Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа
Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом5.
Налоги весьма разнообразны
по видам и образуют довольно разветвленную
совокупность. Попытки унифицировать
налоги, уменьшить количество их видов
пока не имели успеха. Возможно, это
происходит потому, что правительствам
удобнее вместо одного большого налога
взимать множество не столь больших,
в этом случае налоговые поборы станут
менее заметными и
Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего, налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика так, что он ощущает их в виде недополученного дохода.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок.
Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.
В зависимости от того, кто
взимает налог и в какой
бюджет он поступает, налоги делятся
на государственные и местные. В
свою очередь, при федеральном устройстве
государства государственные
Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.
№ |
Вид налога |
Ставка налога в 2008 году |
|
Примечание | |||
1 |
Корпоративный подоходный налог, не облагаемый у источника выплаты, для налогоплательщиков у которых земля не является основным источником производства |
30 % |
20 %
* с 2010 – 17,5 % * с 2011 – 15 % |
Для регулирования
поступлений налогов в | |||
2 |
Корпоративный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты с резидентов |
15 % |
* c 2011 – 10 % | ||||
3 |
Социальный налог |
Регрессивная шкала: от макс. – 13 % до мин. – 5 % |
11 % |
Введена единая ставка, вместо шкалы. | |||
4 |
Налог на добавленную стоимость |
13 % |
12 % |
||||
В целях поддержания низкой налоговой нагрузки были сохранены следующие ставки налогов: | |||||||
1 |
Корпоративный подоходный налог, не облагаемый у источника выплаты, для налогоплательщиков у которых земля является основным источником производства |
10 % |
10 % |
||||
2 |
Индивидуальный подоходный налог на доходы налогоплательщиков (например: доходы работника, имущественный доход и т.д.), за исключением дивидендов * |
10 % |
10 % |
||||
3 |
Индивидуальный подоходный налог на доходы в виде дивидендов * |
5 % |
5 % |
полученных на территории РК и за ее пределами | |||
4 |
Для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации |
3 % |
3 % |
||||
5 |
Для субъектов малого бизнеса на основе Патента |
2 % |
2 % |
Налоги возникли с появлением
государства как один из методов
мобилизации денежных средств. Современное
государство, экономика которого основана
прежде всего на рыночных отношениях,
должно обеспечивать те интересы общества,
решение которых слабо
Налоговые поступления являются
главным средством пополнения госбюджета.
Налоги представляют собой обязательные,
индивидуально безвозмездные
Сущность и роль налогов
проявляется в их функциях: фискальной,
распределительной и
Фискальная функция налогов реализуется в процессе формирования доходной части госбюджета в целях аккумулирования финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им различных собственных функций: социальных, военнооборонительных, природоохранных и др. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов – мобилизация финансовых ресурсов государства.
Распределительная функция
налогов проявляется на том этапе
развития налоговой системы, когда
государство через налоговый
механизм активно начинает воздействовать
на управление экономикой. Распределительная
функция включает в себя две подфункции:
регулирующую и воспроизводственную.
Регулирующая подфункция проявляется
в установлении высоких ставок налогов
на ряд объектов налогообложения, что
направлено на сдерживание потребления
отдельных товаров, и, напротив льготное
налогообложение отдельных
Контрольная функция налогов
непосредственно связана с
Систему налогов, поступающих в бюджет можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – это
налоги взимаемые государством непосредственно
с доходов или имущества
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товара, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины. Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, облагаются все товары, работы и услуги. Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства. Таможенные пошлины – косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.
Прямые налоги позволяют
более точно учесть объект налогообложения
конкретного субъекта, но связаны
с большой дополнительной работой
фискальных органов, возможностями
уклонения от налогов. Косвенные
налоги, напротив, не учитывают реальные
возможности отдельных
В качестве основы систематизации
финансовых операций, обеспечивающей
концептуальную базу для решения
наиболее широкого круга задач при
рассмотрении государственных финансов,
может быть использована природа
потоков денежных средств, поступающих
в органы государственного управления
и выходящая из них. Основными
критериями, позволяющими объединить
финансовые операции в однородные группы,
являются следующие: поступления или
платежи; возвратные или невозвратные;
возмездные или безвозмездные; текущие
или капитальные; финансовые активы
или обязательства и их подразделение
на приобретаемые в целях
Доходы госбюджета как
экономическая категория
Применительно к этой схеме
формируется классификация
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Закрепленные доходы - доходы,
которые полностью или в твердо
фиксированной доле (в процентах)
на постоянной или долговременной основе
в установленном порядке
В условиях бюджетного дефицита,
когда для покрытия бюджетных
расходов недостаточно собственных
средств, исполнительные органы власти
могут привлекать заемные средства,
т.е. получать процентные или беспроцентные
ссуды из иных бюджетов, по решению
представительных органов власти в
установленном порядке
Особенностью заемных
средств как источника
Конкретный состав доходов
и их объемы по каждому отдельному
бюджету устанавливаются
Глава 2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма.
Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).
Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики