Организационно-правовые основы и методы, используемые при проведении налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение организационно-правовых основ и методов, используемых при проведении налоговых проверок, выявление проблем их проведения, разработка предложений и рекомендаций по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть сущность налогового контроля и его организации;
Изучить дополнительные мероприятия налогового контроля;
Ознакомиться с участниками контрольных мероприятий

Содержание работы

Введение

3
Глава I. Теоретические основы проведения налоговых проверок и методы, используемые при их проведении

1.1.Сущность налогового контроля и его организация

6
1.2.Дополнительные мероприятия налогового контроля

16
1.3.Участие третьих лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении

30
1.4.Порядок организации и проведения налоговых проверок совместно с органами внутренних дел

37
Глава II. Практические аспекты проведения налоговых проверок с дополнительными мероприятиями налогового контроля

2.1.Характеристика отделов ИФНС России по городу Сургуту осуществляющих урегулирование организационных и юридических вопросов по проведению налоговых проверок

51
2.2. Практические примеры проведения выездных налоговых проверок условных налогоплательщиков

58
2.3.Проблемы проведения налоговых проверок и пути их решения

63
Заключение

69
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

5 тема.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Инспекция федеральной  налоговой службы (ИФНС) — территориальный  орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчетный Федеральной  налоговой службе Российской Федерации, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом — и иных платежей в соответствующий бюджет. Инспекция является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

  1. Осуществляет контроль и надзор за:
  • Соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов,  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  • Соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств;
  1. Регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Ведет в установленном порядке:
  • Учет налогоплательщиков на подведомственной территории;
  • Учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
  • Бесплатно    информирует   налогоплательщиков    (в   том   числе    в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • Осуществляет     в   установленном  законодательством    РФ   порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • Принимает в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • Представляет    в   соответствии      с     законодательством       РФ     о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
  • Осуществляет   в   установленном   порядке   проверку   деятельности юридических лиц и физических лиц в установленной сфере деятельности;
  • Осуществляет функции  получателя  средств  федерального  бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее функций;
  • Обеспечивает    в   пределах   своей   компетенции   защиту   сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;
  • Организует прием граждан,  обеспечивает  своевременное   и  полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • Организует      профессиональную  подготовку   работников  аппарата Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • Осуществляет    в    соответствии с    законодательством   Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Инспекции;
  • Проводит         в       установленном         порядке      конкурсы      и     заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции;

          Инспекция с целью реализации  полномочий в установленной сфере  деятельности имеет право:

  • Запрашивать    и  получать   сведения  и   материалы,  необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • Привлекать в       установленном   порядке         для      проработки  вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • Применять         предусмотренные      законодательством   Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере.

Отдела Инспекции Федеральной  налоговой службы по городу Сургут ХМАО-Югре в своей деятельности руководствуются  Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 №129 «О государственной регистрации юридических лиц», другими федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающимися деятельности ФНС России, приказами, распоряжениями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и УФНС России по ХМАО-Югре, положениями об Инспекции и положениями отделов ИФНС.

Отделы камеральных  проверок № 1-4 и выездных налоговых  проверок № 1-2 в ИФНС России по городу Сургуту осуществляют урегулирование организационных и юридических  вопросов по проведению налоговых проверок. Отделы ИФНС осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции в соответствии с планами работы коллегий ФНС России и Управления.

Отделы камеральных проверок являются структурными подразделениями Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургут ХМАО-Югре.

Задачи отделов камеральных налоговых проверок, которые ставят перед собой налоговые органы, при проведении камеральной проверки:

  • Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы;
  • Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках;
  • Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений;
  • Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Отделы выездных налоговых проверок являются структурными подразделениями Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургут ХМАО-Югре.

Задачи отделов выездных проверок, которые ставят перед собой  налоговые органы, при проведении камеральной проверки:

  • Контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • Организация и проведение выездных налоговых проверок по соблюдению законодательства о налогах и сборах в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок;
  • Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела;
  • Осуществление взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов   по предмету деятельности Отдела.

Необходимость взаимодействия отделов внутри налоговой инспекции обусловлена единством цели инспекции, единством технологии налоговой работы, одними и теми же налогоплательщиками, расположенными на контролируемой территории. Практически ни одно действие не может быть выполнено, ни один документ не может быть издан инспекцией с участием только одного ее отдела, тем более - с участием только одного инспектора.

Организацию работы и взаимодействия подразделений инспекции осуществляет руководитель инспекции и его заместители.

В начале года инспекция  разрабатывает план контрольной  работы на год. В плане отражаются вопросы, на которые инспекции следует  обратить особое внимание в планируемом  периоде, устанавливается, какие контрольные мероприятия необходимо организовать и в какие сроки. Этот план обсуждается на уровне руководства и отделов инспекции. С учетом результатов этого обсуждения, особенностей состава налогоплательщиков на контролируемой территории, структуры и кадрового состава готовится план контрольной работы инспекции. План утверждается руководителем инспекции и становится основным документом, определяющим ее работу в очередном году. План доводится до всех отделов инспекции и становится организационной основой для их взаимодействия по его выполнению.

В отделах инспекции  составляются свои планы работы на очередной год. В них включаются мероприятия, которые должны быть выполнены  отделом в очередном году с  указанием сроков и ответственных  за исполнение. Планы составляются с учетом общего плана работы инспекции, а также обязанностей отделов, вытекающих из законодательных и нормативных актов, регулирующих их работу. Если в план включаются мероприятия, требующие координации усилий с другими отделами, а таких - большинство, то соответствующая позиция включается и в план другого отдела. Планы работы отделов утверждаются руководителем инспекции и должны безусловно выполняться.

Особое место занимают в организации работы инспекции  графики проведения выездных налоговых  проверок. Они составляются ежеквартально на основании анализа налоговой отчетности налогоплательщиков и других сведений о них. График определяет, какие конкретно предприятия или граждане должны быть проверены в течение квартала, устанавливает, кто из инспекторов будет проводить проверку и в какой период времени в рамках квартала. Эти графики утверждаются руководителем инспекции и служат основой не только для организации работы отделов выездных проверок, но и для их взаимодействия с другими отделами, располагающими информацией о плательщике, либо проводящими их проверки по вопросам своей компетенции. При составлении графиков проверок руководство инспекции стремится к тому, чтобы обеспечить комплексность проверки плательщика - сразу силами двух или трех отделов по всем вопросам исчисления и уплаты налогов.

 

2.2. Практические примеры проведения выездных налоговых проверок условных налогоплательщиков

 

На основе имеющихся  в распоряжение налоговых органов  сведений специалисты отдела выездных налоговых проверок Инспекции федеральной налоговой службы России по городу Сургуту, проанализировав информацию о деятельности налогоплательщика и в соответствии с разработанной в концепцией критериев отбора подобрали кандидатов, составили перечень вопросов подлежащих проверок, определили сроки реализации контрольных мероприятий и их исполнителей, и составили годовой и квартальный план выездных налоговых проверок. Руководитель налогового органа составил решение о проведении выездной налоговой проверки (Приложение 1). Рассмотрим практические примеры проведения выездной налоговой проверки на условных налогоплательщиках:

Пример 1. Согласно плану выездных налоговых проверок проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка». Российская организация ООО «Ромашка» занимается бизнесом в области строительства и состоит на налоговом учете по месту нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту.

Код по ОКАТО – 71136000000.

Организации присвоены  следующие коды:

ИНН – 8602502552,

КПП – 860201001.

Руководитель организации – Ромашкин Николай Петрович, главный бухгалтер Соловьева Жанна Аркадьевна.

ООО «Ромашка» по договору поставки сотрудничает с ООО «Тюльпан». В ходе выездной налоговой проверки выяснилось что ООО «Ромашка» поставляет несуществующий или не соответствующий заявленным техническим характеристикам товар под проценты на обналичивание денежных средств. Налоговым органом было принято решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика для выявления фактического имущества и неучтенных объектов подлежащих налогообложению на данном предприятии, для сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. Главным бухгалтером ООО «Ромашка» Соловьевой Жанной Аркадьевной были предоставлены последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

  В ходе инвентаризации было выявлено, что на складе предприятия находится большое количество продукции из древесины, наличие которой документально не подтверждено. Налоговый орган решил провести экспертизу, для установления качества пород дерева, на договорной основе, был приглашен эксперт, обладающего специальными знаниями и навыками. Был подписан протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав (Приложение 2). Руководство ООО «Ромашка» препятствовало эксперту выполнять свои обязанности, в следствие этого руководитель налогового органа принял решение о привлечении к выездной налоговой проверке органов внутренних дел.

Налоговым органом был  выслан мотивированный запрос об участии  сотрудников органов внутренних дел в выездной налоговой проверке. Органы внутренних дел предоставили информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке. Так как сотрудники ОВД были привлечены к проведению ранее начавшейся проверки, руководитель налогового органа вынес решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

После этого эксперт ознакомился с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы. Он в письменной форме дал заключение о том, что на складе находятся ценные породы древесины.

Налоговый орган решил  запросить счёт-фактуры и накладные по этим товарам, на что получили отказ. Должностное лицо налогового органа, осуществляющее проверку, вынесло постановление о производстве выемки документов. Для соблюдения законодательства были приглашены двое понятых. Инспектор, проводящий проверку, разъяснил присутствующим лицам их права и обязанности и предложил главному бухгалтеру Соловьевой Жанне Аркадьевне представить необходимые документы добровольно. Был составлен протокол выемки документов (Приложение 3). Понятые удостоверили в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии.

Информация о работе Организационно-правовые основы и методы, используемые при проведении налоговых проверок