Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
Цель исследования заключается в комплексном системном анализе процессуальных налоговых правоотношений по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, позволяющем выявить недостатки нормативного регулирования соответствующих процедур и обосновать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности в бюджетную систему РФ на примере ИФНС по Ленинскому району г.Нижнего Новгорода;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
- охарактеризовать правоотношения по взысканию обязательных платежей;
- обобщить практику деятельности налоговых органов, судов, службы судебных приставов, а равно иных компетентных органов по
взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов;
- путём сопоставления статистических данных определить эффективность предусмотренных законодательством о налогах и сборах способов взыскания обязательных платежей;
- обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций;
- выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.
Реферат……………………………………………………………………..…..…….2
Введение …………………………………………………………………..………....5
1.Теоретические основы взыскания налоговых
недоимок и анализ причин их возникновения………………………………..14
1.1 Понятие и признаки недоимок………………………………………………...14
1.2 Анализ причин возникновения недоимок и варианты
решения проблемы недоимки…………………………………………….……….19
1.3 Анализ методов взыскания недоимки……………………………………...…23
1.4 Рационализация процедуры банкротства
организаций как одного из способов сокращения недоимки. ………….……….45
3.Оценка возможностей совершенствования
процесса взыскания недоимок……………………………………………….…83
3.1 Проблемы снижения эффективности взыскания
задолженности по налогам и сборам………………………………………….......88
Заключение………………………………………………………………….…..…92
Список нормативных актов и литературы……………………………….……91
При отсутствии у ликвидируемой
организации задолженности по исполнению
обязанности по уплате налогов и
сборов, а также по уплате пеней,
штрафов сумма излишне
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.20
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.
Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим. Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица.21
Взыскание недоимки и пени за счёт дебиторской задолженности. Процесс взыскания дебиторской задолженности разделен на три стадии:
- арест
-изъятие правоустанавливающих документов
- реализация на торгах.
По возрастному критерию вся
дебиторская задолженность
- дебиторская задолженность за товары, работы и услуги, срок оплаты которых не наступил;
- дебиторская задолженность за товары, работы и услуги, не оплаченные в срок, т.е. просроченная дебиторская задолженность.
Причём оценка дебиторской задолженности, как в рамках исполнительного производства, так и при добровольной её продаже, непременно должна осуществляться профессиональными оценщиками.
Особенностью процедуры
Взыскание недоимки и пени за счёт дебиторской задолженности требует от налогового органа подачи искового заявление в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 48 НК РФ), в котором он требует применить данную меру, взыскав налог за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуальн
Основания по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию начисленным пеням и штрафам. К ним отнесены:
а) ликвидация организации в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
б) признание банкротом индивидуального
предпринимателя в соответствии с Федеральным
законом "О несостоятельности (банкротстве)"
- в части задолженности, не погашенной
по причине недостаточности имущества
должника;
в) смерть или объявление судом умершим
физического лица - по всем налогам и сборам,
а в части поимущественных налогов - в
размере, превышающем стоимость его наследственного
имущества, либо в случае перехода наследства
к государству.22
Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового
кодекса Российской Федерации недоимка,
числящаяся за отдельными налогоплательщиками,
плательщиками сборов и налоговыми
агентами, взыскание которой оказалось
невозможным в силу причин экономического,
социального или юридического характера,
признается безнадежной и списывается
в порядке, установленном:
-по федеральным налогам и сборам - Правительством
Российской Федерации;
-по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
1.4 Рационализация процедуры банкротства организаций как одного из способов сокращения недоимки.
Любая организация может быть ликвидирована в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Причины ликвидации самые разнообразные. Юридическое лицо в результате ликвидации прекращает свое существование как субъект права, утрачивая правоспособность. В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) "правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)".
Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении организации из данного реестра - это прекращение деятельности соответствующей организации. Ликвидация исключает правопреемство по обязательствам ликвидируемой организации. Пункт 1 ст. 60 ГК РФ гласит: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам".
Ликвидация может быть следствием банкротства организации. То есть банкротство организации - один из видов ее ликвидации. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Банкротами могут быть признаны только коммерческие организации либо действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Общие условия ликвидации предприятия установлены в ГК РФ.
Ликвидируемые юридические лица обязаны до ликвидации исполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. В противном случае взыскать налоговые недоимки и налоговые санкции будет не с кого. Налоговые органы должны жестко контролировать процедуру ликвидации с тем чтобы не допустить использование ликвидации как средства уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками.
Статья 49 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) устанавливает принципы уплаты налогов при ликвидации организации: "Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества".
Так как ликвидацию организации осуществляет ликвидатор (ликвидационная комиссия), осуществляя все полномочия исполнительных органов юридического лица, то и обязанности по уплате налогов должны исполняться данным органом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации. Очередность выплат устанавливается в статье 64 ГК РФ. Закон установил четвертую очередь для расчетов по долгам с бюджетом. Причем удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Значит, может сложиться ситуация, когда налоги не будут уплачены по причине отсутствия средств, хотя ликвидация проведена точно в соответствии с законом. Такие ситуации возможны, и закон допускает подобное развитие событий.
Налоговые органы в некоторых случаях препятствуют завершению процедуры ликвидации предприятия по причине непогашенных налоговых недоимок вследствие отсутствия средств. Это незаконные действия.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа 19 июня 2003 г. (дело N Ф04/2768-795/А27-2003) при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Кемеровской области указал: "Доводы в кассационной жалобе о том, что на ликвидируемой организации в соответствии со статьей 49 НК РФ лежит обязанность по уплате налогов и сборов, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд. Кроме того, закон не связывает исполнение обязанности по снятию с учета в налоговой инспекции с финансово-хозяйственной деятельностью истца".
Законодатель учел такой вариант развития событий, установив субсидиарную ответственность учредителей ликвидируемой организации по налоговым долгам в строго определенных случаях. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ).
Правила направлены на защиту интересов бюджета. Реализация данного правила возможна лишь в специально указанных законом случаях. Пределы, указанные в статье 49 НК РФ, установлены гражданским законодательством Российской Федерации. Для взыскания задолженности по налогам с учредителей нужно пользоваться правилами ГК РФ, поскольку НК РФ не устанавливает пределы и порядок реализации данной нормы. Таким образом, норма о субсидиарной ответственности учредителей по налоговым долгам организации при ликвидации действует в строго ограниченных законом случаях. Статьей 49 НК РФ установлено правило о субсидиарной ответственности учредителей организации, но принципы возложения такой ответственности указаны в гражданском законодательстве.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 при применении пункта 2 ст. 49 НК РФ необходимо учитывать, что ответственность учредителей по налоговым долгам организации возможна только в случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
Пределы и порядок взыскания налоговых недоимок с учредителей предприятия при ликвидации изложены в ГК РФ и конкретизированы в специальных законах. Например, ГК РФ и Закон об обществах с ограниченной ответственностью устанавливают: участники общества отвечают по его обязательствам в пределах внесенного вклада, если иное не установлено учредительными документами общества.
Согласно Закону об акционерных
обществах акционеры несут
Пунктом 4 ст. 10 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена возможность привлечения к субсидиарной ответственности учредителей организации, в случае если организация станет банкротом по вине ее участников.
Пункт 2 ст. 9 Закона о несостоятельности (банкротстве) установил, что лица, на которых возложены обязанности по ликвидации предприятия, должны подать заявление о признании банкротом ликвидируемой организации, в случае если в процессе ее ликвидации будет установлена недостаточность имущества организации для удовлетворения всех требований.
Последствия неисполнения такой обязанности установлены пунктом 2 ст. 10 Закона о банкротстве - уполномоченные на подачу указанного заявления лица (ими могут быть и учредители) должны нести субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Информация о работе Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения