  налогу, и отнесены суммы НДС  в зачет при расчете сумм  НДС, подлежащих уплате в бюджет  сотрудниками органов налоговой  службы, производятся встречные  проверки.

 

 Согласно п. 1 ст. 76 Налогового  кодекса в случае нарушения  порядка ведения учета, при  утрате или уничтожении учетной  документации, явившихся следствием  непреодолимой силы, органы налоговой  службы определяют объекты налогообложения  и объекты, связанные с налогообложением  на основе косвенных методов  (активов обязательств, оборота,  затрат, расходов).

 

 Следовательно, представление  всех необходимых для проведения  проверки документов производится  в первую очередь в интересах  самого налогоплательщика. Своевременно  представляя по запросу сотрудников  органов налоговой службы все  необходимые документы, налогоплательщик  тем самым подтверждает свои  отчетные данные об объектах  налогообложения и ускоряет срок  проведения проверки.

 

Проверка учредительных  документов и учетной политики.

 

 Обычно в ходе налоговой  проверки в обязательном порядке  изучаются учредительные документы  предприятия.

 

 Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. Размер уставного  капитала определяется учредителями (участниками) товарищества с  ограниченной ответственностью  и не может быть менее минимального размера, установленного законодательством Республики Казахстан. Изменения, внесенные в учредительные документы в случаях:

 

 

уменьшения размера уставного  капитала и объявленного размера  уставного капитала;

 

 

изменения наименования;

 

 

изменения состава участников в хозяйственных товариществах  и закрытых акционерных обществах  без перерегистрации юридического лица, являются недействительными.

 

 Допустим, если организация  - акционерное общество, то объявленный  уставный капитал состоит из  суммарной номинальной стоимости  всех объявленных к выпуску  акций и выражается в единой  валюте.

 

 Порядок формирования  объявленного и выпущенного (оплаченного)  уставного капитала акционерного  общества определяется соответствующими  законодательными актами.

 

 В ходе проверки  проверяющие раскрывают следующую  информацию:

 

- соответствие формирования  уставного капитала по срокам  и структуре;

 

- изменения в уставном  капитале за отчетный период;

 

- количество и суммарная  стоимость акций, объявленных,  выпущенных и 

 

 находящихся в обращении (объявленный, подписной и оплаченный капитал);

 

- о неоплаченном капитале;

 

- о номинальной и текущей  стоимости акций;

 

- права владельцев уставных  капиталов, условий распределения  дивидендов и

 

выплаты части имущества;

 

- о невыплаченных дивидендах  по привилегированным акциям;

 

- о выкупленных юридическим  лицом собственных акциях (изъятие  капитала).

 

 Имеют место случаи, когда в учредительные документы  вносят пункт о начислении  резервного фонда предприятия.

 

Иногда бухгалтер предприятия  еще до обложения корпоративным  подоходным налогом исключает из налогооблагаемой базы (налогооблагаемого  дохода) отчисления в резервный фонд. При установлении в ходе проверки данного нарушения проверяющим  будет зафиксировано занижение  прибыли и могут быть применены  штрафные санкции.

 

 В соответствии со  ст. 97 Налогового кодекса вычеты  по отчислениям в резервные  фонды производятся только:

 

1) недропользователями, осуществляющими свою деятельность на основании контрактов, заключенных в соответствии с законодательством;

 

2) банками и организациями,  осуществляющими отдельные виды  банковских операций.

 

Кроме учредительных документов, проверяется наличие лицензий, дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности требуется представление оригиналов лицензий. При этом вам следует следить за тем, чтобы по срочным лицензиям (имеющим ограниченный период действия) производилась их своевременная перерегистрация (продление сроков или получение новой лицензии на новый срок).

 

 Ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерских  отчетностей предприятием производится  на основании следующих нормативно-правовых  актов Республики Казахстан:

 

 

Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и  финансовой отчетности" от 26.12.95 г. №2732;

 

 

Стандартов бухгалтерского учета (СБУ) и методических рекомендациях к данным Стандартам;

 

 

Инструкции по заполнению регистров бухгалтерского учета, утвержденной приказом Департамента методологии  бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 24.11.97 г. № 72;

 

 

Учетной политики предприятия.

 

 Прежде чем приступить  к проверке учетных данных, специалисты  налоговой службы рассматривают  пояснительную информацию к финансовой  отчетности организаций. Финансовая  отчетность представляет собой  информацию о финансовом положении,  результатах деятельности и изменениях  в финансовом положении организаций.  На данный момент финансовая  отчетность, за исключением отчетности  государственных учреждений, состоит  из:

 

- бухгалтерского баланса;

 

- отчета о доходах и  расходах;

 

- отчета о движении  денег;

 

- отчета об изменениях  в собственном капитале;

 

- информации об учетной  политике и пояснительной записки.

 

 Кроме этого, финансовая  отчетность может дополняться  другими материалами в соответствии  с требованиями законодательства  Республики Казахстан о бухгалтерском  учете и финансовой отчетности  и стандартами бухгалтерского  учета.

 

Отчетным периодом для  финансовой отчетности предприятия  является календарный год (с 1 января по 31 декабря).

 

Финансовая отчетность в  обязательном порядке подписывается  руководителем предприятия и  главным бухгалтером.

 

Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение  организации, финансовые результаты ее деятельности, движение денег и изменения  в собственном капитале.

 

Достоверное представление  достигается соответствием, применимым СБУ во всех существенных аспектах. Достоверное представление требует  выбора и применения учетной политики.

 

 Переход РК к рыночной  экономике привел к необходимости  преобразования всей системы  управления. При этом всякая система  управления базируется на соответствующей  информации. В любой компании  основу информационной системы  составляет бухгалтерский учет. Появление предприятий различных  форм собственности способствовало необходимости отражения в бухгалтерском учете особенностей бизнеса, то есть к созданию учетной политики на каждом из них.

 

 В соответствии с  п. 21 МСФО 1 «Представление финансовой  отчетности» и п. 6 МСФО 8 «Чистая  прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения  в учетной политике» учетная  политика – это конкретные  принципы, методы, процедуры, правила  и практика, принятые компанией  для подготовки и представления  финансовой отчетности.

 

 Базой и основой  для формирования учетной политики  являются стандарты бухгалтерского  учета, которые допускают альтернативные  способы отражения хозяйственных  операций, активов, собственного  капитала, обязательств, результатов  деятельности. Формирование учетной  политики заключается в выборе  одного из способов, предлагаемых  в каждом стандарте, обоснования  их, исходя из условий деятельности  предприятия, и принят в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности. При формировании и использовании учетной политики налогоплательщики должны соблюдать принципы учета.

Информация о работе Налоговый контроль