Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном системном анализе процессуальных налоговых правоотношений по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, позволяющем выявить недостатки нормативного регулирования соответствующих процедур и обосновать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности в бюджетную систему РФ на примере ИФНС по Ленинскому району г.Нижнего Новгорода;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
- охарактеризовать правоотношения по взысканию обязательных платежей;
- обобщить практику деятельности налоговых органов, судов, службы судебных приставов, а равно иных компетентных органов по
взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов;
- путём сопоставления статистических данных определить эффективность предусмотренных законодательством о налогах и сборах способов взыскания обязательных платежей;
- обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций;
- выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.
Реферат……………………………………………………………………..…..…….2
Введение …………………………………………………………………..………....5
1.Теоретические основы взыскания налоговых
недоимок и анализ причин их возникновения………………………………..14
1.1 Понятие и признаки недоимок………………………………………………...14
1.2 Анализ причин возникновения недоимок и варианты
решения проблемы недоимки…………………………………………….……….19
1.3 Анализ методов взыскания недоимки……………………………………...…23
1.4 Рационализация процедуры банкротства
организаций как одного из способов сокращения недоимки. ………….……….45
3.Оценка возможностей совершенствования
процесса взыскания недоимок……………………………………………….…83
3.1 Проблемы снижения эффективности взыскания
задолженности по налогам и сборам………………………………………….......88
Заключение………………………………………………………………….…..…92
Список нормативных актов и литературы……………………………….……91
Реферат.
Дипломная работа на тему «Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения» состоит из введения, трех глав и заключения. В работе 5 рисунков, 5 таблицы, 21 приложение, в списке литературы 26 источников, объем работы 93 машинописных страниц.
Цель исследования заключается
в комплексном системном
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, которые складываются в процессе взыскания сумм задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Предметом исследования выступают правовые нормы, определяющие материальные и процессуальные основания для взыскания недоимок, пеней, а также штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах; правовой статус и полномочия органов, осуществляющих взыскание указанных обязательных платежей; практика бесспорного и судебного порядков взыскания с организаций и физических лиц, признаваемых субъектами налогообложения.
Методологическую основу работы составили: налоговое законодательство РФ, методические рекомендации ФНС РФ, монографии и статьи С.Н.Алехина, А.Брызгалина, И.И.Кучерова, К.Н.Лебедева, И.В.Пальцевой, С.Г.Пепеляевой, А.В.Попова, А.С.Титова и других авторов.
В качестве методов исследования использовались общенаучные приемы экономического исследования и анализа: наблюдение и сравнение, группировка данных, анализа и синтеза и другие.
Основные результаты работы:
1) выявлена тенденция роста совокупной налоговой задолженности в бюджетную систему России в период 01.01.2007 - 01.01.2009 гг., что свидетельствует о недостаточных мерах по борьбе с ней, которые не устраняют причины ее возникновения.
2) определены основные
социально-экономические
3) раскрыты основные недостатки государственной системы предупреждения и урегулирования налоговой задолженности такие, как: недостаточный уровень финансовой и административной ответственности за налоговые правонарушения; слабая координация действий контрольных органов по взысканию налоговой задолженности; недостаток полномочий налоговых органов в процессе осуществления контроля за уплатой налогов.
4) предложены основные
пути сокращения налоговой
Реферат……………………………………………………………
Введение …………………………………………………………………..………
1.Теоретические основы взыскания налоговых
недоимок и анализ причин их возникновения………………………………..14
1.1 Понятие и признаки недоимок………………………………………………...
1.2 Анализ причин возникновения недоимок и варианты
решения проблемы недоимки…………………………………………….……….
1.3 Анализ методов взыскания недоимки……………………………………...…23
1.4 Рационализация процедуры банкротства
организаций как одного из способов сокращения недоимки. ………….……….45
3.Оценка возможностей совершенствования
процесса взыскания недоимок……………………………………………….…83
3.1 Проблемы снижения эффективности взыскания
задолженности по налогам и сборам……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список нормативных
актов и литературы………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
Актуальность темы исследования: Уплата налогов является одной из основных обязанностей граждан в любом государстве, и наша страна отнюдь не исключение из данного правила.
Важнейшей задачей современной экономической политики России является реформирование системы налогообложения. За последние годы в этом направлении были достигнуты положительные результаты. Так, существенно сокращено общее число налогов и сборов, снижены ставки по ряду основных фискальных платежей, упорядочены налоговые льготы, реорганизовано налоговое администрирование. Однако, несмотря на все успехи, процесс реформирования по-прежнему сопровождается игнорированием предусмотренной Конституцией РФ (ст. 57) и Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24) налоговой обязанности, вплоть до открытого противодействия контрольной деятельности налоговых органов со стороны отдельных налогоплательщиков.
Важность затронутого вопроса раскрывается через призму ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджет - это форма не только образования, но и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1
Следовательно, от полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей, во многом зависит то, как именно выдаётся заработная плата рабочим и служащим государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсии и пособия пенсионерам, каким образом функционируют системы государственного медицинского страхования и занятости населения, когда построят новые квартиры для очередников, сколько средств будет выделено для поддержки отечественной науки, культуры и образования, насколько будут дееспособны силы правопорядка и обороны страны.
Поэтому в тех случаях, когда
налоговая обязанность не исполняется
добровольно, должны «срабатывать»
предусмотренные
На необходимость комплексного решения обозначенной проблематики указывает и то обстоятельство, что общественные отношения, складывающиеся в процессе взыскания сумм недоимок, пеней и налоговых санкций, независимо от различий в основаниях и условиях, имеют общие правовые и экономические признаки. С юридической точки зрения, взыскание - это реализация государством предусмотренных законом мер принуждения налогоплательщика к должному исполнению возложенных на него налоговых обязанностей и мер наказания за допущенные правонарушения. С экономической точки зрения, взыскание - это всегда расходы для налогоплательщика и источник прямых или косвенных доходов для государственного бюджета и бюджета муниципальных образований. Новизна подобного системного рассмотрения правового института взысканий в налоговой сфере в значительной степени и обуславливает актуальность темы работы.
Работа уполномоченных органов
в части взыскания
Цель исследования заключается
в комплексном системном
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, экономическую
природу и причины
- проанализировать динамику и
структуру налоговой
- определить основные
- охарактеризовать правоотношения по взысканию обязательных платежей;
- обобщить практику деятельности
налоговых органов, судов, службы судебных
приставов, а равно иных компетентных
органов по
взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов;
- путём сопоставления
- обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций;
- выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, которые складываются в процессе взыскания сумм задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных обязанных лиц.
Предметом исследования выступают правовые нормы, определяющие материальные и процессуальные основания для взыскания недоимок, пеней, а также штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах; правовой статус и полномочия органов, осуществляющих взыскание указанных обязательных платежей; практика бесспорного и судебного порядков взыскания с организаций и физических лиц, признаваемых субъектами налогообложения.
Правоотношение по взысканию недоимки и пени имеет властный характер и направлено на принудительное исполнение налоговой обязанности, а также восстановление фискальных интересов государства и муниципальных образований. В свою очередь, правоотношение по взысканию штрафов направлено на защиту фискальных интересов государства и муниципальных образований, а также предупреждение налогоплательщиков от нарушений законодательства о налогах и сборах.
На основе анализа действующего законодательства РФ о налогах и сборах заключается, что возможно взыскание исключительно недоимки, пени и штрафа, тогда как суммы налогов (сборов) лишь взимаются налоговым органом и, соответственно, уплачиваются самим налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом). При этом критерием отнесения той или иной суммы к недоимке признаётся пропуск срока уплаты налога (сбора). Недоимка, пени и штрафы выступают непосредственными объектами процессуальных налоговых правоотношений по взысканию. Причём выражается солидарность с мнением проф. Ю.А. Крохиной и группы авторов учебника «Налоговое право России»2, которые подчёркивают, что отнесение пени к обеспечительным способам обусловлено её имущественно-восстановительным (компенсационным) характером, но в случае, когда пеня превышает размер налоговой недоимки, она превращается в налоговую санкцию и приобретает функцию штрафа. Следовательно, в той части, в которой Налоговый кодекс РФ прямо относит пени к способам обеспечения налоговой обязанности, процедура привлечения к налоговой ответственности никак не может применяться к порядку взыскания пеней. Прежде всего, это касается вопросов судебного порядка привлечения к ответственности и трёхгодичного срока давности.
Относительно большое число
причастных к процессу взыскания
государственных органов
Обязанность налогоплательщика претерпеть взыскание недоимки, пени и налоговой санкции - есть составной элемент его правосубъектности. Тогда как для плательщика сборов указанная обязанность имеет свою специфику, что в первую очередь объясняется правовой природой сбора, уплачиваемого в качестве условия совершения в отношении плательщика уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (ст. 8 НК РФ). Из анализа нормативной базы следует, что недоимка и пени с плательщика сборов могут быть взысканы только в случае нарушения условий отсрочки (рассрочки), когда решение о её предоставлении было отменено уполномоченным на то органом (ст. 68 НК РФ), либо в случае изменения фактических обстоятельств дела, повлекших возникновение или увеличение размера обязательных платежей. В свою очередь, участие налогового агента в правоотношениях по взысканию недоимок, пеней и штрафов определяется двумя возможными ситуациями:
- когда налоговый агент
- когда налоговый агент
Вслед за А.В. Смирновым и О.А. Смирновой, все меры, направленные на погашение задолженности по налогам (сборам), а также пеням и штрафам, разделяются на три основные группы: принудительные, добровольные и добровольно-принудительные. При этом особо подчёркивается, что для нормальной работы налоговой системы необходимо, чтобы применяемые к недоимщику либо правонарушителю принудительные меры были достаточно обоснованными и учитывали бы реальные возможности налогоплательщика. Иными словами уровень такого воздействия должен определяется принципом: «взять максимальное, сохранив жизнедеятельность».3
1. Теоретические основы взыскания налоговых недоимок и анализ причин их возникновения.
1.1 Понятие и признаки недоимки.
Согласно ст.11 НК РФ недоимка
– сумма налога или сумма сбора,
не уплаченная в установленный
Недоимка в современной юридической литературе рассматривается в двух смыслах: в материальном и юридическом. В материальном смысле недоимка всегда представляет собой определенную сумму денежных средств, которую обязанный субъект должен был уплатить управомоченному субъекту в течение определённого срока, но не уплатил. В юридическом смысле недоимка представляет собой правоотношение между управомоченным субъектом и обязанным, содержанием которого являются права и обязанности сторон в отношении не внесенной в установленный срок суммы налога (сбора).
Информация о работе Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения