Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений (например, некоторые вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги и др.).

Налоговые отношения возникают  у государства в лице субъектов  налогового контроля с субъектами налогообложения  – юридическими и физическими  лицами, а значит, их также можно  отнести к субъектам налогового контроля.

В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта контроля) и, во-вторых, организационной направленности – в части совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля  выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

К числу основных задач налогового контроля относятся:

-неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

-обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения  налогов и сборов в бюджет (государственные  внебюджетные фонды);

-предупреждение нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

-проверку выполнения физическими  лицами и организациями обязанностей  по исчислению и уплате налогов;

-проверку постановки на налоговый  учет и исполнение налогоплательщиками  связанных с ним обязанностей;

-проверку правильности ведения  бухгалтерского (налогового) учета,  своевременности представления  налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

-проверку соответствия крупных  расходов физических лиц их  доходам;

-проверку исполнения налоговыми  агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков  и перечислению  соответствующий  бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

-проверку соблюдения налогоплательщиками  и иными лицами процессуального  порядка, предусмотренного налоговым  законодательством;

-проверку соблюдения банками  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством;

-проверку правильности применения  контрольно-кассовых машин при  осуществлении денежных расчетов  с населением;

-предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

-выявление проблемных категорий  налогоплательщиков;

-выявление нарушителей  налогового законодательства и привлечения их к ответственности;

-возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате  неисполнения налогоплательщиками  (налоговыми агентами) и иными  лицами обязанностей, предусмотренных  налоговым законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Принципы налогового контроля

Необходимо отметить, что организация  налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые  положения, которые определяют эффективное  осуществление налогового контроля.3 Данными принципами должны руководствоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

    Прежде всего, это общеправовые принципы.

     1. Принцип законности.

     В общем, этот принцип подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. Другими словами, любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве.

     2. Принцип  юридического равенства.

     Применительно к налогообложению  данный принцип выражается в  том, что налоги и сборы не  могут иметь дискриминационного  характера и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

     3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

     Исходя из того, что  права и свободы человека, согласно  Конституции, являются наивысшей  ценностью, органы и лица, уполномоченные  осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно  относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.

     4. Принцип гласности.

      Данный принцип  означает открытую и доступную  для всех организаций и граждан  деятельность государственных органов,  а также получения информации.

     5. Принцип  ответственности.

     Этот принцип заключается  в том, что к лицу, совершившему  правонарушение, применяются меры  юридической ответственности. В  ходе налогового контроля происходит  установление и документальная  фиксация правонарушений в документах  налогового контроля.

     6. Принцип  защиты прав.

     Защита прав субъектов  должна гарантироваться на любом  этапе развития налоговых отношений,  в том числе и при проведении  мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут  обжаловать действия и акты  налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности. Принцип защиты прав проверяемой организации или физического лица в ходе осуществления налогового контроля предполагает также право соответствующего объекта не исполнять неправомерные требования должностных лиц или уполномоченных органов.

     Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи принципы, традиционно выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности4. Их также целесообразно перечислить и вкратце охарактеризовать.

     1. Принцип  независимости.

     Лимская декларация  руководящих принципов контроля  устанавливает, что контрольные  органы могут выполнять возложенные  задачи объективно и эффективно  только в том случае, когда  они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не бывают абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач.

2. Принцип планомерности.

     Этот принцип подразумевает,  что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее  постадийное осуществление, должна  быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам. То есть мероприятия налогового контроля должным образом подготавливаются, устанавливаются сроки и очередность проверок тех или иных субъектов хозяйствования.

     3. Принцип  регулярности (систематичности) контроля.

     Согласно данному  принципу, контрольная деятельность  носит цикличных характер и  отдельные ее действия повторяются  через определенные промежутки  времени.

     4. Принцип  объективности и достоверности.

      Принцип объективности  и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

  

  5. Принцип документального  оформления результатов контроля.

     Здесь имеется в  виду, что в ходе осуществления  мероприятий налогового контроля  все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.

     6. Принцип взаимодействия  и обмена информацией с другими  государственными органами.

     Как правило, для  реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.

     Следует отметить, что  вышеперечисленные общеправовые  принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают  систему принципов налогового  контроля, но они являются основополагающими  при его организации.

     Говоря о налоговом  контроле, необходимо выделить основные его направления:

--учет организаций и физических  лиц;

--налоговый контроль за своевременностью  уплаты налогов и сборов;

--налоговый контроль за правильностью  исчисления и полнотой уплаты  сумм налогов и сборов, за надлежащим  учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

--налоговый контроль за законностью  использования налоговых льгот;

--налоговый контроль за своевременностью  и правильностью  удержания  сумм налогов налоговыми агентами;

--налоговый контроль за соответствием  крупных расходов физических лиц их доходам;

--налоговый контроль за своевременностью  перечисления налоговых платежей;

--налоговый контроль за правомерностью  возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

   

1.3 Формы, виды и методы налогового контроля

 

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

     Одним из первых  элементы контроля выделил Э.  А. Вознесенский, который, в частности, указывал, что “функционирование контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методологического порядка; определение субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методики проверки, взаимной координации работы органов контроля и т. д. … Весь перечисленный комплекс условий должен подлежать соответствующей правовой регламентации контрольной деятельности органов государственного управления.”

     В настоящее время  выделяют различные элементы контроля. Для характеристики налогового контроля  из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:

  1) субъекты налогового контроля;

  2) объект и предмет налогового контроля;

  3) формы, методы и мероприятия  налогового контроля;

  4) документы налогового контроля;

  5) этапы и порядок проведения  налогового контроля.

     Более подробно следует  остановиться на формах, видах и методах налогового контроля, поскольку они являются важными составляющими его классификации по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля. используются те же, что и при классификации финансового контроля.

     В зависимости от  временного фактора можно выделить  три формы налогового контроля;

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования