Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:17, статья

Описание работы

Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации. Такой порядок повышает прозрачность и предсказуемость, что имеет ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

Файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.docx

— 147.49 Кб (Скачать файл)

2. Совершенствование налогообложения  финансовых инструментов и создание  Международного финансового центра.

3. Упрощение налогового  учета и его сближение с  бухгалтерским учетом.

4. Создание благоприятных  налоговых условий для осуществления  инвестиционной деятельности на  отдельных территориях.

5. Совершенствование налогообложения  торговой деятельности.

6. Налогообложение добычи  природных ресурсов.

7. Страховые взносы на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

В части мер, предусматривающих  повышение доходов бюджетной  системы Российской Федерации, планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Совершенствование налогообложения  недвижимого имущества для физических  лиц.

2. Совершенствование налогообложения  недвижимого имущества организаций.

3. Акцизное налогообложение.

4. Противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций.

5. Совершенствование налогового  администрирования.

 

1. Меры налогового стимулирования

 

1.1. Поддержка инвестиций  и развитие человеческого капитала

 

1.1.1. Меры поддержки, связанные  с предоставлением льгот по  налогу на доходы физических  лиц

В долгосрочном периоде будет  сохранена действующая система  налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства  видов доходов в размере 13 процентов. Введение прогрессивной шкалы налогообложения  доходов физических лиц не планируется.

В Государственной Думе рассматриваются  внесенные Правительством Российской Федерации проекты федеральных  законов, предусматривающие предоставление налоговых вычетов родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося  без попечения родителей, в том  числе ребенка-инвалида, а также  направленные на систематизацию ряда предоставляемых в настоящее  время освобождений от налогообложения  в отношении социально значимых выплат (доходов). Речь идет, прежде всего, о следующих доходах:

компенсационные выплаты, связанные  с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока (других равноценных  пищевых продуктов) или соответствующих  выплат в денежной форме, а также  бесплатной выдачей лечебно-профилактического  питания;

гранты Президента Российской Федерации, выделяемые для проведения научных исследований, и гранты, предоставленные для поддержки  науки и образования, культуры и  искусства в Российской Федерации;

материальная помощь, выплачиваемая  органами службы занятости безработным  гражданам, утратившим право на пособие  по безработице, а также гражданам  в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

материальная помощь, выплачиваемая  из стипендиального фонда студентам;

оплата стоимости проезда  физических лиц, проживающих в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, к месту проведения отпуска (отдыха) на территории Российской Федерации и обратно и провоза  их багажа;

денежные средства, выплачиваемые  органами службы занятости в связи  с направлением их на работу или  обучение в другую местность.

Также предполагается исключить  ограничение на сумму доходов, освобождаемых  от налогообложения, в отношении  доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами Великой Отечественной  войны, инвалидами Великой Отечественной  войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой  Отечественной войны, войны с  Японией, вдовами умерших инвалидов  Великой Отечественной войны  и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими  несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного  содержания, созданных фашистами  и их союзниками в период Второй мировой войны.

При этом необходима систематизация перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

 

1.1.2. Совершенствование применения  имущественных налоговых вычетов  по НДФЛ

В качестве наиболее значимого  изменения следует предусмотреть  переход от действующего в настоящее  время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно  только к одному приобретаемому объекту  имущества. В настоящее время  при применении этого вычета его  общий размер зачастую по различным  причинам не может быть использован  полностью. Для устранения этого  предлагается перейти к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику  вне зависимости от количества таких  объектов (долей в приобретаемых  объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 млн. рублей. Таким образом, физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться в налоговые  органы за получением имущественного налогового вычета многократно в  течение жизни вплоть до полного  использования предельной суммы  этого вычета.

Кроме того, с учетом Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  от 1 марта 2012 г. N 6-П, требуется закрепление  порядка получения имущественного налогового вычета налогоплательщиками, являющимися родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями) и осуществляющими новое строительство  или приобретение за свой счет имущества  в собственность своих несовершеннолетних детей (подопечных в возрасте до 18 лет).

 

1.1.3. Выравнивание налоговых  условий для различных видов  инвестиций физических лиц

В настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций, не относящихся к вложениям  в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Так, НДФЛ не уплачивается при получении физическим лицом  доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности  более трех лет. Также налогом  не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 процентных пунктов.

Таким образом, с налоговой  точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги).

На первый взгляд, решение  задачи выравнивания налоговых условий  для инвестирования в ценные бумаги и банковские депозиты могло бы быть решено путем освобождения от налогообложения  реализованного прироста капитальной  стоимости ценных бумаг - положительного финансового результата, получаемого  физическими лицами от реализации этих ценных бумаг (в первую очередь, обращающихся на организованном рынке).

Однако предоставление налоговой  льготы на всю сумму получаемого  дохода от реализации ценных бумаг  приведет к снижению прогрессивности  налогообложения, поскольку вероятность  получения таких доходов для  лиц с более высокими доходами выше, чем для низкодоходных групп населения (поскольку лица с низкими доходами, как правило, не имеют достаточно средств для инвестиций на рынке ценных бумаг). Это приводит к снижению предельной налоговой ставки для лиц с высокими доходами или, другими словами, даже в условиях единой налоговой ставки, более обеспеченные лица будут платить меньше налога со своих доходов, чем менее обеспеченные. Также полное освобождение от налогообложения прироста капитальной стоимости от реализации ценных бумаг может привести к освобождению от налогообложения доходов от прямых инвестиций физических лиц - продажи крупных пакетов акций, что не является целью предоставления подобной льготы.

В настоящее время в  Российской Федерации предусмотрено  освобождение от налогообложения доходов  от реализации необращающихся акций  и обращающихся акций, торгуемых  на инновационной секции ММВБ, если срок владения этими акциями превышает 5 лет. Эта льгота была введена специально для поощрения венчурных инвестиций. В случае введения освобождения для долгосрочных инвестиций в прочие ценные бумаги при сроке владения более 3 лет, ценность льготы для венчурных инвестиций нивелируется.

Таким образом, создание стимулов для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует осуществлять путем  создания равных или сопоставимых налоговых  условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, в некоторых  случаях вводя новые льготы, а  в других - ужесточая применяемые  в настоящее время ограничения.

В целях выравнивания налоговых  условий для инвестиций физических лиц в различные виды активов  предлагаются следующие подходы:

1) Введение инвестиционного  налогового вычета в размере  положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком  в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг с  обязательным централизованным  хранением, обращающихся на организованном  рынке ценных бумаг и находившихся  в собственности налогоплательщика  более 3 лет, а также инвестиционных  паев паевых инвестиционных фондов, состоящих из указанных выше  ценных бумаг и находившихся  в собственности налогоплательщика  более 3 лет.

При этом для того, чтобы  не предоставлять подобного вычета при получении доходов от прямых инвестиций, следует ограничить предельную сумму доходов, освобождаемых от налогообложения при продаже  акций, величиной финансового результата, получаемого от реализации количества акций, в размере не более 3 млн. руб. за каждый год владения ценными бумагами. Также следует установить правила  расчета необлагаемой суммы исходя из срока владения ценными бумагами (на основе метода учета запасов  ФИФО), которая позволит связать  срок владения ценными бумагами и  размер освобождаемого от налогообложения  дохода.

2) Освобождение от налогообложения  процентов, получаемых физическими  лицами по банковским вкладам.

Для банковских вкладов следует  изменить действующее ограничение, устанавливающее лимит на размер освобождаемых процентов по вкладам  в рублях, снизив его до величины ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной  на 3 процентных пункта, а по вкладам  в иностранной валюте - до 6 процентов  годовых.

В долгосрочном периоде (с 2018 - 2020 годов) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы  освобождаемых процентов для  физического лица, а также применение аналогичных правил налогообложения  НДФЛ получаемых процентных доходов  по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.

3) Освобождение от налогообложения  доходов физических лиц от  реализации жилой недвижимости, земельных участков, гаражей и  долей в указанном имуществе.

В части освобождения от налогообложения  доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества  необходимо установить, что такое  освобождение должно предоставляться  только в том случае, если в собственности  налогоплательщика на дату продажи  объекта имущества помимо продаваемого объекта не находилось более трех таких объектов.

4) В законодательство о  ценных бумагах будет включено  понятие "индивидуальный инвестиционный  счет", а также требования к  осуществлению профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг, связанные с ведением  индивидуальных инвестиционных  счетов.

Вместе с введением  такого инструмента будут предложены поправки в части налогообложения  соответствующих доходов. В частности, будет предложено, чтобы физические лица получили возможность по своему выбору воспользоваться либо инвестиционным налоговым вычетом в сумме  денежных средств, внесенных на такой  индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 тыс. рублей за налоговый  период, либо в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, при условии  истечения не менее пяти лет с  даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного  счета.

Однако если в 2018 - 2020 годах  будет принято решение об установлении абсолютной величины освобождаемых  процентов по банковским вкладам, это  потребует существенных изменений  в части налогового администрирования.

Во-первых, потребуется установление обязанности банков по информированию налоговых органов о депозитах  физических лиц и суммах начисленных  процентов. При этом, если порог необлагаемого  процентного дохода будет установлен на достаточно высоком уровне, возможно установление обязанности сообщать только о депозитах, среднегодовой  остаток по которым превышает  определенную сумму, чтобы указанная  обязанность не распространялась на абсолютное большинство вкладов  физических лиц.

Во-вторых, потребуется установить обязанность представления налоговой  декларации во всех случаях, когда суммы  полученных процентов по банковским вкладам, а также доходов от реализации ценных бумаг превышают предельные суммы освобождения от налогообложения.

Информация о работе Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов