Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 17:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: с приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования налогового механизма
1.1. Экономическое содержание и сущность налогового механизма: структура и характеристика ее основных элементов.
1.2. Налоговый механизм как инструмент рыночной экономики
Глава 2. Аналитическая оценка функционирования налогового механизма в условиях РК.
2.1. Анализ современной практики налогового регулирования
2.2. Налоговое планирование и значение в функционировании налогового механизма
2.3. Контрольная функция налоговых органов за правильность исчисления и своевременность поступления налогов в бюджет
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового механизма в РК.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый механизм, структура особенностей функционирования в рыночной экономике.docx

— 232.69 Кб (Скачать файл)

С помощью налоговых льгот  во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов.

Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран  предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и другие. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных  расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

Кроме того, льготное регулирование  нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

Использование налоговых  льгот, или «преференций», является характерным примером прямого воздействия  на процессы регулирования и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных  налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на 3-5 лет. В Казахстанской налоговой практике в самом начале экономических реформ (в первой половине 90-х гг.) предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Гораздо дольше существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в течение; двух последующих лет. Под льготное налогообложение во многих странах подпадает прибыль, направляемая на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготами по уплате налогов нередко имеют право пользоваться организации инвалидов, предприятия, использующие на производстве наемный труд представителей социально уязвимых групп населения. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление налогов в течение определенного договором времени не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для  органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном  законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и  муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Налоговая санкция – это мера ответственности за совершенное правонарушение. Налоговые санкции применяются в виде штрафов. Причем, для каждого вида правонарушения предусмотрен свой размер штрафа (предусмотренный НК РК).

Формирование налоговой  базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. 
Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном на практике используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортизации способствует созданию условий для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме, того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости и начале срока службы.

Безусловно, изменения в  налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.

Налоговая политика государства  имеет все же относительно самостоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Имея относительную самостоятельность, налоговая политика должна строиться  на основе научной теории налогов. Без  этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Между тем теория налогов, в свою очередь, развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Длительное время преобладала классическая теория налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль пополнения доходов государства.

Основоположником научной  теории налогообложения принято  считать А. Смита. Он дал определение  понятия налоговой системы, установил  необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д. Риккардо, Дж. Милля, и других. Вместе с тем все теоретические рассуждения и научная полемика тех лет сводилась, как правило, к тому, чтобы выполнение налогами их основного предначертания — пополнение государственной казны - осуществлялось на принципах равенства и справедливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и места налогов не могло не измениться в силу происходившего в течение многих десятилетий и даже столетий усложнения экономических отношений и связанной с этим необходимости усиления регулирующей роли государства. Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди которых наиболее существенную роль в формировании налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж. М. Кейнс, изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Концепция Дж. М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж. М. Кейнс отвел важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж. М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогом. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.

В противоположность кейнсианской теории разработанная рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом, неоклассическая модель по иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит из того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции, поскольку, по мнению авторов этой теории, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия. Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской, отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, согласно данной теории, должна строиться и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. В противном случае, исходя из этой теории, высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и тормозить проведение корпорациями инвестиционной политики, вследствие чего прекратится обновление производственных фондов и начнется спад в экономике. Сдерживающая налоговая политика позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и соответственно значительное расширение налоговой базы, а также увеличить доходы государства при минимальных налогах и максимальных налоговых льготах.

Налоговый механизм включает также систему санкций за нарушение налогового законодательства. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, а также судебных и арбитражных органов. Правовые основы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Налоговый кодекс устанавливает порядок применения штрафных санкций1 только на основании судебных решений, до вступления в действие этого положения налоговые органы имели возможность бесспорного списания сумм задолженностей, пеней и штрафов со счета налогоплательщика, что нередко приводило к банкротству даже относительно благополучных в финансовом отношении организаций.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношении.

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории налог, служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и тем не менее при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы.

Через налоговый механизм государство воздействует на процессы производства и обращения, стимулирует или сдерживает их темпы развития, усиливает или ослабляет накопление капитала, влияет на возрастание или снижение платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов.

Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30 % валового национального продукта в США и Японии, до 40 - 50 % - в Германии, Франции, Швеции.

Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права. Система организационно-экономических отношений, сложившихся к 1998 г., определяет специфику построения налогового механизма. 

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость. Разграничение налогов и их функций, с одной стороны, налоговой политики и налогового механизма, с другой, дает возможность понять объективность налогов и субъективную деятельность государства.

В качестве специфических налоговых механизмов, позволяющих учитывать горно-геологические и организационно-правовые особенности процесса освоения ресурсов углеводородов, используются ставки налогов и платежей природоресурсного характера, в первую очередь таких, как ренталс и роялти, и, во-вторых, введение налоговых льгот, позволяющих стимулировать усилия недропользователя, направленные на поиск новых месторождений, увеличение коэффициента нефтеотдачи, освоение трудноизвлекаемых запасов и низкодебитных месторождений.

Вместе с тем налоговые механизмы, и в первую очередь перечень налогов и платежей, а также режимы фискальных расчетов ( обычный, раздел продукции), в общем, достаточно типичны. Более того, интенсивное развитие международного сотрудничества, взаимопроникновение техники, кадров и капиталов способствуют в определенной мере унификации не только организационно-технологических, но и экономических и правовых решений возникающих проблем. В этой связи определенное обобщение иностранного опыта возможно и целесообразно. В первую очередь это касается перечня природоресурсных налогов и применяемых фискальных режимов.

Информация о работе Налоговый механизм, структура особенности функционирования рыночной экономики