Производство по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение основных вопросов, связанных с производством по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов, а также исследование и анализ некоторых сложных практических проблем по теме работы.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
1) изучить условия и формы изменения сроков уплаты налогов и сборов, способов обеспечения данных обязательств;
2) рассмотреть порядок предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита;
3) изучить правоотношения, связанные с предоставлением зачета и возврата излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Теоретические основы изменения сроков уплаты, зачета и возврата налогов………………………………………………………………..


5
1.1. Условия и формы изменения сроков исполнения налоговой обязанности, способы обеспечения её исполнения…………………………


5
1.2. Порядок и сроки предоставления, а также прекращение действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.....


11
1.3. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов……………………………………………………………….


26
Глава 2. Анализ арбитражной практики по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов в РФ……………………………………………….


39
Заключение……………………………………………………………………..
61
Список литературы…………………………………………………………….
63

Файлы: 1 файл

ДОРАБОТАННАЯ.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

При наличии возможности  заключения договора поручительства либо договора залога такой договор подписывается  в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта. Договор поручительства либо договор залога подлежит регистрации в налоговом органе»[10].

 

1.2 Порядок и сроки предоставления, а также прекращение действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

 

«Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии нижеперечисленных оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ» [15, с. 224].

Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены  заинтересованному лицу при наличии  хотя бы одного из следующих оснований:

  1. Причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
  2. Задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа.
  3. Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.
  4. Имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.
  5. Производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень видов деятельности с сезонным характером работ утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 г. № 382. Данный перечень приведен в Приложении 2.
  6. Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством  в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются. «Уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в пунктах 1 или 2» [2, с. 478].  При наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-6, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка  может быть предоставлена как  по одному, так и по нескольким налогам.

Лицо, претендующее на изменение  срока уплаты налога или сбора (заинтересованное лицо), подает в соответствующий уполномоченный налоговый орган заявление с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки. В соответствии с пунктом 5 статьи 64 НК РФ к заявлению прилагаются следующие документы:

1) справка налогового  органа по месту учета этого  лица о состоянии его расчетов  по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового  органа по месту учета этого  лица, содержащая перечень всех  открытых указанному лицу счетов  в банках;

3) справки банков о  ежемесячных оборотах денежных  средств за каждый из шести предшествующих подаче указанного заявления месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об  остатках денежных средств на  всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием  цен договоров, заключенных с ними (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие  наличие оснований изменения  срока уплаты налога. Перечень данных документов приведен в Приложении 3.

По требованию уполномоченного  органа, заинтересованное лицо предоставляет  документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительства.

Документы до истечения  месячного срока с момента  подписания их уполномоченными лицами направляются заинтересованным лицом  в органы, уполномоченные принимать  решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, заинтересованное лицо должно в течение 7 рабочих дней известить соответствующий уполномоченный орган и предоставить документы с учетом изменений. В случае, если к заявлению заинтересованного лица не приложены документы, указанные в статье 64 НК РФ, то уполномоченный орган выносит решение об отказе в изменении срока уплаты налога или сбора в связи с отсутствием необходимых для рассмотрения указанного заявления документов. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления заинтересованного лица. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки). Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета не позднее пяти дней со дня принятия решения.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным, то есть содержать основания отказа. Решение об отказе может быть обжаловано заинтересованным лицом.

 

 

Рис. 3 Содержание решения о предоставлении отсрочки или рассрочки

Вынесенное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом пени, начисленные со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу данного решения включаются в общую сумму задолженности. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, то решение об ее предоставлении вступает в силу только после заключения договора о залоге имущества. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Законами субъектов  Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные основания по предоставлению отсрочки или рассрочки по соответственно региональным и местным налогам и сборам.

Согласно статьи 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов может быть предоставлена по решению министра финансов Российской Федерации, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки, обращается в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка налогового  органа о состоянии расчетов  по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график  погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе  возникновения неблагоприятных  социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие  организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну,  связанных с рассмотрением заявления  организации.

Копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета. Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или  о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов  Российской Федерации или местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации или муниципального образования. На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка, предусмотренная статьей 64.1 НК РФ, может предоставляться без способов ее обеспечения.

Заинтересованное лицо вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

«Инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов» [15, с. 230].

 «Возможность предоставления инвестиционного налогового кредита ограничивается следующими видами налогов:

1) налогом на прибыль (доход)  организации;

2) региональными и местными налогами» [4, с. 65].

«Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора о кредите. Уменьшение производится по каждому платежу налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется договором» [2, с. 482]. В случае, если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, то накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится сначала в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. «При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период» [2, с. 483]. Если эта сумма превышает предельные размеры для такого отчетного периода, то разница между накопленной суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода  либо по итогам всего налогового периода, то сумма кредита, излишне накопленная по итогам налогового периода, переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией  научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов, или на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, или повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией  внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией  особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление организацией особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа.

«Государственный оборонный заказ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации; боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации»[13].

5) инвестирование в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности или относящихся к возобновляемым источникам энергии, или относящихся к объектам по производству тепловой, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

6) С 5 января 2012 года возможность получить инвестиционный налоговый кредит появилась у организаций, внесенных в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Информация о работе Производство по изменению сроков уплаты, зачету и возврату налогов и сборов