Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм, структура особенностей функционирования в рыночной экономике.docx

— 232.69 Кб (Скачать файл)

В Казахстане местное налогообложение - не только наименее разработанная область научно-практических знаний, но и самая противоречивая область правовых отношений. Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест, Закон о местном самоуправлении проблемы не решает, а Закон о местных налогах так и не принят. Механизм распределения налогов по звеньям бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между центральной властью и властью на местах. Так же проблемы существуют и во взаимоотношениях региональных и местных властях.

Современное состояние налогообложения свидетельствует о том, что в нем переплетены рыночные и административно-командные принципы организации взаимоотношений плательщиков с государством.

Провозглашенные в 1990 году принципы организации налогообложения остаются не реализованными на практике, а зачастую налоговые действия серьезно нарушают положения законодательства. Не соблюдается принцип однократности налогообложения, эластичности налоговых ставок. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкции для отдельных налогоплательщиков.

Стабильность же налоговой  системы характеризуется не только длительным постоянством в составе  налогов, условиях их сбора, но и закреплением налогов за уровнями бюджетной системы  в качестве их собственной доходной базы.

Налоговая система должна быть свободной и от малоэффективных  налоговых форм, т.е. таких видов  налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений.

Такие налоги только запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников, и электронные системы от действительно  серьезных налогов.

Основными направлениями  реформирования системы налогообложения  являются следующие: построение единой налоговой системы в интересах  сохранения целостности государства, исключения условий для формирования несовместимых региональных налоговых  схем; создание оптимальной налоговой  системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных  интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства  и наращиванию национального  богатства России.

Налоговая политика, проводимая в России, формируемая в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных  мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой системы.

Множество разновидностей налогов  и платежей вызывает возражение не только со стороны граждан и производителей, этим недовольны и отдельные ученые экономисты.

Довольно часто проявляется  стремление предприятий, предпринимателей, отдельных лиц избежать уплаты налогов, скрыть наличие доходов облагаемых налогов, скрыть наличие доходов  облагаемых налогом. Если же налог установлен законом, то уклонение от его уплаты будет наказуемо как преступление.

Налоговая система  представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные  виды деятельности, операции с ценными  бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные  законодательными актами.

Субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо.

Источник налога - доход  из которого выплачивается налог.

Ставка налога - величина налога с единицы объекта налога.

Налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

Действующая налоговая система  России нуждается в серьезном  реформировании. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости  и стабильности является важным условием повышения предпринимательской  и инвестиционной активности.

В настоящее время налоговая  система уже содержит ряд методов  и средств, являющихся приемлемой формой перераспределения средств в  условиях рыночных отношений.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства, которыми устанавливаются  конкретные методы построения взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

Вообще характерной чертой новой налоговой системы становится появление большой группы местных  налогов и сборов. Местные органы согласно законодательству могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются общеобязательными. Это земельный  налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и налог на имущество  граждан. Остальные 18 устанавливаются (или не устанавливаются) по решению  местных органов управления. По большинству  местных налогов предельная ставка ограничена законодательством.

Налоговая система стала  формироваться в ее современном  виде с 1991 года в результате принятия Закона " Об основах налоговой системы. Принятием этого закона хотели положить в основу построения налоговой системы два основных принципа:

  1. охват налогами всех хозяйствующих субъектов.
  2. однократность обложения одного вида дохода одним и тем же налогом за один и тот же период времени

Первый принцип реализуется  посредством обязательной регистрации  юридических лиц в налоговой  инспекции. А второй принцип осуществляется таким построением системы налогов, которая позволяет избежать двойного налогообложения. Но, к сожалению, на практике элементы двойного налогообложения  наблюдаются и в скрытой и  в явной форме.

Налоговая система практически  создается заново, потому что еще  несовершенна, нуждается в улучшении  и в ближайшее время не может  быть стабильной. Налоги меняются и  будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, так как налоги - это гибкий инструмент воздействия  на находящуюся в постоянном движении экономику. Сегодня требуется не простое изменение налоговых  ставок, а кардинальная налоговая  реформа, стимулирующая деятельность производителя.

С 1 января 1999 года введена  часть первая Налогового кодекса. Несмотря на то что часть первая рассматривает в основном общие процедурные вопросы налогообложения, с ее принятием налогоплательщики получили целый ряд серьезных льгот и послаблений, включая надежные гарантии стабильности (неизменности) налогового законодательства и значительно большую степень защищенности своих прав во взаимоотношениях с законодательными и исполнительными, органами РФ.

При выборе конкретных мер  по решению этих задач критически важно ответить на вопросы о причинах, вызвавших крах налоговой системы, готовности экономической системы  позитивно реагировать на налоговые  нововведения, о степени сопряженности  налоговой политики с другими  составляющими экономической политики.

Отраслевая структура  налоговых поступлений показывает, что доля налоговых платежей отраслей сферы производства (промышленность, сельское хозяйство и транспорт) в бюджете приблизительно в 1,5 раза превышает долю товаров в произведенном ВВП. Естественно, поддержание такой нагрузки непосильно для производственного сектора.

Решение проблемы налоговых  недоимок неразрывно связано с решением общей проблемы неплатежей и более  всего с обязанностью исполнения хозяйственных договоров экономическими субъектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Налоговый механизм  как инструмент рыночной экономики

 

В отличие от стран с  развитой рыночной экономикой, имеющих  четкую налоговую политику, устоявшуюся  налоговую систему, более или  менее гармоничные взаимоотношения государства с налогоплательщиками, страны с экономикой переходного периода были вынуждены заново создавать многие соответствующие институты, формировать налоговую политику, соответствующую налоговую систему. Процесс этот достаточно длительный, в разных странах проходит неодинаково, однако важно при этом учитывать национальные особенности, специфику переходных процессов, опыт зарубежных стран, создавших работающую налоговую систему. Как справедливо подчеркивает В. Танзи: «В налогово-бюджетной политике не может быть «больших скачков», так как, прежде чем начать проводить новую политику, необходимо создать соответствующие институты, что, в свою очередь, потребует значительных усилий и времени».

В странах с нерыночной экономикой, переход к новым условиям хозяйствования сопровождался кардинальными  изменениями сложившихся налоговых  систем. Это, то, прежде всего, относится  к отмене налога с оборота, отчислений от прибыли, других налоговых изъятий. Ключевым требованием является также  создание принципиально новых налоговых  ведомств. И, конечно, важная задача —  создание правовой законодательной основы налогообложения.

При осуществлении налоговых  преобразований, при переходе от планово-административной экономики к рыночной необходимо учитывать и то, что наблюдается снижение налоговых изъятий через определенное время после ликвидации основных институтов плановой экономики.

Рассмотрим более подробно налоговые преобразования на примере. Очевидно, что одним из важнейших факторов стабилизации экономики и наметившегося роста является формирование налоговой политики и внедрение ее основных положений в хозяйственную практику. Особо следует отметить процесс либерализации налоговой системы, начавшийся в начале 90-х гг. прошлого столетия.

К этому периоду стало  очевидно, что необходимы радикальные  преобразования в хозяйственной  жизни. Основные факторы, подталкивающие ускорение экономических преобразований - нарастающий дефицит государственного бюджета, утрата контроля государства над предприятиями, общая несбалансированность экономики.

Радикальные преобразования в экономике были невозможны без формирования и отладки налоговой системы. Важно подчеркнуть, что новейшая история становления российской налоговой системы с начала 90-х гг. полна драматизма, так как многие налоговые проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. Немаловажно отметить и то, что при принятии чисто экономических решений нередко превалировали политические эмоции.

Следует подчеркнуть, что  новая налоговая система рождалась  в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Отметим только важнейшие из них. Прежде всего серьезные разногласия возникли при налогообложении доходов предприятий. Напомним, что часть экономистов ратовала за налогообложение доходов предприятий, другая - за налогообложение прибыли.

Очевидно, что ошибочной  была попытка формирования налоговой системы на основе дохода предприятий. Именно прибыль, в определенной степени характеризующая эффективность производства, отвечает условиям рыночной экономики. Соответственно правомерным был переход к налогообложению прибыли. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой также свидетельствует о преимуществах подобного подхода.

Помимо определения объекта  налогообложения немаловажное значение имеет обоснование методики расчета прибыли для целей налогообложения. В результате длительных дискуссий поэтапно российская практика приблизилась к зарубежным стандартам, не смотря на то, что и после принятия Налогового кодекса РК остались еще нерешенные проблемы.

Следующая немаловажная проблема — определение нормы изъятия  от прибыли в бюджет. Как известно, одним из главных пороков планово-административной системы управления была чрезмерная централизация финансовых средств  на уровне государственного бюджета. Правомерно в начале налоговых преобразований была поставлена задача повышения доли средств, оставляемых в распоряжении предприятий. Однако, как и в любом деле, при обосновании налоговых ставок на прибыль необходимо определение «золотой середины», которая бы не подрывала доходной части государства и стимулы предприятий.

Остроту проблем обоснования  ставок миноги ни прибыль отражают дискуссии более чем десятилетней ней давности. Первоначальный проект закона о налогообложении в бывшем СССР в 1990 г. предполагал, что общая сумма налогообложения прибыли предприятия может достигать 60%. В ходе обсуждения эта цифра была уменьшена до 55%. Принятый сессией Верховного Совета закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций» утвердил налоговую ставку в размере 45%, при этом предполагалось перечисление 23% в федеральный бюджет, 22% - в местные.

С 1991 г. предусматривалась прогрессивная шкала ставки налога на прибыль исходя из уровня рентабельности. При превышении нормативного уровня рентабельности ставки налога на прибыль возрастали весьма значительно. Например, при превышении установленного норматива свыше 10 процентных пунктов ставка налога возрастала до 90%. Естественно, подобная схема могла иметь право на существование лишь при централизованном ценообразовании. В условиях либерализации цен правомерно с 1991 г. ставка налога была установлена единой на уровне 32%. Особенностью методологических принципов исчисления прибыли для целей налогообложения того периода была жесткая попытка нормирования расходов, учитываемых в себестоимости. Предприятия не могли включить в состав затрат многие виды расходов как текущего, так и капитального характера. Это приводило к налогообложению не только прибыли, но и части затрат предприятий. С учетом сохранения устаревших норм амортизации, ограничений на осуществление ускоренной амортизации, ускоренного роста цен в условиях их либерализации налоговый режим для многих предприятий оказался чрезвычайно жестким, что привело к нарастанию количества убыточных предприятий, резкому сокращению инвестиций.

Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики