Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа
Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Они находятся в постоянном движении и зависят от экономической политики государства. Послевоенные годы характеризуются постоянным пересмотром их в соответствии с новыми экономическими концепциями.
Вместе с тем современный налоговый механизм оказывает не только позитивное воздействие на производство.
Данная структура не учитывает налоговый механизм, который внес бы в нее существенные коррективы.
Следует отметить, что стимулирующие налоговые механизмы в США направлены на наиболее адекватный учет особенностей условий освоения запасов нефти и газа: зрелость нефтегазоносных провинций, уровень цен на УВС, эффективность добычи, влияние на социально-экономическое развитие конкретного региона.
Анализ сложившихся тенденций развития налогового механизма за 1991 - 1998 гг. позволил определить направления совершенствования бюджетно-налоговых отношений. На этой основе приводится критический обзор проектируемых положений Налогового кодекса. Изучение тенденций развития российского налогообложения служит отправной основой для последующих разработок более совершенных концепций налоговых отношений, приближения их к общемировому уровню.
Существенное воздействие на функционирование налогового механизма оказывают также налоговые льготы.
С позиций функционального
Каковы конечные цели действия элементов налогового механизма, есть ли в них противоречия. Если есть, то назовите их и обоснуйте меры, способствующие разрешению этих противоречий.
Проведение государственной
На какой методологической основе должен конструироваться налоговый механизм.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.
Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет.
Задача построения научно обоснованной
концепции налогообложения и ко
Как и в США, одним из налоговых механизмов стимулирования эффективности разработки нефтегазовых месторождений, и в частности увеличения коэффициента извлечения нефти ( КИН), является деление добычи нефти и газа на новую и старую. Критерием деления является устанавливаемая и периодически сдвигаемая дата. Продукция, добытая до этой даты, т.е. старая, облагается по льготным ставкам.
Политика в области цен тесно переплетается с налоговым механизмом.
В научных трудах ученых и практиков трактовка понятия налоговый механизм неоднозначна. Как правило, это понятие сводится к осуществлению налогового производства в конкретном пространстве и во времени. Этот подход представляется недостаточно глубоким, ибо подчеркивает возможность субъективизации налоговых действий.
Для экономики важны содержание и конечные цели действия налогового механизма.
Государственное финансовое регулирование рынка жилья осуществляется также на основе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.
Данная концепция
Налоговая система влияет на платежеспособность предприятий двояко: с одной стороны, налоговый механизм, если он правильно построен и адекватен финансовому состоянию налогоплательщиков, способен по крайней мере не увеличивать общие размеры их задолженности; с другой - применение к предприятиям с неустойчивым финансовым положением норм налогового закона, включая санкции за недоимки и просрочку платежей, способно быстро привести такие предприятия к полному кризису. Каким образом сейчас избегают уплаты налогов.
С помощью контрольной функции
обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, оценивается эффективность нало
К этим мерам официальные власти не только призывают, но и стимулируют соответствующие нововведения через налоговый механизм, который делает выгодной экономию энергии и крайне невыгодным ее перерасход.
Применение в пределах своей
компетенции в регионе мер
тарифного и нетарифного
В настоящее время воздействие
на оплату труда осуществляется с
помощью законодательных актов
или косвенным путем через нало
Пока же не все теоретические проблемы, касающиеся содержания базисных понятий налог, налогообложение, налоговая система, налоговый механизм, и системные взаимосвязи между ними исследованы в такой степени, чтобы на их основе формулировать закономерности развития налогообложения, создавать новые налоговые концепции и строить оптимальную налоговую систему.
Наиболее подходящей для подобных крупных народнохозяйственных систем формой информационного обеспечения, рассматриваемой в качестве базы для формирования и функционирования конкретных налоговых механизмов, является разработка и ведение налогового кадастра.
Налоговое право как отрасль правовой науки и как свод законодательства может предоставлять налоговому производству обоснованные положения о действии всех элементов налогового механизма: налогового планирования, регулирования и контроля. Кроме того, правовые положения определяют практическое содержание элементов налогообложения: налогооблагаемой базы, ставок, льготирования и санкционирования, а также предусматривают минимум дохода ( имущества), освобождаемый от обложения. Обоснования этих элементов для их законодательного оформления должны опираться на закономерности движения стоимости в денежной форме от источника ее создания к государству.
Можно в целом констатировать, что имеет место налоговый хаос, который ведет к постоянному завышению цен, к тому, что за недостатки налогового механизма расплачивается население. По данным Министерства финансов доля налоговых и других обязательных платежей в валовом внутреннем продукте, составлявшая в 1991 году 31 8 %, а в 1993 - 47 8 %, в настоящее время существенно превышает половину ВВП.
В работе затрагиваются историософские вопросы налога как общественно необходимого явления, подробно освещаются методологические аспекты налогообложения, положения о налоговом праве, налоговом менеджменте, анализируются методические основы налогового механизма, взаимодействие его элементов, негативные стороны их организации по состоянию на 1 января 1998 г. Этот комплекс научно-практических знаний крайне необходим при подготовке специалистов высшей квалификации для получения ими навыков к дальнейшему совершенствованию налогообложения.
Глава 1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
При формировании налоговой системы в начале 90-х гг. серьезные дискуссии развернулись вокруг платежей за использование природных ресурсов. Отдельные экономисты предлагали существенно усилить роль сырьевого фактора в доходах бюджета. При этом подчеркивалось, что оценка минерально-сырьевого комплекса занижена, что кроме недополучения финансовых ресурсов способствовало их нерациональному использованию. Сама концепция значительного роста доли рентных платежей в доходах бюджета представляется вполне логичной. Недооценка природных ресурсов действительно негативно сказывается и на доходах бюджета, и не способствует их воспроизводству и рациональному использованию.
Вместе с тем в период становления налоговой системы, в условиях острого экономического кризиса не было объективных условий для учета рентных платежей в полном объеме. Усиление налоговой нагрузки за счет учета рентных платежей в полном объеме привело бы к значительному росту цен, разорению многих предприятий. Очевидно, что проведение этой работы поэтапно более целесообразно, доводя учет рентной составляющей в налогах до рыночной стоимости не по всем природным ресурсам одновременно. Возможно установление своеобразного графика упорядочения рентных платежей. При этом надо исходить из того, что сохранятся другие основные налоги - налог на прибыль, косвенные налоги, подоходный налог и др.
Логичным представляется решение о введении с 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых, заменившего три налоговых платежа - плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. Введение нового налога не ухудшило, как предполагали отдельные экономисты, положение доходной части бюджета, а улучшило. Так, если в 2001 г. отмененные налоги обеспечивали примерно 7% консолидированного бюджета, то в 2002 г. - около 10%.
В методологическом плане налог на добычу полезных ископаемых в большей мере отвечает своей сути и лучше выполняет задачу по изъятию природной ренты. Вместе с тем в полной мере эта проблема решена только при налогообложении добычи нефти. Механизм изъятия налога построен таким образом, что при расчете налоговой ставки учитывается мировая цена на нефть и поправочный коэффициент, зависящий от отдельных месторождений и конкретных экономических условий. По другим полезным ископаемым налоги не в полной мере учитывают особенности и эффективность месторождений.
Относительно новым налогом для отечественной практики стал подоходный налог. Следует напомнить, что и зарубежных странах этому налогу принадлежит вед у и до роль в доходах бюджета. Однако длительное отсутствие опыта использования подобного налога привело к тому, что ряд вопросов методического плана приходилось решать в непростых условиях. Возникали и дискуссии по отдельным теоретическим аспектам применения подоходного налога. Одним из нерешенных в теории является вопрос о налогообложении доходов или расходов. Были высказывания отдельных экономистов о том, что более предпочтительной является система, при которой отсутствует подоходный налог, а налоги строятся в привязке к потреблению. Продолжающиеся дискуссии в зарубежных странах, попытки провести эксперименты по введению налога на расходы показывают, что более предпочтительным является использование подоходного налога, в том числе и в условиях переходной экономики. Именно доход представляется объективной основой и базой личного обложения граждан.
Один из основных дискуссионных вопросов - шкала подоходного налога. На протяжении многих лет не утихают споры о том, какой налог лучше - пропорциональный или прогрессивный? Опыт развития подоходного налогообложения на протяжении многих веков свидетельствует о том, что первоначально многие страны пытались устанавливать единую шкалу для всех доходов, так называемая «десятина». В последующем главенствовал подход, согласно которому государства пытались строить прогрессивные налоги с весьма глубокой дифференциацией ставок. Чрезвычайно высоких уровней ставки подоходного налога достигли в первые годы после Второй мировой войны. Начиная с определенного уровня дохода ставки налога и США и во многих европейских странах достигали 90%. В 80 90-е гг. наметилась общая тенденция уменьшения количества ставок подоходного налога и снижения максимальных ставок.
При выборе конкретной системы подоходного налогообложения в переходный период следует руководствоваться не только фискальными целями, но и учитывать возможности налоговой администрации. Естественно, что вновь созданные налоговые органы не могли обеспечить должный контроль за поступлением в бюджет всех налогов. В тот период было возможно установить единую ставку подоходного налога для того, чтобы освободить налоговых работников от рутинной и трудоемкой работы по контролю уплаты подоходного налога. В нынешних же условиях, когда сформирована работоспособная налоговая администрация, оснащенная компьютерными системами связи, имеющая солидную базу по налогоплательщикам, вполне можно было обосновать и внедрить в налоговую практику систему подоходного налогообложения на основе прогрессивных ставок. Естественно, что максимальная ставка должна быть при этом установлена в разумных пределах – 25 – 30%.
Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики