Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм, структура особенностей функционирования в рыночной экономике.docx

— 232.69 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность  других функций. Следовательно, если контрольная  функция налогов ослаблена, то это  соответственно снижает эффективность  налоговой системы в целом5.

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Попытки унифицировать  налоги, уменьшить количество их видов  пока не имели успеха. Возможно, это  происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными  для населения.

Налоги делятся на разные группы по многим признакам. Прежде всего, налоги делятся на прямые и косвенные  в зависимости от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика  так, что он ощущает их в виде недополученного  дохода.

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт). К косвенным могут  быть отнесены также налог на добавленную  стоимость и применявшиеся в  советские времена налог с  оборота и налог с продаж. Косвенные  налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются  вне зависимости от конечных результатов  деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок.

Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к  уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта  налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и  т.д.). В зависимости от налоговых  ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых  ставках на единицу объекта.

В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает, налоги делятся  на государственные и местные. В  свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто  есть налогоплательщик, т.е. субъект  налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.

Сравнительная таблица по налоговым ставкам основных видов  налогов

 

Вид налога

Ставка налога в 2008 году

 

Ставка  налога в 2009 году

 

Примечание

1

Корпоративный подоходный налог, не облагаемый у источника  выплаты, для налогоплательщиков у которых земля не является основным источником производства

30 %

20 %

 

* с 2010 – 17,5 %

* с 2011 – 15 %

Для регулирования  поступлений налогов в государственный бюджет было предусмотрено поэтапное снижение

2

Корпоративный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты  с резидентов

15 %

* c 2011 – 10 %

3

Социальный налог

Регрессивная  шкала:

от макс. – 13 %

до мин. – 5 %

11 %

Введена единая ставка, вместо шкалы.

4

Налог на добавленную  стоимость 

13 %

12 %

 

В целях  поддержания низкой налоговой нагрузки были сохранены следующие ставки налогов:

1

Корпоративный подоходный налог, не облагаемый у источника  выплаты, для налогоплательщиков у  которых земля является основным источником производства

10 %

10 %

 

2

Индивидуальный  подоходный налог на доходы налогоплательщиков (например: доходы работника, имущественный  доход и т.д.), за исключением дивидендов *

10 %

10 %

 

3

Индивидуальный  подоходный налог на доходы в виде дивидендов *

5 %

5 %

полученных на территории РК и за ее пределами

4

Для субъектов  малого бизнеса на основе упрощенной декларации

3 %

3 %

 

5

Для субъектов  малого бизнеса на основе Патента

2 %

2 %

 

Налоги возникли с появлением государства как один из методов  мобилизации денежных средств. Современное  государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами  рыночных отношений.

Налоговые поступления являются главным средством пополнения госбюджета. Налоги представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных  образований. К признакам налогов  относят: легитимность, индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика  и принудительность.

Сущность и роль налогов  проявляется в их функциях: фискальной, распределительной и контрольной. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Фискальная функция налогов  реализуется в процессе формирования доходной части госбюджета в целях  аккумулирования финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления  им различных собственных функций: социальных, военнооборонительных, природоохранных и др. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов – мобилизация финансовых ресурсов государства.

Распределительная функция  налогов проявляется на том этапе  развития налоговой системы, когда  государство через налоговый  механизм активно начинает воздействовать на управление экономикой. Распределительная  функция включает в себя две подфункции: регулирующую и воспроизводственную. Регулирующая подфункция проявляется  в установлении высоких ставок налогов  на ряд объектов налогообложения, что  направлено на сдерживание потребления  отдельных товаров, и, напротив льготное налогообложение отдельных объектов, что имеет своей целью развитие приоритетных с точки зрения государства  отраслей и видов деятельности.

Контрольная функция налогов  непосредственно связана с распределительной  функцией и проявляется в условиях действия последней. Контрольная функция  реализуется в возможности количественного  отражения налоговых поступлений  в бюджет, их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах и выявления необходимого внесения изменений в налоговую систему.

Систему налогов, поступающих  в бюджет можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых  ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это  налоги взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика, например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество. Прямые налоги подразделяют на реальные и личные. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов  имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения  налогоплательщика. Личные налоги учитывают  финансовое положение налогоплательщика  и взимаются у источника дохода или по декларации.

Косвенные налоги взимаются  в виде надбавки к цене товара, с  оборота реализации товара, работ  и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины. Универсальным  косвенным налогом является налог  на добавленную стоимость, облагаются все товары, работы и услуги. Индивидуальными  акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства. Таможенные пошлины – косвенные  налоги, применяемые во внешнеэкономической  деятельности.

Прямые налоги позволяют  более точно учесть объект налогообложения  конкретного субъекта, но связаны  с большой дополнительной работой  фискальных органов, возможностями  уклонения от налогов. Косвенные  налоги, напротив, не учитывают реальные возможности отдельных экономических  субъектов непосредственно, действующая  связь имеет косвенный характер. Но они представляют удобную форму  изъятия средств для государства, как с технической, так и с  психологической стороны. Здесь  перераспределение средств, производится замаскированным образом.

В качестве основы систематизации финансовых операций, обеспечивающей концептуальную базу для решения  наиболее широкого круга задач при  рассмотрении государственных финансов, может быть использована природа  потоков денежных средств, поступающих  в органы государственного управления и выходящая из них. Основными  критериями, позволяющими объединить финансовые операции в однородные группы, являются следующие: поступления или  платежи; возвратные или невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие  или капитальные; финансовые активы или обязательства и их подразделение  на приобретаемые в целях проведения государственной политики или для  управления ликвидностью.

Доходы госбюджета как  экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие  в процессе формирования основного  общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений  выступают различные виды платежей организаций и населения в  бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

Применительно к этой схеме  формируется классификация доходов  бюджетов Российской Федерации, являющейся группировкой доходов всех уровней  бюджетной системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники доходов. Общие доходы состоят из текущих доходов и  доходов от операций с капиталом. Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых  поступлений.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты  могут поступать дотации и  субвенции, а также заемные средства.

Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают  в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях  сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий  бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном  порядке на следующий финансовый год.

В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных  расходов недостаточно собственных  средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные  ссуды из иных бюджетов, по решению  представительных органов власти в  установленном порядке выпускать  займы на инвестиционные цели на соответствующих  территориях, брать краткосрочные  кредиты коммерческих банков.

Особенностью заемных  средств как источника бюджетных  доходов является условие их возвратности.

Конкретный состав доходов  и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми  актами о соответствующем бюджете  на каждый год. Итак, доходы госбюджета как экономическая категория  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда  денежных средств, и формой проявления этих отношений выступают различные  виды платежей организаций и населения  в бюджет. Средства органов государственного управления, состоят из общих доходов  и полученных официальных трансфертов, в свою очередь общие доходы состоят  из текущих доходов и доходов  от операций с капиталом, текущие  же доходы образуются за счет налогов  и текущих неналоговых поступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.2. Налоговое  планирование и значение в функционировании  налогового механизма.

 

Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики