Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм, структура особенностей функционирования в рыночной экономике.docx

— 232.69 Кб (Скачать файл)

При введении налога на доходы граждан в условиях переходной экономики  большое значение имеет обоснование  величины необлагаемого минимум». К  сожалению, необлагаемый налогом доход  в начале 90-х гг. был приведен к  так называемой величине минимальной  заработной платы, которая не отражает реального содержания показателя заработной платы. Соответственно, этот вычет превратился в формальность, искажает экономическое содержание необлагаемого минимума. Думается, что в условиях выхода из экономического кризиса необходимо обеспечить достижение нормального уровня необлагаемого дохода, увязанного с уровнем прожиточного минимума граждан.

Для экономики переходного  периода особое значение имеет формирование соответствующей налоговой службы. Как подчеркивает В. Танзи: «Реформа и создание налоговой системы рыночного типа останется всего лишь мечтой, если налоговый аппарат не будет перестроен коренным образом». В российских условиях становление налоговой службы проходило в сложных условиях отсутствия опыта работы с налогоплательщиками. В первые годы не было стройной системы подготовки кадров, многих работников вновь созданной службы пришлось обучать по ходу осуществления налоговых реформ. Все это не могло не отразиться на качестве работы, многие нормативные документы входили в противоречие с действующим законодательством. Отдельные налогоплательщики могли подвергаться многочисленным, не всегда оправданным проверкам. Все это создавало противоречия во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Новый этап в формировании эффективно работающей налоговой службы связан с созданием Налогового кодекса, который законодательно и однозначно определил механизм взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Несомненно, это будет способствовать повышению собираемости налогов, укреплению налоговой дисциплины, сокращению расходов на налоговое администрирование. Определенные шаги сделаны и по совершенствованию подготовки кадров для налоговых органов и повышению их квалификации.

Современные отечественные  ученые исследуют разные аспекты  влияния налогов на все стадии воспроизводительного процесса, осуществляют поиск оптимальных границ налогового груза, определяют направления развития налогового механизма.".Jx исследования свидетельствуют о том, что невозможно точно определить границы общего уровня налогообложения экономики, но можно проследить тенденцию взаимосвязи между развитием экономики, частицей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов, которая помогает предотвратить негативных последствий действия налогов или их сгладить в определенной экономической ситуации.  
Таким образом, анализ теоретических разработок относительно налогообложения свидетельствует о многогранности и сложности использования налогов как финансовых регуляторов. Потому для выработки эффективной налоговой политики необходимы согласованность и постоянная коррекция отдельных методов и средств налогового механизма с учетом конкретной экономической ситуации в стране и роли государства в регуляции социально-экономических процессов. 

Современные теории налогообложения  должны основываться на фундаментальных  исследованиях факторов воссоздания: капиталу, земле и труду. На базе этого должен разрабатываться механизм использования конкретных налоговых  форм и методов управления процессом  воссоздания, которые необходимо постоянно  корректировать и совершенствовать с учетом конкретной экономической  ситуации в стране с целью достижения большей результативности налоговой  регуляции экономики в переходный к рынку период. 

Для реализации выработанной налоговой политики необходим соответствующий  налоговый механизм, представляющий совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм включает прогнозирование, регулирование, контроль. 
Налоговое прогнозирование является основой для разработки социально-экономического развития страны, региона, муниципальных образований на определенный период времени. Именно налоговый прогноз позволяет обосновать с учетом объективных экономических условий объемы налоговых доходов на разных уровнях. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. В ходе налогового прогнозирования возможно более четкое обоснование предложений по использованию конкретных налогов, их ставок, льгот по их применению. 

 

 
  В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между центром и субъектами, субъектами и районами, городами, муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между центром и субъектами. В условиях жесткой планово-административной системы управления действовал принцип максимальной концентрации всех доходов в централизованный котел с последующим перераспределением. В рыночной экономике подобный принцип межбюджетных отношений малоэффективен. В период становления налоговой системы заметно возросла доля налоговых доходов, оставляемых в распоряжении регионов; В 1999—2002 гг. имела место тенденция повышения доли федерального бюджета в распределении налоговыхдоходов. В настоящее время разделение доходов, между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов соотносится в примерной пропорции 50:50. 
Опыт стран с развитой рыночной экономикой, практика экономических преобразований в 90-е гг. свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе нет необходимости вносить крупные изменения в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких административных методов управления государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных отраслей, образования и науки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем следует гибко использовать возможности налогов и с учетом конкретной ситуации менять соотношения доходов отдельных бюджетов. Налоговый механизм призван обеспечить оптимальный перечень федеральных, региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их распределения. 
 
 Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Уже на ранних стадиях появления налогов государство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значение имеют не только действия налоговых и иных органов, занятых налоговым контролем, но и формирование соответствующей нормативно-правовой среды. Имеется в виду создание земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.

 
  Важная роль принадлежит организации налогового контроля. Налоговый кодекс определил его основные формы. Основой налогового контроля является постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах, присвоение ему идентификационного номера. Одним их главных звеньев налогового контроля является налоговая проверка. Немаловажная роль принадлежит созданию эффективного механизма взыскания недоплаченных налогов, штрафов, пени за неисполнение налогового законодательства. 
Все элементы налогового механизма тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена другие звенья также оказываются малопродуктивными. Так, ошибки в налоговом прогнозировании способствуют появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней. 
На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде. 
 С учетом конкретной экономической ситуации государство может вносить либо частичные изменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т.е. осуществлять налоговую реформу. Нынешний этап характерен для проведением налоговой реформы. Главными принципами ее осуществления являются снижение налогового бремени, особенно для малого бизнеса, упрощение налоговой системы, повышение качества администрирования, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. Осуществление налоговой реформы призвано способствовать экономическому росту, развитию предпринимательства. 
 Исключительно важная роль в отладке налогового механизма принадлежит созданию соответствующего законодательства. Налоговый механизм регламентируется многими законодательными актами — Конституцией, Гражданским кодексом, Таможенным, Водным, Земельным и другими кодексами и нормативными актами. Основным нормополагающим актом призван стать Налоговый кодекс. Именно Налоговый кодекс должен гармонизировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков, обеспечивать стабильность налоговой системы, единообразное толкование конкретных налоговых ситуаций. С принятием Налогового кодекса должны кануть в лету имевшие место в российской практике частые, нередко необоснованные, изменения в законодательных и нормативных актах по налогам.

Государство реализует свою налоговую политику через налоговый  механизм. Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации  налоговых правоотношений и способы  их количественногоикачественногопроявлениячерезрычаги, звенья и элементы. Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии: • разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе; • практическое применение налогового механизма; • проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма; • анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья: 3* правовое регулирование и регламентирование; 3> налоговое планирование и прогнозирование; > налоговое регулирование; > управление налогообложением; > налоговый контроль. Правовое регулирование и регламентирование состоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которое осуществляют органы государственной власти. Регламентирующими документами являются законы о налогах, закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие нормативные документы. Налоговое планирование - это волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов, координации процессов в соответствии с целевойнаправленностьюразвития экономики. Налоговое прогнозирование вместе с планированием обеспечивает оценку хозяйственно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; намечает перспективы хозяйственного развития; вырабатывает концепцию налогообложения; законодательно закрепляет процедуру налогообложения и утверждает бюджет по налогам. Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологий в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование внутри налоговых отчислений. Управление налогами осуществляется аппаратом специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны — льготы и санкции. Налоговый контроль обеспечивает правильность исчисления, своевременность и полноту поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц. Налоговый механизм позволяет упорядочивать налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налоги», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и, тем не менее, при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения, это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.

Сложившаяся ситуация в частности  налоговых поступлений требует  радикальных мер организационного характера с целью подготовки сбалансированного проекта бюджета  на 1999 год. Эти меры предполагают снижение налогового бремени для производителей, ликвидацию формальных и неформальных льгот для финансового сектора  и сферы обращения, решительные  санкции против теневого оборота.

Меры по снижению налогового бремени для производителей, упорядочению налоговых поступлений и расходов государства:

  1. Срочное упрочнение налоговых платежей для мелких и средних предприятий с целью иметь для мелких предприятий максимум 2 платежа - социальный налог и плату за лицензию (патент), а средних предприятий - три (еще НДС).
  2. Введение дополнительного налога и весомого на элитные автомобили и недвижимость.
  3. Серьезное снижение налоговой нагрузки для исправно платящих налоги предприятий и возможность для всех остальных перейти в категорию пониженного налогообложения после погашения недоимки.
  4. Немедленный перевод всей бюджетной сферы на сметную систему финансирования, с введением штатного расписания, норм расходов и т.д. Свобода маневра для директоров - только за счет средств, которые сами заработали, никакой свободы за счет бюджета.
  5. Правительство должно диктовать цену товаропроизводителю, а не товаропроизводитель - правительству. Но правительство реально и своевременно расплачивается за свой заказ.
  6. Полный перевод бюджетных денег в казначейство под управление структур ЦП, как по доходам, так и по расходам.
  7. Практическая реализация государственной монополии на табак и алкоголь.

Основные недостатки структуры  налогообложения в стране обусловлены  ее неприспособленностью к современным  условиям. Специфика перехода экономики  к рынку и решение проблем  взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности  состава и структуры налогообложения.

Современная система налогов  России содержит несколько экономических  необоснованных налоговых форм. Это  налоги с выручки от реализации продукции (работ, услуг), налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и т.д. В  научных публикациях и в заявлениях руководителей финансовых и налоговых  администраций указанные налоги называются нерациональными и вредными. Их предлагают устранить из практики принятием Налогового кодекса.

Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики