Производство по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение основных вопросов, связанных с производством по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов, а также исследование и анализ некоторых сложных практических проблем по теме работы.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) изучить условия и формы изменения сроков уплаты налогов и сборов, способов обеспечения данных обязательств;
2) рассмотреть порядок предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита;
3) изучить правоотношения, связанные с предоставлением зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы изменения сроков уплаты, зачета и возврата налогов………………………………………………………………..


5
1.1. Условия и формы изменения сроков исполнения налоговой обязанности, способы обеспечения её исполнения…………………………


5
1.2. Порядок и сроки предоставления, а также прекращение действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.....


11
1.3. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов……………………………………………………………….


26
Глава 2. Анализ арбитражной практики по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов в РФ……………………………………………….


39
Заключение……………………………………………………………………..
61
Список литературы…………………………………………………………….
63

Файлы: 1 файл

ДОРАБОТАННАЯ.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: правовое регулирование налоговых отношений

Тема: «Производство по изменению сроков уплаты, зачету и  возврату налогов и сборов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 21-94 гр. 3 курса

Экономического факультета

            

Научный руководитель:

Кандидат экономических  наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Сургут, 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретические основы изменения сроков уплаты, зачета и возврата налогов………………………………………………………………..

 

 

5

1.1. Условия и формы изменения  сроков исполнения налоговой  обязанности, способы обеспечения  её исполнения…………………………

 

 

5

1.2. Порядок и сроки предоставления, а также прекращение действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.....

 

 

11

1.3. Зачет и возврат излишне  уплаченных или излишне взысканных  налогов и сборов……………………………………………………………….

 

 

26

Глава 2. Анализ арбитражной  практики по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов в РФ……………………………………………….

 

 

39

Заключение……………………………………………………………………..

61

Список литературы…………………………………………………………….

63


 

 

Введение

 

Несвоевременная уплата налогов может повлечь за собой неблагоприятные последствия для налогоплательщика, такие как начисление штрафов, пеней и применение различных штрафных санкций. Законодательством предусмотрены основания, по которым налогоплательщику разрешается перенести срок уплаты налога на более позднее время, если у него нет реальной возможности уплатить его в установленный срок. На практике случается и такое, что уплата и взыскание налоговых платежей происходят при отсутствии законного основания, вследствие чего образуются излишне уплаченные или излишне взысканные суммы. Переплату можно устранить с помощью зачета или возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налоговых платежей. Таким образом, реализация прав налогоплательщиков в области изменения сроков уплаты, а также зачета и возврата налогов и сборов позволяет защитить имущественные интересы налогоплательщиков. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Целью работы является комплексное изучение основных вопросов, связанных с производством по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов, а также исследование и анализ некоторых сложных практических проблем по теме работы.

Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

1) изучить условия и формы изменения сроков уплаты налогов и сборов, способов обеспечения данных обязательств;

2) рассмотреть порядок предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита;

3) изучить правоотношения, связанные с предоставлением зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов;

4) провести анализ арбитражной практики по теме курсовой работы.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе производства по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов.

Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих и обеспечивающих реализацию прав налогоплательщиков в области изменения сроков уплаты, зачета и возврата налогов и сборов, а также проблемы, возникающие в процессе их реализации.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся изменения сроков исполнения налоговой обязанности, а также зачета и возврата налогов и сборов, излишне взысканных налоговыми органами или излишне уплаченных самими налогоплательщиками.  Вторая глава посвящена рассмотрению и анализу арбитражной практики по отсрочке, рассрочке, инвестиционному налоговому кредиту, зачету и возврату налоговых платежей.

Курсовая работа написана с использованием учебников, монографий, учебных пособий, Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, периодических изданий, информационных материалов справочно-правовых систем.

 

Глава 1. Теоретические основы изменения сроков уплаты, зачета и возврата налогов

1.1. Условия и формы изменения сроков исполнения налоговой обязанности, способы обеспечения её исполнения

 

«Срок уплаты налогов (сборов) – календарная дата, установленная или определяемая в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем, когда должна быть произведена уплата налога». [18, с. 440]

Сроки уплаты устанавливаются по каждому налогу отдельно.

«Существует несколько способов установления срока уплаты налога:

1) определение срока  уплаты определенной календарной  датой;

2) определение срока  уплаты истечением определенного  периода времени, исчисляемого  годами, кварталами, месяцами, неделями и днями;

3) определение срока  уплаты в зависимости от какого-либо  действия, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию;

4) определение срока  уплаты в зависимости от наступления  какого-либо события» [4, с. 30].

При уплате налога и сбора  с нарушением срока уплаты налогоплательщик или плательщик сбора уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Однако в некоторых случаях установленный срок уплаты налога и сбора может быть изменен в порядке, предусмотренном НК РФ.

«Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок» [15, с. 221]. Изменение сроков уплаты налогов и сборов осуществляется в соответствии с главой 9 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен: 

  • в отношении всей подлежащей уплате суммы налога;
  • в отношении части подлежащей уплате суммы налога.

При этом на неуплаченную сумму налога начисляются проценты, если иное не предусмотрено НК РФ. 

Изменение сроков уплаты налогов и сборов производится в  следующих формах:

  • отсрочки
  • рассрочки
  • инвестиционного налогового кредита.

«Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора». [2, с. 472]

Рис.1 Обстоятельства, исключающие изменение срока  уплаты налога

При наличии данных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а если оно по каким-либо причинам было вынесено, то подлежит отмене.

Об отмене вынесенного  решения заинтересованное лицо и  налоговый орган по месту учета  этого лица письменно уведомляются в трехдневный срок со дня отмены решения.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение.

В соответствии со статьей 63 НК РФ, органами, уполномоченными выносить решения по изменению сроков уплаты налогов, являются:

1) по федеральным налогам  и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) по региональным и местным  налогам - налоговые органы по  месту нахождения или по месту жительства заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

3) по налогам, подлежащим уплате  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы или должностные лица, уполномоченные в соответствии с главой 25.3  НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

6) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также по региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации.

7) решение по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не более трех лет, принимается Правительством Российской Федерации.

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при изменении сроков налоговых платежей

Рис. 2 Способы  обеспечения налоговой обязанности  при изменении сроков уплаты

Согласно статьи 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному  залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя). В соответствии со статьей 73 НК РФ залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Предметом залога, согласно статьи 336 ГК РФ, может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу с возложением на него обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Согласно статьи 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Таким образом, в соответствии со статьей 74 НК РФ, в силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающуюся сумму налога и соответствующих пеней. Договор поручительства заключается в письменной форме между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Согласно статьи 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

«Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица. Договор поручительства либо договор залога со стороны налогового органа подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Для оформления договора поручительства либо договора залога заинтересованное лицо и поручитель либо залогодатель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в налоговый орган. При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налогам, сборам, пеням и штрафам и его платежеспособности. При рассмотрении возможности заключения договора залога налоговые органы должны проанализировать характеристики предмета залога, соизмеримость стоимости предмета залога и суммы налога, сбора, пени, штрафа, в отношении которых рассматривается вопрос об изменении срока уплаты, а также возможность сохранности и реализации предмета залога. Результаты рассмотрения заявлений заинтересованного лица и поручителя либо залогодателя о возможности заключения договора поручительства либо договора залога налоговый орган сообщает указанным лицам в течение семи рабочих дней после получения таких заявлений.

Информация о работе Производство по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов