Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном системном анализе процессуальных налоговых правоотношений по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, позволяющем выявить недостатки нормативного регулирования соответствующих процедур и обосновать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности в бюджетную систему РФ на примере ИФНС по Ленинскому району г.Нижнего Новгорода;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
- охарактеризовать правоотношения по взысканию обязательных платежей;
- обобщить практику деятельности налоговых органов, судов, службы судебных приставов, а равно иных компетентных органов по
взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов;
- путём сопоставления статистических данных определить эффективность предусмотренных законодательством о налогах и сборах способов взыскания обязательных платежей;
- обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций;
- выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.
Реферат……………………………………………………………………..…..…….2
Введение …………………………………………………………………..………....5
1.Теоретические основы взыскания налоговых
недоимок и анализ причин их возникновения………………………………..14
1.1 Понятие и признаки недоимок………………………………………………...14
1.2 Анализ причин возникновения недоимок и варианты
решения проблемы недоимки…………………………………………….……….19
1.3 Анализ методов взыскания недоимки……………………………………...…23
1.4 Рационализация процедуры банкротства
организаций как одного из способов сокращения недоимки. ………….……….45
3.Оценка возможностей совершенствования
процесса взыскания недоимок……………………………………………….…83
3.1 Проблемы снижения эффективности взыскания
задолженности по налогам и сборам………………………………………….......88
Заключение………………………………………………………………….…..…92
Список нормативных актов и литературы……………………………….……91
Существуют случаи, когда взыскание налога не может быть произведено в бесспорном порядке:
1. Это ситуация, когда обязанность по уплате налога (недоимки по налогу) возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком.
2. Это случаи, когда по уплате налога (недоимки по налогу) обязанность возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации статуса или характера деятельности налогоплательщика. Процедурным моментом, предваряющим решение о бесспорном списании недоимки со счетов налогоплательщика-организации в банке, является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора). Если данное требование в установленный срок не исполнено налогоплательщиком, то принимается решение о бесспорном списании недоимки со счетов организации в банке. Соответствующее постановление может быть вынесено не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится
до сведения налогоплательщика (налогового
агента) - организации или
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Поручение налогового органа
на перечисление сумм налога
в бюджетную систему
Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).
Не производится взыскание налога
с депозитного счета налогоплат
Норма, обязывавшая недоимщиков - юридических лиц осуществлять расчёты по погашению задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды только с одного из текущих рублёвых счетов, даже при отсутствии мер ответственности за уклонение от открытия такого счёта и несоблюдение режима его работы, давала реальную возможность для усиления контроля за уплатой налогов.
Наряду с пропуском
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет
имущества налогоплательщика (налогового
агента) - организации или
Постановление о взыскании
налога за счет имущества
1) фамилию, имя, отчество
2) дату принятия и номер решения
руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа о взыскании
налога за счет имущества
3) наименование и адрес
4) резолютивную часть решения
руководителя (заместителя руководителя)
налогового органа о взыскании
налога за счет имущества
5) дату вступления в силу
6) дату выдачи указанного
Постановление о взыскании
налога подписывается
Вместе с постановлением н. орган направляет в службу судебных приставов:
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание.
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), а
также иных материальных ценнос
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по
договору во владение, в пользование
или распоряжение другим лицам
без перехода к ним права
собственности на это
6) другого имущества, за
В случае взыскания налога
за счет имущества, не
Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.17
В случае обжалования налогоплательщиком актов налогового органа в суде, а также при взыскании недоимки и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, процессуально-правовым основанием для обращения взыскания на имущество должны выступать решение суда и выданный на его основе исполнительный лист.
В случае неисполнения
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в отношении:
1) денежных средств на счетах в банке;
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного по
договору во владение, в пользование
или распоряжение другим лицам
без перехода к ним права
собственности на это
4) другого имущества, за
Исследования показали, что эффективность
ареста и последующей реализации
имущества недоимщика среди иных
мер, которые направлены на снижение
уровня задолженности перед
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) Ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Очередность исполнения
Суммы излишне уплаченных
ликвидируемой организацией
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
Информация о работе Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения