Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений (например, некоторые вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги и др.).
Налоговые отношения возникают у государства в лице субъектов налогового контроля с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, а значит, их также можно отнести к субъектам налогового контроля.
В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной направленности – в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.
К числу основных задач налогового контроля относятся:
-неотвратимое наказание наруши
-обеспечение правильного
-предупреждение нарушений
Содержание налогового контроля включает:
-проверку выполнения
-проверку постановки на
-проверку правильности
-проверку соответствия
-проверку исполнения
-проверку соблюдения
-проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
-проверку правильности
-предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
-выявление проблемных
-выявление нарушителей налогового законодательства и привлечения их к ответственности;
-возмещение материального
1.2Принципы налогового
Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля.3 Данными принципами должны руководствоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.
Прежде всего, это общеправовые принципы.
1. Принцип законности.
В общем, этот принцип подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. Другими словами, любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве.
2. Принцип юридического равенства.
Применительно к
3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.
Исходя из того, что
права и свободы человека, согласно
Конституции, являются
4. Принцип гласности.
Данный принцип
означает открытую и доступную
для всех организаций и
5. Принцип ответственности.
Этот принцип заключается
в том, что к лицу, совершившему
правонарушение, применяются меры
юридической ответственности.
6. Принцип защиты прав.
Защита прав субъектов
должна гарантироваться на
Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи принципы, традиционно выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности4. Их также целесообразно перечислить и вкратце охарактеризовать.
1. Принцип независимости.
Лимская декларация
руководящих принципов
2. Принцип планомерности.
Этот принцип подразумевает,
что любая контрольная
3. Принцип регулярности (систематичности) контроля.
Согласно данному
принципу, контрольная деятельность
носит цикличных характер и
отдельные ее действия
4. Принцип объективности и достоверности.
Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.
5. Принцип документального
оформления результатов
Здесь имеется в
виду, что в ходе осуществления
мероприятий налогового
6. Принцип взаимодействия
и обмена информацией с
Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.
Следует отметить, что
вышеперечисленные
Говоря о налоговом контроле, необходимо выделить основные его направления:
--учет организаций и
--налоговый контроль за
--налоговый контроль за
--налоговый контроль за
--налоговый контроль за
--налоговый контроль за
--налоговый контроль за
--налоговый контроль за
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.
Одним из первых элементы контроля выделил Э. А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что “функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления.”
В настоящее время выделяют различные элементы контроля. Для характеристики налогового контроля из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:
1) субъекты налогового контроля;
2) объект и предмет налогового контроля;
3) формы, методы и мероприятия налогового контроля;
4) документы налогового контроля;
5) этапы и порядок проведения налогового контроля.
Более подробно следует остановиться на формах, видах и методах налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те же, что и при классификации финансового контроля.
В зависимости от
временного фактора можно
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования