Организация налогового планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – изучение налогового планирования предприятия.
В соответствии с целью определены задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы налогового планирования на предприятии;
- изучить налоговое планирование на предприятии ООО «Комерс»;
- разработать предложения по совершенствованию налогового планирования в ООО «Комерс».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1 Теоретические и методологические основы налогового планирования в организации…………………………………………
1.1 Сущность и значение налогового планирования в организации……
1.2 Виды и классификация налогового планирования в организации..
1.3 Методы налогового планирования………………………………….
1.4 Организация налогового планирования в организации…………..
2 Анализ экономической деятельности и налогового планирования в ООО «КОМЕРС»…………………………………..
2.1 Анализ организационно-хозяйственной деятельности предприятия.
2.2 Анализ экономической деятельности предприятия………………..
2.3 Организация деятельности ООО «КОМЕРС» по налоговому планированию и уплате налогов……………………………………………..
3 Разработка мероприятий по совершенствованию налогового планирования в ООО «КОМЕРС»…………………………………...
3.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования по отдельным налогам……………………………………………………………
3.2 Обоснование эффективности предложений по совершенствованию налогового планирования по отдельным налогам в ООО «Комерс» ……
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

Метод определения финансовых потоков предприятия в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога, а именно: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организаций. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо выводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволят получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями (величиной налога на имущество организаций, величиной амортизационных отчислений, величиной единого социального налога, объемом используемых предприятием собственных и заемных средств и величины процентов, выплачиваемых за их использование). Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных (базовых) налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта.

 

1.4 Организация налогового  планирования в организации

 

Организация налогового планирования должна строиться исходя из методических рекомендаций, разработанных для организации системы экономического планирования на предприятии, учитывая квинтэссенцию налоговых платежей и их значимость.

Постановка системы налогового планирования, как правило, начинается с определения стратегических целей и задач предприятия на современном этапе развития экономики. А уже затем, исходя из идеологии развития, формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей налогового планирования.

Собственники каждого конкретного  предприятия должны самостоятельно определить тот уровень налоговых  изъятий с произведенной добавленной  стоимости, который, по их мнению, позволит успешно развиваться хозяйствующему субъекту.

После определения приемлемого  уровня налоговой нагрузки на предприятие, возникает необходимость составления  бюджета налогов. Адекватность отнесения  запланированных налоговых данных в бюджет достигается при помощи использования аппарата финансового менеджмента, а также при наличии рационально структурированной циркуляции информационных потоков между участниками процесса бюджетирования и налоговыми плановиками. При построении организационной структуры налогового планирования необходимо исходить из двойственной ипостаси этого процесса. Организационная структура налогового планирования должна строиться, базируясь на двух принципах: являться неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации налогового портфеля. Подобным требованиям отвечает проектная организационная структура.

Проектная организационная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества.

Проектная структура организации  налогового планирования позволяет  в наиболее полной мере использовать потенциал самых квалифицированных  специалистов в своей области  деятельности при планировании, реализации и контроле мероприятий по налоговой оптимизации, не выходя вместе с тем за рамки процесса бюджетирования, функционирующего на основе линейно-функционального принципа организации управленческих взаимосвязей. Кроме того, проектная структура разрешает безболезненно для симметрии управленческих отношений вводить в состав группы по оптимизации налогового портфеля сторонних консультантов и ревизионную службу предприятия.

В процессе налогового планирования предлагается создание трех независимых  налоговых групп, призванных выполнять три основных функции планирования: составление плана, реализация плана и контроль за реализацией плана.

Первая налоговая группа создается  по поводу составления плана оптимизационных  мероприятий. Группа состоит, во-первых, из специалистов, занятых формированием финансовой (бюджетной) части производственной программы, — экономистов ПЭО, бухгалтеров, финансистов, сотрудников налогового отдела, если такая служба существует, и, во-вторых, из юристов и сторонних консультантов.

В целях реализации плана мероприятий по оптимизации налогового портфеля собирается вторая группа специалистов, состоящая из сотрудников юридического отдела, бухгалтерской службы, коммерческого блока и отдела налогов.

Контроль и оценка эффективности  мероприятий по оптимизации налогового портфеля осуществляется службой внутреннего аудита и планово-экономическим отделом совместно с ревизором Общества и сторонним консультантом (Аудитором). Цель группы: обнаружить и обосновать причины расхождений в запланированных и фактических данных, основания невыполнения запланированных оптимизационных мероприятий.

Эффективность контроля и оценки мероприятий  по оптимизации налогового портфеля, равно как и результатов реализации запланированных действий, зависит  от наличия на предприятии рационально  организованного документооборота налогового планирования.

На каждом предприятии должен быть составлен график документооборота, представляющий собой примерный  перечень документации, применяемой  в процессе планирования налоговых  отчислений, должностные лица, ответственные за принятие того или иного документа.

Правильный выбор организационной  структуры налогового планирования, организация документооборота между  ее элементами только создают предпосылки  для эффективной работы подразделений  налогового планирования. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.

В целях рационализации распределения  задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия при выполнении функций налогового планирования может стать полезной линейная карта распределения обязанностей (матричный метод). Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению. Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций налогового планирования, когда области полномочий и ответственности двух или нескольких лиц пересекаются. Матрица уточняет полномочия при распределении между ними общей работы.

Помимо создания адекватной сегодняшним  экономическим реалиям структуры  налогового планирования, определения  полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Таким образом, налоговый план предприятия  должен иметь следующие разделы: календарь налогоплательщика по каждому налогу; перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий; график налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля; график повышения квалификации специалистов налоговой сферы; иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных. Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике, во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений; и, в-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов, таких как: Microsoft Excel, Microsoft Access, FoxPro.

Таким образом, эффективность  налогового планирования значительно  повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая  предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

Эффективность налогового планирования определяется с помощью  ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в табл. 1.

 

Таблица 1 - Показатели эффективности корпоративного налогового планирования

 

Показатель

Алгоритм расчета

Общий коэффициент эффективности  налогообложения

Чистая прибыль (чистый доход) / совокупные налоговые издержки

Налогоемкость продаж

Совокупные налоговые издержки / объем продаж

Коэффициент налогообложения доходов

Оборотные налоговые издержки / выручка  от реализации

Коэффициент налогообложения затрат

Налоговые издержки, относимые на затраты / совокупные затраты

Коэффициент налогообложения прибыли

Налоговые издержки, относимые на прибыль / прибыль


 

Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации. Вместе с тем в отношении показателя «налогоемкость продаж» существует следующая оценочная шкала:

- если значение показателя составляет не более 20 %, то налоговое планирование может быть ограничено рамками четкого ведения бухгалтерского учета и внутреннего документооборота, использованием прямых льгот и самообразованием главного бухгалтера;

- в интервале 20–45 % налоговое планирование должно стать частью общего финансового управления и контроля, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);

- в интервале 45–70 % налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий и инноваций, вероятнее всего потребуется сотрудничество с профессиональными налоговыми консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;

- если показатель превышает 70 %, вряд ли бизнес целесообразен в дальнейшем.

Очень важное значение в  налоговом планировании и в целом  в корпоративном налоговом менеджменте  играет полученный результат, т. е. эффективность какой-либо оптимизации величины налогов.

Чистый финансовый результат  предприятия можно выразить формулой:

                                ЧФ = В – З – Нп – Нс – Нпр,                                       (1)

 

где: ЧФ – чистый финансовый результат;

        В – выручка (включая внереализационные доходы) без НДС;

        З – все затраты предприятия, кроме налогов;

        Нп – налог на прибыль;

        Нс – налоги, относимые на издержки (себестоимость или финансовые результаты);

        Нпр – прочие налоги, выплачиваемые из чистой прибыли.

Обозначив ставку налога на прибыль (в процентах) Сп, можно  выразить сумму налога на прибыль  следующей формулой:

                                     Нп = Сп х (В – З – Нс)                                             (2)

 

В таком случае, можно  преобразовать формулу чистого  финансового результата:

                                 ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр                (3)

 

Выделим более жирным шрифтом чистый финансовый результат предприятия до оптимизации:

 

                            ЧФ = В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.                    (4)

 

При этом курсивом выделим результат  после оптимизации:

 

                           В – З – Сп х (В – З – Нс) – Нс – Нпр.                               (5)

 

Тогда, можно рассчитать эффект (экономию) от оптимизации будет:

 

Э = ЧФ – ЧФ = В – В – З + З – Нп х (В – В – З + З – Нс + Нс) –

                    Нс + Нс – Нпр + Нпр.                                                               (6)

Информация о работе Организация налогового планирования в организации