Организационно-правовые основы и методы, используемые при проведении налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение организационно-правовых основ и методов, используемых при проведении налоговых проверок, выявление проблем их проведения, разработка предложений и рекомендаций по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть сущность налогового контроля и его организации;
Изучить дополнительные мероприятия налогового контроля;
Ознакомиться с участниками контрольных мероприятий

Содержание работы

Введение

3
Глава I. Теоретические основы проведения налоговых проверок и методы, используемые при их проведении

1.1.Сущность налогового контроля и его организация

6
1.2.Дополнительные мероприятия налогового контроля

16
1.3.Участие третьих лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении

30
1.4.Порядок организации и проведения налоговых проверок совместно с органами внутренних дел

37
Глава II. Практические аспекты проведения налоговых проверок с дополнительными мероприятиями налогового контроля

2.1.Характеристика отделов ИФНС России по городу Сургуту осуществляющих урегулирование организационных и юридических вопросов по проведению налоговых проверок

51
2.2. Практические примеры проведения выездных налоговых проверок условных налогоплательщиков

58
2.3.Проблемы проведения налоговых проверок и пути их решения

63
Заключение

69
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

5 тема.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Каждая из участвующих в проверке сторон действует в пределах своих полномочий, установленных соответствующими нормативными документами, а именно:

  • должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым кодексом, Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • сотрудники органов внутренних дел – Законом о полиции, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами РФ.

К материалам налоговой  проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел [16].

Согласно п. 15 ст. 89 НК в последний день проведения выездной налоговой проверки, проверяющий  налоговый орган обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). День вручения справки - это последний день проверки. Тем не менее, в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке. Налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Форма справки приведена в приказе ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@.  После получения справки организация вправе отказаться представлять проверяющим любые дополнительные материалы, так как проверка уже закончена.

Согласно ст. 100 НК РФ не позднее двух месяцев с момента  составления справки о проведенной проверке сотрудники налоговой инспекции должны оформить акт проверки. В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению санкций. В акте налоговой проверки указываются [15]:

  1. дата подписания акта налоговой проверки лицами, проводившими проверку;
  2. полное и сокращенное наименования либо ФИО проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
  3. фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  4. дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
  5. дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
  6. перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  7. период, за который проведена проверка;
  8. наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  9. даты начала и окончания налоговой проверки;
  10. адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  11. сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении проверки;
  12. документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  13. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если указанным документом предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту должны быть приложены  все документы (например, протоколы), связанные с проведением проверки. Форма акта утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338@. Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел.

Акт выездной налоговой  проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом  органе, второй - в установленном  порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными  в акте, может отказаться подписывать акт, налоговая инспекция ставит на нем соответствующую отметку или может подписать, но сделать оговорку о своем несогласии.

В случае если лицо, в  отношении которого проводилась  проверка, или его представитель  уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.

Согласно ст. 100 НК РФ в  течение 15 дней налогоплательщик может  направить руководителю налоговой  инспекции свои возражения, в свободной  форме. После истечения этого  срока все материалы по проверке передаются руководителю (заместителю руководителя) налоговой инспекции. В течение 10 рабочих дней он должен рассмотреть их и принять решение. Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

При выявлении должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов  или должностных лиц) в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель может принять следующие решения:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности за выявленные нарушения;
  • не привлекать налогоплательщика к ответственности;
  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в  привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие  основанием для такого отказа. В  решении об отказе в привлечении  к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

 В решении о привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения либо  в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

В случае необходимости  получения дополнительных доказательств  для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах  и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля [15]. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В органы внутренних дел  направляются следующие материалы:

  • Акт выездной налоговой проверки;
  • Возражения налогоплательщика по акту проверки, документы, подтверждающие обоснованность возражений, их копии;
  • Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Указанные материалы в ОВД не представляются, если сотрудники ОВД привлекались в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

В случае вынесения органом  дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. О принятом процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом налоговому органу разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

В случае принятия органом  предварительного следствия при  ОВД решения о прекращении  уголовного дела следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее  постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган.

На основании указанного уведомления руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа отменяет ранее принятое постановление о  прекращении производства по делу об административном правонарушении и  привлекает нарушителя к административной ответственности.

Совместная налоговая  проверка может проводиться не только по инициативе налоговых органов, но и по инициативе органов внутренних дел в связи с обнаружением ими в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий  документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Сотрудники органов  внутренних дел проверяют документы  не в пределах срока проводимой проверки, а в пределах срока давности привлечения  к уголовной ответственности  за совершение преступлений, предусмотренных  ст. 199-199.2 Уголовного кодекса РФ.  Срок давности может варьироваться от 10, до 6, 2-х лет. 

При наличии сведений о совершающихся налоговых преступлениях, орган МВД может осуществить  самостоятельную "проверку", чтобы  выявить, не нарушает ли конкретный налогоплательщик законодательство о налогах и сборах. Согласно пп.10 п.1 ст. 13 Федерального закона  «О полиции» ОВД также вправе проводить изъятие необходимых документов, предметов, материалов и сообщений в рамках проведения гласного оперативно розыскного мероприятия.

Изучив и проанализировав теоретические основы проведения налоговых проверок сделаны выводы, что государством созданы все условия для защиты своих имущественных интересов и интересов налогоплательщиков в налоговой сфере, разработаны все механизмы, элементы, формы налогового контроля и налоговых проверок. Государством чётко предусмотрены мероприятия налогового контроля: истребование пояснений и документов у налогоплательщика, осмотр помещений, территорий, документов, инвентаризация имущества, выемка документов и предметов, экспертиза. Предусмотрены все возможные случаи о необходимости привлечения третьих лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении, привлечение к налоговой проверке свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых и порядок взаимодействия проведения налоговых проверок совместно с органами внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практические аспекты проведения налоговых проверок с дополнительными мероприятиями налогового контроля

2.1. Характеристика отделов ИФНС России по городу Сургуту осуществляющих урегулирование организационных и юридических вопросов по проведению налоговых проверок

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Информация о работе Организационно-правовые основы и методы, используемые при проведении налоговых проверок