Организационно-правовые основы и методы, используемые при проведении налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение организационно-правовых основ и методов, используемых при проведении налоговых проверок, выявление проблем их проведения, разработка предложений и рекомендаций по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть сущность налогового контроля и его организации;
Изучить дополнительные мероприятия налогового контроля;
Ознакомиться с участниками контрольных мероприятий

Содержание работы

Введение

3
Глава I. Теоретические основы проведения налоговых проверок и методы, используемые при их проведении

1.1.Сущность налогового контроля и его организация

6
1.2.Дополнительные мероприятия налогового контроля

16
1.3.Участие третьих лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении

30
1.4.Порядок организации и проведения налоговых проверок совместно с органами внутренних дел

37
Глава II. Практические аспекты проведения налоговых проверок с дополнительными мероприятиями налогового контроля

2.1.Характеристика отделов ИФНС России по городу Сургуту осуществляющих урегулирование организационных и юридических вопросов по проведению налоговых проверок

51
2.2. Практические примеры проведения выездных налоговых проверок условных налогоплательщиков

58
2.3.Проблемы проведения налоговых проверок и пути их решения

63
Заключение

69
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

5 тема.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

В ходе выездной налоговой  проверки было выявлено, что ООО «Ромашка» и ООО «Тюльпан» документально производят куплю – продажу  ценных пород древесины, как второсортный пиломатериал по заниженным ценам.

В последний день проведения выездной налоговой проверки Инспекция  Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту составила справку (Приложение 4), в которой зафиксирован предмет проверки и срок ее проведения, и вручила ее руководителю ООО «Ромашка».

Через два месяца с  момента составления справки  о проведении выездной налоговой  проверки сотрудники налоговой инспекции  составили акт проверки. В акте были указаны выявленные в ходе проверки нарушения и приложены все протоколы. Акт выездной налоговой проверки был составлен в трёх экземплярах и подписан должностным лицом налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел. Акт был вручён руководителю Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» – Ромашкину Николаю Петровичу под расписку.

После рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налоговой инспекции принял решение  о привлечении налогоплательщика  – ООО «Ромашка» к ответственности  за выявленные нарушения и руководителя организации Ромашкина Николая Петровича привлечь к административной ответственности в виде штрафа. В данном решении указан срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящем налоговом органе и другие необходимые сведения.

Пример 2. Согласно плану выездных налоговых проверок проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью «Солнце». Российская организация ООО «Солнце» занимается оптовой и розничной торговлей компьютерной, копировально-множительной, офисной оргтехникой и состоит на налоговом учете по месту нахождения в Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту.

Код по ОКАТО – 71136000000.

Организации присвоены  следующие коды:

ИНН – 8602502898,

КПП – 860201001.

Руководитель организации  – Солнечный Иван Петрович, главный бухгалтер Омская Нина Петровна.

 ООО «Солнце» по договору купли-продажи осуществляет закупку компьютерного оборудования у ООО «Ёлочка». В ходе выездной налоговой проверки у налогового органа появилась информация о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете.

В целях выяснения  дополнительных обстоятельств, имеющих  значение для полноты проверки, налоговый  орган принял решение осмотреть складские и офисные помещения и документы по договору с ООО «Ёлочка» налогоплательщика ООО «Солнце». Осмотр складских и офисных помещений и документов осуществлялся в присутствии двух понятых и руководителя ООО «Солнце» Солнечного Ивана Петровича. Составлен протокол осмотра (Приложение 7).

В ходе проведения выездной налоговой проверки обнаружены несоответствие документооборота реализации и приобретения оборудования. Данные правонарушения, требуют показаний сотрудников и иных свидетелей в письменном виде, которые смогут стать доказательством правонарушения. Были привлечены свидетели – бывший бухгалтер ООО «Солнце» Кузина Ольга Александровна и менеджер продаж Иванов Николай Андреевич. Свидетельские показания занесены в проток допроса (Приложение 8).

В последний день проведения выездной налоговой проверки Инспекция  Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту составила справку, в которой зафиксирован предмет проверки и срок ее проведения, и вручила ее руководителю Общества с ограниченной ответственностью «Солнце» Солнечному Ивану Петровичу.

Через два месяца с  момента составления справки  о проведении выездной налоговой  проверки сотрудники налоговой инспекции  составили акт проверки, в котором были указаны выявленные в ходе проверки нарушения и приложены все протоколы. Акт был вручён руководителю Общества с ограниченной ответственностью «Солнце»  – Солнечному Ивану Петровичу под расписку.

После рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налоговой инспекции принял решение о привлечении налогоплательщика – ООО «Солнце» к ответственности за выявленные нарушения. В данном решении указан срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящем налоговом органе и другие необходимые сведения.

 

2.3. Проблемы проведения налоговых проверок и пути их решения

 

От результативной контрольной  работы налоговых органов по обеспечению  полного и своевременного поступления  налогов и сборов во многом зависит  эффективное функционирование не только региональной экономики, но и устойчивое развитие экономики страны в целом.

В целях обеспечения  выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции  целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование  действующих процедур контрольных  проверок.

Анализ экономической  литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

  1. наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;
  2. применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;
  3. использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Совершенствование каждого  из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

По мнению налогоплательщиков самые распространение нарушения со стороны налогового органа являются:

  • затягивание сроков проверок,
  • истребование значительного количества документов,
  • изъятие и удержание оригиналов документов длительное время (в отдельных случаях),
  • проведение «выездных» проверок с «выездом» документов в налоговую инспекцию (проведение выездных проверок под видом камеральных проверок),
  • проведение повторных проверок под видом проверок вышестоящими органами в рамках контроля нижестоящих налоговых органов,
  • в отдельных случаях не предоставление на руки справок об окончании проверки (такая обязанность не предусмотрена НК РФ),
  • установление нереальных сроков исполнения в требованиях об уплате недоимок и пени по результатам проверки,
  • многократное выставление инкассовых поручений на разные счета организации.

К проблемам проведения налоговых проверок относятся:

  • низкий уровень подготовки специалистов налоговых органов (в том числе знание норм законодательства),
  • имеются существенные ограничения по количеству используемых в проверке трудовых и иных ресурсов,
  • у налоговых органов не имеется способов оперативно оценить достоверность предоставляемой налогоплательщиками информации, что вынуждает прибегать к встречным проверкам,
  • у налоговых органов отсутствует единая информационная система о деятельности налогоплательщика,
  • доказывание факта правонарушения лежит на налоговых органах, поэтому налоговые органы обязаны собрать и надлежащим образом оформить доказательства.

Следует также отметить многочисленные некачественные разъяснения  Минфина и ФНС по вопросам применения законодательства, дезориентирующие налоговых инспекторов на местах, что повышает неэффективность проверок.

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля. Также одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятиями мер по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов  Российской Федерации, в настоящее  время получили мировое распространение  факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажены. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

Для осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

К внутренней информации можно было бы отнести информацию, полученную о налогоплательщике налоговым органом в процессе осуществления налогового контроля, а именно: при постановке на налоговый учёт (учредительные документы, размер уставного капитала, наличие филиалов, обособленных подразделений, имущества, счёта в кредитных учреждениях и др.); при осуществлении камеральных проверок (декларации по налогам, бухгалтерская отчётность, налоговые льготы, нарушения сроков предоставления документов и уплаты налогов и др.); о наличии недоимки, о полноте и своевременности поступления налогов, предоставленных отсрочках и рассрочках платежей в бюджет, о возвратах из бюджета заявленных сумм налоговых платежей; о результатах проведенных ранее выездных налоговых проверок налогоплательщика.

Внешняя информация могла  бы включать информацию, полученную налоговыми органами о налогоплательщике от других государственных контролирующих, а также правоохранительных органов, банков, нотариальных органов, органов  государственного управления и местного самоуправления, средств массовой информации, физических и юридических лиц.

При проведении камеральных  и выездных налоговых проверок или  иных мероприятий налогового контроля вся имеющаяся информация в автоматизированном режиме должна будет поступать в  территориальную налоговую инспекцию. Помимо безусловного повышения эффективности мероприятий налогового контроля, создание единой государственной информационной интегрированной базы данных будет способствовать также воспитанию законопослушного налогоплательщика, поскольку уверенность в том, что уклонение от налогообложения будет с большей степенью вероятности обнаружено, не позволит последнему совершать нарушения законодательства о налогах и сборах.

Основные направления  совершенствования законодательства Российской Федерации в области налогообложения являются:

  1. Повышение действенности системы отбора налогоплательщиков;
  2. Оптимальность использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции;
  3. Расширение полномочий налоговых органов в сфере контроля;
  4. Введение системы оценки работы каждого налогового инспектора;
  5. Разработка единой информационной системы о деятельности налогоплательщиков;
  6. Формирование единой государственной информационной базы данных, для обобщения сведений о налогоплательщике и других контролирующих и правоохранительных органов, банков, и т.д.

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы кадров. Никакое  совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

Современное налоговое  законодательство достаточно подробно регламентирует правовую основу проведения налогового контроля. Но при этом проблемы все еще существуют, поэтому постоянно вносятся поправки в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По результатам проведённого исследования в работе сделаны следующие выводы, что законодательством Российской Федерации в области налогообложения:

  1. созданы все условия для защиты своих имущественных интересов и интересов налогоплательщиков в налоговой сфере;
  2. разработаны все механизмы, элементы, формы налогового контроля и налоговых проверок;
  3. предусмотрены мероприятия налогового контроля: истребование пояснений и документов у налогоплательщика, осмотр помещений, территорий, документов, инвентаризация имущества, выемка документов и предметов, экспертиза;
  4. предусмотрены все возможные случаи о необходимости привлечения третьих лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении, привлечение к налоговой проверке свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых;
  5. разработан порядок взаимодействия проведения налоговых проверок совместно с органами внутренних дел
  6. организованы на всей территории Российской Федерации, в том числе по городу Сургуту, территориальные органы исполнительной власти подотчётные Федеральной Налоговой Службе, которые осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а так же правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов в соответствующие бюджеты.

На практическом примере  проведения выездной налоговой проверки совместно с органами внутренних дел условного налогоплательщика  рассмотрены мероприятия дополнительного налогового контроля.

На  практике контрольной  работы налоговых органов Российской Федерации, в настоящее время  распространены факты уклонения  налогоплательщиков от уплаты налогов  посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажены. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

Информация о работе Организационно-правовые основы и методы, используемые при проведении налоговых проверок