Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм, структура особенностей функционирования в рыночной экономике.docx

— 232.69 Кб (Скачать файл)

Цель должна быть выражена определенными  показателями (сумма налоговых доходов  и расходов, налоговой прибыли, абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический роста, уровень  налогового бремени и т. п.). Это  относится и к стратегическим, и к тактическим целям и  к задачам, в реализацию которых  подбираются стратегические и тактические  налоговые формы, методы, инструменты  и приемы налогового менеджмента (диагностика  налоговой деятельности, использование  элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование  и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективности  налоговых доходов и расходов и др.). Важнейшим способом управления является налоговое бюджетирование, которое предполагает балансирование налоговых доходов и налоговых расходов. В этой связи, отличительной чертой налогового менеджмента является многовариантность, комбинация стандартных подходов с индивидуальными решениями, учитывающими конкретную ситуацию.

Рассматривая сущность налогового менеджмента, нельзя не сказать о  его функциях. Поскольку налоговый  менеджмент является системой управления, постольку следует выделять функции  субъекта и функции объекта этой системы. Функциями субъекта налогового менеджмента являются традиционные функции управления вообще с учетом налоговой специфики: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функциями объекта налогового менеджмента выступают функции налогов: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная. Функции объекта предполагают потенциальную возможность реализации объективной сущности налогов, а функции субъекта налогового менеджмента связаны с деятельностью по реализации функций объекта на практике.

Задачи налогового менеджмента являются следующие:

  • обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления;
  • эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли;
  • оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков;
  • обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;
  • минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли;
  • достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления;
  • внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования;
  • повышение эффективности мер налогового регулирования и налогового контроля;
  • другие задачи.

Результатом решения этих задач  является обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых  потоков, т. е. надлежащее выполнение налоговым  менеджментом всех своих функций.

Как любая организационная структура  налоговый менеджмент строится на определенныхорганизационных принципах, среди которых можно выделить следующие:

  • взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов;
  • комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;
  • динамизм налогового управления;
  • многовариантность подходов и управленческих решений;
  • учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента  на макро– и микроуровне.

Корпоративное налоговое  планирование

Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых поступлений, отличается чрезмерно высокой ролью  бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой  толерантностью и индифферентностью  экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают  участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.

Термин «налоговое планирование»  достаточно часто встречается в  специальной литературе, посвященной  налоговой проблематике, однако понимают его по-разному: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой  уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование  различных налоговых убежищ»; «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых  обязательств в текущем и будущих  периодах»; «…деятельность налогоплательщика, направленная на минимизацию его  налоговых обязательств»; «…создание системы договоров и комбинации различных форм налогообложения  с целью максимально снизить  налоги и минимизировать в рамках действующего законодательства возможную  ответственность, а также сохранить  заработанные капиталы»; «целенаправленные  правовые действия налогоплательщика, направленные на минимизацию налоговых  платежей».

Таким образом, как зарубежные, так  и отечественные исследователи  под налоговым планированием  понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых  платежей, воспринимая его через  призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время, налоговое планирование призвано не только уменьшать налоговые платежи  предприятия, а оптимизировать налоговые  потоки, стать регулятором, наряду с  планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием. Оптимизация  налогового бремени организацией закладывает  основу для роста массы налоговых  поступлений в бюджетную систему  в перспективе.

Корпоративное налоговое  планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственно-финансовой деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия. Этот процесс можно также определить как предварительное рассмотрение, оценка решений в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом величины возможных налоговых платежей и выбор из них наилучших решений с позиций целевых установок организации. Такая трактовка корпоративного налогового планирования предполагает, что любое решение, например инвестирование средств, реорганизация предприятия, создание филиала, выход на новый рынок, увеличение объема производства, выбор делового партнера и т. п., должно быть оценено с учетом налоговых последствий. Следует отметить, что на уровне предприятия такие функциональные элементы корпоративного налогового менеджмента как налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль неразрывно связаны и происходят как единый процесс, вследствие чего складывается впечатление, что на предприятии имеет место только налоговое планирование, хотя налоговое регулирование и контроль сохраняют свою относительную самостоятельность в составе корпоративного налогового менеджмента.

Для успешного налогового планирования важнейшее значение имеет стабильность налогового законодательства. в странах  с развитой рыночной экономикой существенные изменения в налоговую систему  вносятся не чаще, чем раз в десять лет, а многие налоговые законы действуют  без значимых изменений в течение  десятилетий. В России существенные поправки к налоговым законам  принимаются ежегодно. Очевидно, в  таких условиях строить какие-либо перспективные схемы довольно рискованно, хотя и необходимо.

Налоговое планирование, как и любую  управленческую деятельность, можно  представить в виде системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы, в зависимости от которых  видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как один из источников финансирования.

Стратегическое налоговое  планирование – заключительный, наивысший уровень налогового планирования. Это деятельность, связана с выработкой способов оптимизации налоговых потоков предприятия; результатом этого процесса выступает налоговый план, направленный на достижение стратегических интересов предприятия. Таким образом, налоговое планирование начинается с определения стратегических целей предприятия, именно они формируют потребность в принятии тех или иных управленческих решений, в зависимости от них строится структура предприятия и связи внутри нее.

Основной целью стратегического  налогового планирования является разработка на основании прогнозов и тенденций  развития налоговой системы России, эволюции финансовых рынков таких моделей  и вариантов ведения хозяйственных  операций хозяйствующими субъектами, которые бы в наибольшей мере отвечали поставленным стратегическим целям  предприятия, с учетом возможных  изменений во внешней среде. Деятельность по стратегическому налоговому планированию требует не только знания современного налогового законодательства, анализа  современной рыночной конъюнктуры, но и способности прогнозирования  изменений в налоговом законодательстве в весьма отдаленной перспективе, видоизменений  и появлений новых экономических  институтов, так или иначе способных  оказать воздействие на налоговую  систему; что, в свою очередь, требует  знаний в области юриспруденции, экономики, менеджмента, финансов, понимания  экономической сущности налогообложения, изучения основных научных теорий по налогообложению как российских, так и зарубежных исследователей.

При налоговом планировании не следует  ориентироваться только на налоговые  ставки. Напротив, их размеры с точки  зрения налогообложения хозяйственной  деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы  движения капитала компании продолжают действовать в странах с уровнем  налога на прибыль корпораций по ставкам  в 44–50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2–5% или он вовсе не взимается. На самом деле, и в странах с  «нормальными» (оптимизированной) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым планированием платят налоги по «эффективной» (т. е. пониженной) налоговой ставке, которая не превышает 20–25 %. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в  странах с более низкими налоговыми ставками. Поэтому выбор между  странами с нормальным налоговым  режимом и “налоговыми гаванями”  далеко не всегда предопределен в  пользу последних; во многих ситуациях  и те, и другие играют на равных.

Классификация и виды корпоративного налогового планирования

Говоря о классификации налогового планирования, необходимо иметь в  виду, во-первых, логику и структуру  построения цепочки наилучших способов достижения поставленных целей, во-вторых, временные рамки, с одной стороны, ограничивающие постановку невыполнимых задач и целей, а с другой –  выступающие индикатором эффективности  планируемых действий путем сравнения  прогнозируемого и фактического результата.

Обобщая различные точки зрения, можно дать следующую классификацию  видов налогового планирования:

  1. по объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т. п.); внутреннее (исполнительными органами организации, его структурные подразделения);
  2. по юрисдикции (территории действия): внутри страны (национальное); международное;
  3. по длительности периода и характера решаемых задач: оперативное; тактическое; стратегическое;
  4. по законности действий налогоплательщика: законное (манипулирование положениями существующего законодательства, используя его несовершенство, сложность и противоречивость); противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;
  5. по стадиям финансово-производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия; в период его существования; на стадии ликвидации;
  6. по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое; пессимистическое; реалистическое;
  7. по воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное (направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия); классическое(направленное на расчет будущих налоговых платежей).

Приведенное разграничение налогового планирования и мероприятий процесса налогового планирования на виды призвано не только понять сущность данной экономической  конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии  с научно-обоснованных позиций.

Принципы корпоративного налогового планирования

Существует достаточно большое  количество различных вариантов  принципов налогового планирования. Здесь представлены наиболее грамотно отражающие налоговое планирование идеи, начала.

Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики