Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексном системном анализе процессуальных налоговых правоотношений по взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов, позволяющем выявить недостатки нормативного регулирования соответствующих процедур и обосновать предложения по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах.
Для достижения обозначенной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности в бюджетную систему РФ на примере ИФНС по Ленинскому району г.Нижнего Новгорода;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;
- охарактеризовать правоотношения по взысканию обязательных платежей;
- обобщить практику деятельности налоговых органов, судов, службы судебных приставов, а равно иных компетентных органов по
взысканию сумм недоимок, пеней и штрафов;
- путём сопоставления статистических данных определить эффективность предусмотренных законодательством о налогах и сборах способов взыскания обязательных платежей;
- обосновать необходимость изменения и дополнения действующего законодательства в целях усовершенствования тех положений, которые определяют условия, основания, сроки и порядок взыскания недоимок, пеней и налоговых санкций;
- выработать пути повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, принудительное исполнение и судебное разбирательство по делам о взыскании сумм недоимок, пеней и штрафов.

Содержание работы

Реферат……………………………………………………………………..…..…….2
Введение …………………………………………………………………..………....5
1.Теоретические основы взыскания налоговых
недоимок и анализ причин их возникновения………………………………..14
1.1 Понятие и признаки недоимок………………………………………………...14
1.2 Анализ причин возникновения недоимок и варианты
решения проблемы недоимки…………………………………………….……….19
1.3 Анализ методов взыскания недоимки……………………………………...…23
1.4 Рационализация процедуры банкротства
организаций как одного из способов сокращения недоимки. ………….……….45
3.Оценка возможностей совершенствования
процесса взыскания недоимок……………………………………………….…83
3.1 Проблемы снижения эффективности взыскания
задолженности по налогам и сборам………………………………………….......88
Заключение………………………………………………………………….…..…92
Список нормативных актов и литературы……………………………….……91

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

 Во-вторых, - направление указанного решения банку, которое вручается ему способом, свидетельствующим о дате его получения, и действует с момента его получения банком. Срок действия решения неограничен, и оно действует вплоть до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций в банке. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком, в связи с чем банк, согласно п. 9 ст. 76 НК РФ, не вправе открывать новые счета данному налогоплательщику - организации. При этом банк может быть подвергнут санкциям согласно ст. 134 НК РФ, если он будет исполнять в период действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика поручения на получение денег налогоплательщика, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов либо иного платежного поручения, не имеющего в соответствии с действующим законодательством преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет или внебюджетные фонды.

Приостановление операций организации по ее валютному счету, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций.

В-третьих, нормативная процедура  рассматриваемой меры пресечения предполагает уведомление налоговым органом  о принятом решении налогоплательщика, который вправе его обжаловать в  вышестоящем налоговом органе или  арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 19 НК РФ.

Приостановление операций по счетам в банке как мера пресечения не может быть применена в отношении налогоплательщиков-физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, а также налоговых агентов- физических лиц, независимо от того, имеют ли они статус индивидуального предпринимателя или нет.

На должностных лиц налогового органа возлагается обязанность  отменить принятое решение о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика в банке. (см. Приложение 21 Таблица 1.3.1)

 

Арест имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов). Данная мера пресечения представляет собой запрещение с санкции прокурора распоряжаться имуществом организации - налогоплательщика. Законодатель в п. 5 ст. 77 НК РФ специально сделал оговорку, согласно которой аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога.

Это важный процедурный аспект, так  как несоблюдение его налоговыми органами создает предпосылки предъявления к налоговым органам требования возмещения убытков вследствие неправомерного ограничения права собственности.

Арест имущества организации - налогоплательщика (плательщика сбора - налогового агента) выступает в качестве способа  обеспечения исполнения решения  об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятого в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Законодатель в ст. 77 НК РФ установил возможность применения этой меры пресечения в отношении организаций - налогоплательщиков, организаций - плательщиков сборов, организаций - налоговых агентов. Также в отношении имущества физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) арест может быть применен судом в качестве меры по обеспечению иска по ходатайству налогового органа при подаче в суд иска о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица.

 

В статье 77 НК РФ арест имущества  дифференцируется на:

- полный 

- частичный, в зависимости от степени ограничения права налогоплательщика в отношении его имущества. Если при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им с разрешения и под контролем налогового органа, то при частичном аресте налогоплательщик владеет, пользуется и распоряжается арестованным имуществом с разрешения и под контролем налогового органа.

Нормативная процедура данной меры пресечения предполагает процессуальное оформление принятого руководителем  налогового органа либо его заместителем решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика - организации постановлением, санкционируемым прокурором. При этом определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест. Основанием для вынесения постановления являются достаточные причины полагать, что налогоплательщик примет меры, чтобы спрятать или скрыть свое имущество. Оно действует только при наличии санкции прокурора. Исполнение решения об аресте имущества производится должностным лицом, реализующим решение об обращении взыскания на имущество. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

Руководитель (его заместитель) налогового органа, вынесший постановление  о наложении ареста на имущество, определяет место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.

Несоблюдение установленного порядка  владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 125 настоящего Кодекса и (или) иными федеральными законами.

 Решение об аресте имущества  действует с момента наложения  ареста до отмены этого решения  уполномоченным должностным лицом  органа, его вынесшего, либо до отмены данного решения вышестоящим органом или судом.

Согласно п. 13 ст. 77 НК РФ решение  об аресте имущества может быть отменено должностным лицом налогового органа при прекращении обязанности  по уплате налога, то есть в случае погашения  числящейся за налогоплательщиком недоимки либо прекращения его обязанности по уплате налога по другим обстоятельствам или в разумные сроки после этого момента.

Арест производится, если:

- Стоимость движимого имущества  организации (ц.б., сырье, оборудование, продукция и т.д.)

- У организации есть должники  с которых она могла бы взыскать  денежные средства, но не делает  этого больше 1 квартала.

- Организация должна в бюджет  больше, чем стоит половина ее  имущества.

- Налоговый орган получил из  прокуратуры УВД, ФСБ и т.д., что имущество организации распродается, руководители хотят скрыться.

- Руководитель и Глав.бух. систематически  не приходят в налоговый орган  по направленному им вызову.

- Организация перечисляет денежные  средства через посредников или  ее денежные средства находятся на счетах других организаций.

- Организация вовремя не погасила  долг перед бюджетом, который  возник после проверки ее налоговым  органом.

- Имущество организации находится  не по месту регистрации

- Организация не сдает отчетность  в течении двух месяцев (2 квартала), если при этом нельзя найти ее руководителей по адресам из учредительных документов.

Регламентируя нормативную процедуру  ареста имущества, законодатель запретил применение этой меры принуждения в  ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Следует учитывать и положение ст. 12 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", запрещающее проведение любых исполнительных действий не только в ночное время, но и в нерабочие дни. Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства, или ситуации, когда по вине должника совершение исполнительских действий в другие дни невозможно. Их проведение в ночное время допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

Элементом нормативной процедуры ареста имущества является правило ее производства только с участием понятых, которые приглашаются в количестве не менее двух человек; они должны быть лицами, не заинтересованными в совершении исполнительных действий; не состоять между собой или с участниками исполнительного производства в родстве; не должны быть подчиненными или подконтрольными между собой или участниками исполнительного производства. Также к производству ареста имущества могут быть привлечены специалисты. Участники процедуры ареста имущества, выступающие в качестве понятых и специалистов, должны получить от налоговых органов разъяснения о своих правах и обязанностях (п. 7 ст. 77 НК РФ).

Законодатель гарантировал налогоплательщику, его законному или уполномоченному представителю возможность присутствовать при аресте имущества (п. 7 ст. 77 НК РФ; ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Нормативная процедура ареста имущества обязывает лиц, его производящих, представить налогоплательщику или его представителю: надлежащим образом оформленное постановление о применении этой меры пресечения; документы, удостоверяющие их полномочия; разъяснения налогоплательщику или его представителю их прав и обязанностей. Все предметы, подлежащие аресту, должны быть предъявлены понятым и налогоплательщику или его представителю, а факт проведения ареста имущества налогоплательщика оформляется протоколом. В нем или в прилагаемой к нему описи должно быть обязательно перечислено или описано подлежащее аресту имущество с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости (п. 7-10 ст. 77 НК РФ). 
Поскольку решение о наложении ареста на имущество является актом налогового органа ненормативного характера, то оно может быть оспорено налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе либо в суде в порядке, установленном главой 19 НК РФ. Если будет установлено, что налогоплательщик не соблюдает установленный для него порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, то он может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 125 НК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве" изъятие арестованного имущества  с передачей его для дальнейшей реализации производится в срок, установленный приставом-исполнителем по истечении 5 дней после наложения ареста. Данное положение применяется в том случае, если арестованное имущество остается на хранении у налогоплательщика. Согласно п. 7 ст. 51 Федерального закона "Об исполнительном производстве" денежные средства в рублях и иностранной валюте, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные и другие изделия из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, драгоценных камней и жемчугов, а также лом и отдельные части таких изделий, обнаруженных при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию при аресте имущества.

 

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 04.11.05 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров». Этим Законом предусматривается внесудебный порядок взыскания налогов, страховых взносов и санкций. В установленных пределах они подлежат взысканию по решению налоговых органов или территориальных органов ПФР без обращения в суд.

Правом принимать решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика-организации (организации - плательщика сбора, организации - налогового агента) обладает руководитель налогового органа, если денежных средств на счетах организации в банках недостаточно для погашения недоимки или у налогового органа отсутствует информация о таких счетах. Такое решение в трехдневный срок направляется судебному приставу для исполнения.

Бесспорный порядок взыскания  недоимок с организаций распространяется и на суммы причитающихся к  уплате пеней, то есть денежных сумм, которые  налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны возместить в случае уплаты причитающихся с них сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние сроки по сравнению с временными интервалами, установленными налоговым законодательством. По своей правовой природе взыскание пеней - восстановительная мера, а не штрафная санкция. Поэтому на нее законодатель распространил бесспорный порядок взыскания, что направлено на компенсацию ущерба, понесенного бюджетом вследствие несвоевременного поступления средств. Процедурный аспект применения данной восстановительной меры предполагает разрешение этого вопроса судом согласно положениям ст. 104 и 105 НК РФ. При этом в судебном порядке недоимки по налогам и сборам взыскиваются как с частных физических лиц, так и с индивидуальных предпринимателей.

 

Материально-правовым основанием для  взыскания недоимки и пени во всех случаях признаётся установленный  налоговым органом факт пропуска обязанным лицом срока уплаты налога (сбора). Между тем, процессуально-правовые основания зависят от способа взыскания и статуса претерпевающего его субъекта. Так, взыскание недоимки и пени с банковских счетов организации или индивидуального предпринимателя производится в бесспорном порядке на основании решения налогового органа о взыскании путём направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление необходимых денежных средств в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Взыскание с банковских счетов физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, без распоряжения владельца возможно только при наличии решения суда и исполнительного листа в рамках исполнительного производства.

Законодатель предоставил налоговым органам право взыскивать недоимку. Эти подлежащие уплате недостающие суммы изымаются у налогоплательщика за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке или посредством изъятия его иного имущества. Основанием взыскания служат случаи выявления фактов неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок.

Информация о работе Недоимка по налогам. Анализ причин, пути сокращения