Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном системном анализе процессуальных налоговых правоотношений по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, позволяющем выявить недостатки нормативного регулирования соответствующих процедур и обосновать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности в бюджетную систему РФ на примере ИФНС по Ленинскому району г.Нижнего Новгорода;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
- охарактеризовать правоотношения по взысканию обязательных платежей;
- обобщить практику деятельности налоговых органов, судов, службы судебных приставов, а равно иных компетентных органов по
взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов;
- путём сопоставления статистических данных определить эффективность предусмотренных законодательством о налогах и сборах способов взыскания обязательных платежей;
- обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций;
- выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………..…..…….2
Введение …………………………………………………………………..………....5
1.Теоретические основы взыскания налоговых
недоимок и анализ причин их возникновения………………………………..14
1.1 Понятие и признаки недоимок………………………………………………...14
1.2 Анализ причин возникновения недоимок и варианты
решения проблемы недоимки…………………………………………….……….19
1.3 Анализ методов взыскания недоимки……………………………………...…23
1.4 Рационализация процедуры банкротства
организаций как одного из способов сокращения недоимки. ………….……….45
3.Оценка возможностей совершенствования
процесса взыскания недоимок……………………………………………….…83
3.1 Проблемы снижения эффективности взыскания
задолженности по налогам и сборам………………………………………….......88
Заключение………………………………………………………………….…..…92
Список нормативных актов и литературы……………………………….……91

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Существуют случаи, когда взыскание  налога не может быть произведено в бесспорном порядке:

1. Это ситуация, когда обязанность по уплате налога (недоимки по налогу) возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком.

2. Это случаи, когда по уплате налога (недоимки по налогу) обязанность возникла в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации статуса или характера деятельности налогоплательщика. Процедурным моментом, предваряющим решение о бесспорном списании недоимки со счетов налогоплательщика-организации в банке, является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора). Если данное требование в установленный срок не исполнено налогоплательщиком, то принимается решение о бесспорном списании недоимки со счетов организации в банке. Соответствующее постановление может быть вынесено не позднее  двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании, принятое после  истечения указанного срока, считается  недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган  может обратиться в суд с иском  о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится  до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального  предпринимателя в течение шести  дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения  о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о  дате его получения, решение о  взыскании направляется по почте  заказным письмом и считается  полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

 Поручение налогового органа  на перечисление сумм налога  в бюджетную систему Российской  Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика  (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Норма, обязывавшая недоимщиков - юридических  лиц осуществлять расчёты по погашению задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды только с одного из текущих рублёвых счетов, даже при отсутствии мер ответственности за уклонение от открытия такого счёта и несоблюдение режима его работы, давала реальную возможность для усиления контроля за уплатой налогов.

 

Наряду с пропуском установленного Налоговым кодексом РФ срока уплаты налога, материально-правовыми основаниями  бесспорного взыскания недоимки и пени за счёт имущества организации  или индивидуального предпринимателя является недостаточность или отсутствие денежных средств на банковских счетах либо отсутствие информации о таких счетах.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального  предпринимателя принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

 Постановление о взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика  (налогового агента) - организации  или индивидуального предпринимателя  должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного  лица и наименование налогового  органа, выдавшего указанное постановление;

2) дату принятия и номер решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации  или налогового агента - организации  либо фамилию, имя, отчество, паспортные  данные, адрес постоянного места  жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика  (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя;

5) дату вступления в силу решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика  (налогового агента) - организации  или индивидуального предпринимателя;

6) дату выдачи указанного постановления.

 Постановление о взыскании  налога подписывается руководителем  (заместителем руководителя) налогового  органа и заверяется гербовой  печатью налогового органа. Исполнительные  действия должны быть совершены  и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Вместе с постановлением н. орган  направляет в службу судебных приставов:

    1. Расшифровку задолженности налогоплательщика с указанием счетов по учету доходов и кодов бюджетной классификации.
    2. Перечень всех счетов налогоплательщика в банках и иных кредитных организациях, а так же информацию о мерах принятых в отношении этих счетов.
    3. Извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку.
    4. Имеющиеся у налогового органа сведения об имуществе налогоплательщика, о лицах ответственных за финансово-хозяйственную деятельность, о наличии кассовых аппаратов и другие дополнительные сведения.

 Взыскание налога за счет  имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств  и денежных средств в банках, на которые не было обращено  взыскание.

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а  также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных  для непосредственного участия  в производстве, а также станков,  оборудования, зданий, сооружений и  других основных средств;

5) имущества, переданного по  договору во владение, в пользование  или распоряжение другим лицам  без перехода к ним права  собственности на это имущество,  если для обеспечения исполнения  обязанности по уплате налога  такие договоры расторгнуты или  признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества, за исключением  предназначенного для повседневного  личного пользования индивидуальным  предпринимателем или членами  его семьи, определяемого в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

 В случае взыскания налога  за счет имущества, не являющегося  денежными средствами, налогоплательщика  (налогового агента) - организации  или индивидуального предпринимателя  обязанность по уплате налога  считается исполненной с момента  реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм.

 Должностные лица налоговых  органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.17

В случае обжалования налогоплательщиком актов налогового органа в суде, а также при взыскании недоимки и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, процессуально-правовым основанием для  обращения взыскания на имущество должны выступать решение суда и выданный на его основе исполнительный лист.

 В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся  индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности  по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Взыскание налога за счет имущества  налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится последовательно в  отношении:

1) денежных средств на счетах в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по  договору во владение, в пользование  или распоряжение другим лицам  без перехода к ним права  собственности на это имущество,  если для обеспечения исполнения  обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением  предназначенного для повседневного  личного пользования физическим  лицом или членами его семьи,  определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.18

Исследования показали, что эффективность  ареста и последующей реализации имущества недоимщика среди иных мер, которые направлены на снижение уровня задолженности перед государственной  казной, находится на низком уровне. В частности, после получения недоимщиками решения (постановления) об административном аресте имущества либо постановления о возбуждении исполнительного производства погашалось 1,4% и 23%, а за счёт реализации арестованного имущества – 14,2% общей массы погашаемой в бюджет РФ задолженности по налогам и сборам по Ленинскому району.

 

Обязанность по уплате налогов и  сборов (пеней, штрафов) Ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой  организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности  по уплате налогов и сборов, причитающихся  пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Очередность исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов  при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

 Суммы излишне уплаченных  ликвидируемой организацией или  излишне взысканных с этой  организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Подлежащая зачету сумма излишне  уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

Информация о работе Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения