Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа
Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы
При введении налога на доходы граждан в условиях переходной экономики большое значение имеет обоснование величины необлагаемого минимум». К сожалению, необлагаемый налогом доход в начале 90-х гг. был приведен к так называемой величине минимальной заработной платы, которая не отражает реального содержания показателя заработной платы. Соответственно, этот вычет превратился в формальность, искажает экономическое содержание необлагаемого минимума. Думается, что в условиях выхода из экономического кризиса необходимо обеспечить достижение нормального уровня необлагаемого дохода, увязанного с уровнем прожиточного минимума граждан.
Для экономики переходного
периода особое значение имеет формирование
соответствующей налоговой
Новый этап в формировании эффективно работающей налоговой службы связан с созданием Налогового кодекса, который законодательно и однозначно определил механизм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Несомненно, это будет способствовать повышению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, сокращению расходов на налоговое администрирование. Определенные шаги сделаны и по совершенствованию подготовки кадров для налоговых органов и повышению их квалификации.
Современные отечественные
ученые исследуют разные аспекты
влияния налогов на все стадии
воспроизводительного процесса, осуществляют
поиск оптимальных границ налогового
груза, определяют направления развития
налогового механизма.".Jx исследования
свидетельствуют о том, что невозможно
точно определить границы общего уровня
налогообложения экономики, но можно проследить
тенденцию взаимосвязи между развитием
экономики, частицей налоговых поступлений
в бюджет и структурой налогов, которая
помогает предотвратить негативных последствий
действия налогов или их сгладить в определенной
экономической ситуации.
Таким образом, анализ теоретических разработок
относительно налогообложения свидетельствует
о многогранности и сложности использования
налогов как финансовых регуляторов. Потому
для выработки эффективной налоговой
политики необходимы согласованность
и постоянная коррекция отдельных методов
и средств налогового механизма с учетом
конкретной экономической ситуации в
стране и роли государства в регуляции
социально-экономических процессов.
Современные теории налогообложения
должны основываться на фундаментальных
исследованиях факторов воссоздания:
капиталу, земле и труду. На базе
этого должен разрабатываться механизм
использования конкретных налоговых
форм и методов управления процессом
воссоздания, которые необходимо постоянно
корректировать и совершенствовать
с учетом конкретной экономической
ситуации в стране с целью достижения
большей результативности налоговой
регуляции экономики в
Для реализации выработанной
налоговой политики необходим соответствующий
налоговый механизм, представляющий
совокупность форм и методов налоговых
отношений государства и налогоплательщиков.
Налоговый механизм необходимо рассматривать
на макро- и микроуровне. На макроуровне
налоговый механизм включает прогнозирование,
регулирование, контроль.
Налоговое прогнозирование является основой
для разработки социально-экономического
развития страны, региона, муниципальных
образований на определенный период времени.
Именно налоговый прогноз позволяет обосновать
с учетом объективных экономических условий
объемы налоговых доходов на разных уровнях.
Без надежного инструментария прогнозирования
невозможно выработать эффективную налоговую
и бюджетную политику страны. В ходе налогового
прогнозирования возможно более четкое
обоснование предложений по использованию
конкретных налогов, их ставок, льгот по
их применению.
В процессе налогового прогнозирования
решаются вопросы регулирования налоговых
взаимоотношений между центром и субъектами,
субъектами и районами, городами, муниципальными
образованиями. Особенно много проблем
возникает в распределении налоговых
доходов между центром и субъектами. В
условиях жесткой планово-административной
системы управления действовал принцип
максимальной концентрации всех доходов
в централизованный котел с последующим
перераспределением. В рыночной экономике
подобный принцип межбюджетных отношений
малоэффективен. В период становления
налоговой системы заметно возросла доля
налоговых доходов, оставляемых в распоряжении
регионов; В 1999—2002 гг. имела место тенденция
повышения доли федерального бюджета
в распределении налоговыхдоходов. В настоящее
время разделение доходов, между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов соотносится
в примерной пропорции 50:50.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой,
практика экономических преобразований
в 90-е гг. свидетельствуют о том, что в ближайшей
перспективе нет необходимости вносить
крупные изменения в эту пропорцию. И в
условиях отхода от жестких административных
методов управления государство несет
весомый груз расходов по обороне, поддержке
отдельных отраслей, образования и науки,
экологии, социальной и других сфер. Вместе
с тем следует гибко использовать возможности
налогов и с учетом конкретной ситуации
менять соотношения доходов отдельных
бюджетов. Налоговый механизм призван
обеспечить оптимальный перечень федеральных,
региональных и местных налогов, уровень
ставок, коэффициентов их распределения.
Особое место в налоговом механизме принадлежит
контролю. Налоговый контроль призван
обеспечить полноту поступлений налоговых
доходов в бюджет. Уже на ранних стадиях
появления налогов государство создавало
систему контроля за сбором налогов. Налоговый
контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать
все этапы воспроизводства. Важной целью
налогового контроля является создание
условий, препятствующих уходу налогоплательщика
от уплаты налога. Для повышения эффективности
налогового контроля большое значение
имеют не только действия налоговых и
иных органов, занятых налоговым контролем,
но и формирование соответствующей нормативно-правовой
среды. Имеется в виду создание земельного
кадастра, кадастра недвижимости, полного
реестра налогоплательщиков.
Важная роль принадлежит организации
налогового контроля. Налоговый кодекс
определил его основные формы. Основой
налогового контроля является постановка
налогоплательщика на учет в налоговых
органах, присвоение ему идентификационного
номера. Одним их главных звеньев налогового
контроля является налоговая проверка.
Немаловажная роль принадлежит созданию
эффективного механизма взыскания недоплаченных
налогов, штрафов, пени за неисполнение
налогового законодательства.
Все элементы налогового механизма тесно
взаимосвязаны. При недостаточной отладке
одного звена другие звенья также оказываются
малопродуктивными. Так, ошибки в налоговом
прогнозировании способствуют появлению
диспропорций в соотношениях доходов
бюджетов разных уровней.
На микроуровне важным компонентом налогового
механизма является налоговое планирование,
призванное обеспечить оптимизацию налоговых
платежей предприятия без нарушения действующего
законодательства. В условиях высокого
налогового бремени оптимизация налоговых
платежей позволяет предприятию выявить
финансовые резервы с целью более эффективного
их использования. Налоговое планирование
тесно взаимосвязано с элементами налогового
механизма на макроуровне, так как управление
налогами организации-налогоплательщики
осуществляют в макроэкономической среде.
С учетом конкретной экономической ситуации
государство может вносить либо частичные
изменения в налоговую систему, либо кардинально
менять ее, т.е. осуществлять налоговую
реформу. Нынешний этап характерен для
проведением налоговой реформы. Главными
принципами ее осуществления являются
снижение налогового бремени, особенно
для малого бизнеса, упрощение налоговой
системы, повышение качества администрирования,
выравнивание условий налогообложения
для всех налогоплательщиков. Осуществление
налоговой реформы призвано способствовать
экономическому росту, развитию предпринимательства.
Исключительно важная роль в отладке
налогового механизма принадлежит созданию
соответствующего законодательства. Налоговый
механизм регламентируется многими законодательными
актами — Конституцией, Гражданским кодексом,
Таможенным, Водным, Земельным и другими
кодексами и нормативными актами. Основным
нормополагающим актом призван стать
Налоговый кодекс. Именно Налоговый кодекс
должен гармонизировать взаимоотношения
государства и налогоплательщиков, обеспечивать
стабильность налоговой системы, единообразное
толкование конкретных налоговых ситуаций.
С принятием Налогового кодекса должны
кануть в лету имевшие место в российской
практике частые, нередко необоснованные,
изменения в законодательных и нормативных
актах по налогам.
Государство реализует свою
налоговую политику через налоговый
механизм. Налоговый механизм включает
в себя формы и методы организации
налоговых правоотношений и способы
их количественногоикачественногоп
Сложившаяся ситуация в частности
налоговых поступлений требует
радикальных мер
Меры по снижению налогового
бремени для производителей, упорядочению
налоговых поступлений и
Основные недостатки структуры
налогообложения в стране обусловлены
ее неприспособленностью к современным
условиям. Специфика перехода экономики
к рынку и решение проблем
взаимоотношений федерального центра
и регионов определяют и особенности
состава и структуры
Современная система налогов
России содержит несколько экономических
необоснованных налоговых форм. Это
налоги с выручки от реализации продукции
(работ, услуг), налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы и т.д. В
научных публикациях и в
Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики