Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим данные  формы контроля.

     Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля — предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений. Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.

     Уполномоченные контрольные  органы осуществляют предварительный  налоговый контроль при разработке  проектов бюджетов, при разработке  мероприятий по совершенствованию  системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

     Текущий  налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его—исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

     Значение данной формы  контроля в том, что он позволяет  оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

     Заключительная форма  налогового контроля — последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений — принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

     Для последующего  налогового контроля характерны  определенные особенности: он  вскрывает недостатки двух ранее  охарактеризованных форм налогового  контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь  к административной и финансовой ответственности виновных лиц.

     Таким образом, выделяют  три основных формы налогового  контроля, в основе классификации  которых лежит фактор времени.  Статья 82 Налогового кодекса РФ  в качестве форм выделяет конкретные  мероприятия налогового контроля, такие как:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков  сборов;

- проверка данных учета и  отчетности;

- осмотр и обследование помещений  и территорий, используемых для  извлечения доходов (прибыли);

- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т. д.).

     Вообще, в финансовой  литературе нет единства между  авторами по поводу определения  форм налогового контроля. Например, некоторые выделяют формы, альтернативные  закрепленным законодательно: ревизию, проверку и надзор. Но несмотря на многочисленность точек зрения по этому поводу, наиболее предпочтительной представляется позиция специалистов, выделяющей предварительный, текущий и последующий налоговый контроль в качестве его форм.

     Важнейшими элементами налогового контроля, помимо его форм, являются его виды и методы.

     Налоговый контроль  осуществляется посредством следующих  контрольных мероприятий:

- проверок;

- обследований;

- опроса налогоплательщиков и  других лиц;

- анализа.

     В неразрывном единстве с видами контрольных мероприятий находятся методы их осуществления.

    Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, то есть при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.

    По поводу методов  налогового контроля, равно как  и по поводу его форм, существует  несколько точек зрения. Например, В. В. Бурцев с составе метода  государственного налогового контроля  выделяет:

  1) общенаучные методические  приемы исследования объектов  контроля (анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др.);

  2) собственно эмпирические  методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, формальная  и арифметическая проверки, письменный  и устный опросы и т. д.);

  3) специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

     Базируясь  на предложенных авторами концепциях  методов финансового и налогового  контроля, следует говорить о многоуровневой системе методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

- общенаучные методы, такие как  анализ, синтез, моделирование, статистический  метод и т. д.;

- специальные методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий, применение которых характерно для определенных видов деятельности, в частности, для контрольной деятельности;

- методы воздействия на проверяемых  лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

     Применение конкретного  метода налогового контроля зависит  от вида осуществляемого контрольного  мероприятия, поэтому выделять  те или иные методы контроля  целесообразно по ходу рассмотрения его видов.

     Следует согласиться  с мнением ученой Е. В. Шориной,  которая отмечала, что “в зависимости  от научных и практических  задач в основу классификации  видов контроля могут быть  положены различные критерии: природа  субъектов контроля, их задачи, содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которых проводится контроль, юридические последствия контроля”. Аналогичный подход к классификации контроля нашел свое развитие в трудах многих ученых, и к настоящему времени в экономической науке сложились традиционные классификации финансового и налогового контроля, предполагающие выделение видов контроля в зависимости от субъектов, форм, методов контроля, периодичности, направленности, глубины, времени проведения контрольных мероприятий.

     Так как налоговый  контроль обычно рассматривается  в качестве целостной системы  его элементов, критерии классификации  видов налогового контроля будут определяться, исходя из характеристики положенного в ее основу элемента контроля. Кроме этого, в качестве классификационных признаков в данном случае могут выступать также и внешние характеристики контрольной деятельности, такие как место и время проведения контрольных мероприятий. Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;

1. В зависимости от  субъектов, осуществляющих контрольную  деятельность:

     а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

     б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и  другими органами.

   В зависимости от подведомственности  и подчиненности контролирующих  налоговых органов можно выделить:

  • налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, где налогоплательщик состоит на налоговом учете;
  • налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в отношении налогоплательщиков и иных лиц в порядке контроля за деятельностью нижестоящего контрольного органа, проводившего проверку соответствующего лица.

2. В зависимости от  характеристики контролируемых  лиц;

      а) налоговый контроль  организаций;

      б) налоговый контроль  индивидуальных предпринимателей;

      в) налоговый контроль  физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от  объема контролируемой деятельности  проверяемого лица:

      а) комплексный  налоговый контроль, подразумевающий  исследование всего комплекса  деятельности исследуемого лица  по вопросам, касающимся налогообложения;

      б) тематический  налоговый контроль, подразумевающий  проверку отдельных вопросов  уплаты определенных налогов  и сборов и соблюдения налогового  законодательства;

      в) целевой налоговый  контроль, производимый по отдельным  финансовым операциям налогоплательщика, например, по вопросам правильности применения налоговых льгот, правомерности возмещения сумм косвенных налогов из бюджета.

4. В зависимости от  используемых методов и приемов  поверки документов налоговый контроль делится на два подвида:

  1) в зависимости от степени  охвата предметов контроля:

     а) сплошной налоговый  контроль (проверка всех имеющихся  документов, связанных с вопросами  налогообложения);

     б) выборочный налоговый  контроль (проверка только части  специально отобранных документов).

2) В зависимости от источников  получения сведений и данных:

     а) документальный  налоговый контроль (базируется  на изучении документально зафиксированных  данных);

     б) фактический налоговый  контроль (основан на изучении  фактического состояния объектов налогообложения, осуществляется посредством инвентаризации имущества, обследования помещений и т. д.);

     в) встречный налоговый  контроль (предусматривает получение  информации от контрагентов проверяемых  лиц).

5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:

     а) предварительный контроль;

     б) текущий контроль;

     в) последующий контроль.

6. В зависимости от  места проведения мероприятий  налогового контроля:

     а) камеральный налоговый  контроль (осуществляется по месту расположения налогового органа);

     б) выездной налоговый  контроль (проводится по месту  нахождения проверяемого субъекта).

7. В зависимости от  плана проведения контрольных  мероприятий:

     а) плановый налоговый  контроль;

     б) внеплановый налоговый контроль.

    Таким образом, российские  финансовые школы предлагают  классификацию налогового контроля, в основу которой положены  принципы, характеризующие данный  феномен с разных сторон, что  позволяет рассматривать контролирующую  деятельность налоговых органов во многих аспектах. Однако следует иметь в виду, что представленная выше классификация ориентирована на государственный налоговый контроль. Кроме него, можно выделить еще и аудиторский налоговый контроль.

     Основным видом налогового контроля является проверка. Такой вид финансового контроля, как ревизия, в полном смысле этого слова (комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта хозяйствования с полной инвентаризацией и контролем постановки бухгалтерского учета и состояния внутриведомственного контроля), как правило, не применяется.

     Налоговая проверка  бывает комплексной и тематической.

     Комплексная налоговая  проверка предполагает проверку  правильности исчисления и уплаты  всех налогов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за весь период от даты завершения предыдущей налоговой проверки до даты сдачи последнего налогового расчета к моменту завершения данной проверки.

Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования