Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм, структура особенностей функционирования в рыночной экономике.docx

— 232.69 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.1. Анализ современной  практики налогового регулирования

 

Виды и  ставки налогов и других обязательных платежей 
в налоговой системе РК

 

виды налогов

ставка

1

2

3

 

Корпоративный подоходный налог

30%

 

доходы облагаемые у источника выплаты (за исключением  доходов нерезидентов)

15-30%

 

доходы нерезидентов из казахстанского источника

15-20%

 

чистый доход нерезидента, осуществляющего деятельность в  РК через постоянное учреждение.

 
 

Индивидуальный подоходный налог

15%

 

Налог на добавленную  стоимость

5-30%

 

Акцизы

20%

 

Специальные платежи  и налоги недропользователей:

утверждается Правительством. РК

 

Бонусы

устанавливаются

 

Роялти

контрактом

 

налог на сверхприбыль (если внутренняя норма прибыли выше 20%).

 
 

Социальный налог

4-30%

 

Земельный налог:

4-30%

 

Для городов  Астана, Алматы

22%

 

при площади до 600 кв. м включительно

 
 

на площадь превышающую 600 кв. м

 
 

для городов  областного назначения:

 
 

при площади до 1000 кв. м включительно

0,2 тенге за 1 кв. м 

 

на площадь превышающую 1000 кв. м

6,0 тенге за 1 кв. м

 

для остальных  населенных пунктов:

 
 

при площади до 5000 кв. м включительно

0,2 тенге за 1 кв. м 

 

на площадь, превышающую 5000 кв. м 

6,0 тенге за 1 кв. м

 

Налог на транспортные средства

 
 

легковые автомобили ( в зависимости от объема двигателя) 

 
 

Налог на имущество:

 
 

юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью

 
 

юридические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью

 
 

физические лица занимающиеся предпринимательской деятельностью 

 
 

Сбор за государственную  регистрацию юридических лиц

1%

 

Сбор за государственную  регистрацию индивидуальных предпринимателей

 
 

Сбор за государственную  регистрацию прав на недвижимое имущество  и сделок с ним

0,1%

 

Сбор за регистрацию  залога движимого имущества

0,1-1%

 

Сбор за государственную  регистрацию радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств.

 
 

Сбор за государственную  регистрацию механических транспортных средств и прицепов.

 
 

Сбор за государственную  регистрацию морских, речных и маломерных судов.

 
 

Сбор за государственную  регистрацию гражданских воздушных  судов

 
 

Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК

 
 

Сбор с аукционов

 
 

Гербовый сбор

 
 

Лицензированный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

 
 

Плата за пользование  земельными участками

 
 

Плата за пользование  водными ресурсами поверхностных  источников

 
 

Платежи  за загрязнение окружающей среды

 
 

Плата за пользование  животным миром

 
 

Плата за лесные пользования

 
 

Плата за использование  особо охраняемых природных территорий 

 
 

Плата за использование  радиочастотного спектра

 
 

Плата за пользование  судоходными водными путями

 
 

Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы

 
 

Государственная пошлина

 
 

Таможенная пошлина

 
 

Таможенные сборы

 
 

Итак, одним из основных элементов  экономической политики является налоговая  политика, которая проводится государством. Только налоговая политика определяет объем и структуру расходов государственного бюджета, затем - уточняет и устанавливает  налоги, их ставки и льготы, вводит новые  платежи, отменяет старые. Налоговая  политика осуществляется государством посредством комплекса мер в  области налогового регулирования. Налоговой политике необходимо обеспечить поступление денежных средств в  государственный бюджет в целях  реализации государством социальных, политических, экономических программ. 
 Государство не может существовать, не проводя эффективной налоговой политики. Развитие эффективной налоговой политики Республики Казахстан является одной из основных проблем современного государства, разработка которой требует решения очень сложных задач. Государство стремится любым путем и любыми способами, как можно более максимально пополнить свой бюджет. Государственный бюджет, являясь основным планом в области финансов, главным средством аккумулирования денежных ресурсов, дает политической власти возможность реально осуществлять властные полномочия, а государству — реальную политическую и экономическую власть. 
Участие государства в проведении налоговой политики, в регулировании экономики осуществляется с помощью налоговых инструментов, таких, как ставка налога, налоговая льгота, налоговая база и др. От результатов проводимой государством налоговой политики зависит и то, какие изменения необходимо внести государству в свою экономическую политику. 
Очень большое количество налогов и их высокие ставки приводят не только к сокращению объема поступлений денежных ресурсов в бюджет государства, но и к снижению активного стимула трудовой, а также предпринимательской деятельности. Т. е. необходимо проводить такую налоговую политику, которая соединяла бы интересы государства и граждан. Налоговой политикой учитываются политические, экономические, а также социальные потребности населения, поэтому гражданин республики должен помнить о своих обязанностях внесения обязательных платежей в бюджет государства, которые предусмотрены Налоговым кодексом Республики Казахстан, так как налог является основным источником формирования государственного бюджета. 
С введением нового Налогового кодекса утверждается новая налоговая политика государства. Налоговый кодекс необходимо строить на принципах справедливости, удобства и стабильности. 
Эффективность налоговой политики определяется использованием модели налоговой системы, которая должна соответствовать реалиям и условиям нашего государства. В Казахстане используется модель, где объектами обложения налогом являются доход и расход. 
С каждым днем вопросы налоговой политики в республике приобретают все более выраженный политический и социальный характер. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики, а также конкретными методами налоговой политики, которые зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. 
Политика уменьшения налогов — это, с одной стороны, стремление граждан избежать налога, а, с другой — стремление государства не допустить сокращения поступлений налоговых сумм в бюджет. Стремление граждан не платить налоги или платить их в малом размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство, и налоги будут являться основным источником формирования государственного бюджета. Политика уменьшения налогов - это действия граждан, которые избегают уплаты налогов или стремятся уменьшить выплаты в бюджет государства. При политике уменьшении налогов действия граждан можно характеризовать следующими признаками: 
- активные, волевые и осознанные действия; 
- действия, направленные на снижение размера сумм налога. 
При политике уменьшения налогов граждане действуют целенаправленно, предпринимают определенные действия, в результате происходит экономия налогов. Граждане должны заранее осознавать характер своих действий, желая наступления определенного результата и сознательно допуская его. 
Массовое уклонение от уплаты налогов, а также проблема криминогенности в налоговой сфере во всех странах всегда актуальны. Причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, очень много. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние граждан, которое характеризуется негативным отношением к налоговой системе государства, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией. 
Политика уменьшения налогов представляет собой методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Их можно подразделить на две категории. 
 К первой категории политики налоговой минимизации относятся: незаконное уменьшение налогов; уклонение от уплаты налогов; некриминальное и криминальное уклонение от уплаты налогов. 
При некриминальном уклонении от уплаты налогов действия граждан направлены на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет в результате нарушения налоговой ответственности. При криминальном уклонении от уплаты налогов гражданами совершаются противозаконные действия, направленные на избежание налога или снижение его размера, которые нарушают нормы налогового и уголовного законодательства. 
 Вторая категория — законное уменьшение налогов или политика налоговой оптимизации, т. е. уменьшение размера налоговых обязательств через целенаправленные правомерные действия плательщика, которые включают в себя использование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Также, это деятельность предприятий, при которой налоги сводятся к минимуму законно, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В отличие от первой, при данной категории не нарушаются законные интересы бюджета. Следовательно, отсюда вытекает главное отличие политики налоговой оптимизации от политики уклонения от налогов - граждане, не нарушая закон, используют разрешенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей. Таким образом, действия плательщика не относятся к преступлению или правонарушению, следовательно, не влекут за собой неблагоприятных последствий, таких, как доначисление налогов, взыскание пени и налоговых санкций. Налоги нужно не только минимизировать, нужна и оптимизация налогов. 
Незаконное уменьшение налогов, или уклонение от них, влечет последствия для государства. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, следовательно, ему приходиться ограничивать расходы. Вследствие этого, приостанавливается реализация некоторых государственных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий. 
Политические причины подталкивают граждан к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, или обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики, что случается довольно часто. Таким образом, необходимо обеспечить своевременное поступление платежей в бюджет, а также справедливое их перераспределение. Только в этом случае государство может своевременно выплачивать пенсии, пособия, а также оказывать материальную помощь безработным. 
 Важной задачей налоговой политики является преодоление социальной ущербности рыночной экономики. "Общество, в котором небольшая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, — констатирует Президент в своем послании народу Казахстана, - никогда не выживет и не будет процветать". 
 Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство должно обеспечить решение следующих основных задач: 
— социальные задачи по обеспечению занятости, стимулированию роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения; 
— задачи оптимизации налоговых изъятий, т. е. достижение паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения. 
Основные направления налоговой политики государства включают: 
— построение стабильной налоговой системы в Республике Казахстан; 
— сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений; 
— увеличение роли экологических налогов. 
 Основными направлениями налоговой политики государства являются: построение стабильной налоговой системы в Республике Казахстан; сокращение числа налогов путем отмены видов налогов, не дающих значительных поступлений в бюджет государства, или их укрупнения; облегчение налогового бремени производителей продукции и устранение двойного налогообложения. 
Итак, идеальная налоговая политика является мечтой любого государства и общества, которую пока еще никто не достиг. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нас еще очень долгий путь. В конечном итоге закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения не только позволит сделать налоговую систему эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного и добросовестного гражданина.

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая  категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования  в реальной экономической  жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая  категория являются исходными и  основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная  сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она  определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая  категория выражает денежные отношения  между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие  в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной  стоимости  ВНП и отчуждения части  ее стоимости в распоряжение государства  в обязательном порядке.

Субъективная  сторона  налогов (их виды, уровень ставок и  т.п.) определяется внешней средой, в  которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень  социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к  налоговым платежам. Нормативное  определение налога содержится в  Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

2. Под сбором понимается  обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических  лиц, уплата которого является  одним из условий совершения  в интересах плательщиков сборов  госорганами, органами местного  самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами  юридически значимых действий»

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные  признаки, присущие именно налогам. Это  обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.1

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при  их формировании через элементы налогов, которые включают:

   1) объект налога - это имущество, доход, товар,  наследство, подлежащие обложению;

   2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть  физическое или юридическое лицо;

   3) источник  налога - т.е. доход, из которого выплачивается  налог (зарплата, прибыль, доход,  дивиденды);

   4) ставка налога - величина налога с единицы  объекта налога;

   5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

 

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется  через их функции. Налоги выполняют  различные функции.

В числе налоговых функций  ученые называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются необходимые общенациональные потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств2.

Таким образом, обе налоговые  функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения  из абстрактно воспринимаемой  ее способности  воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит  в обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РК.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.)3.

Социальная функция  налогов  проявляется  и  непосредственно  через механизмы налоговых льгот  и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

  1.   Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льго Романенко И.В. «Экономическая теория: Конспект лекций» - С-Пб: «Изд-во Михайлова В.А.», 2000

т и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая»  функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов  является в современной российской практике слабо реализуемой и  неэффективно используемой.

Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению4.

В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора  налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных  санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом.

Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики