Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Из вышеизложенного  вытекает вывод, что субъекты Федерации должны иметь собственные налоги при формировании финансовой базы для исполнения возложенных на органы власти полномочий.

За период развития налоговой  системы в условиях рыночной экономики  региональные налоги меняли свой состав, уточнялись отдельные элементы налогообложения.

Так, например, в период с 1992 до 2001 г. в ст.20 Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» были предусмотрены такие региональные налоги, как:

  1. налог на имущество предприятий;
  2. лесной доход;
  3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  4. сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
  5. транспортный налог;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. налог с продаж;
  8. единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

А согласно новому Налоговому Кодексу РФ, принятому в 2001, к региональным налогам относился:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы.2

Итак, количество региональных налогов в 2001 году значительно

сократилось (таблица 1).

 

Таблица – 1 Региональные налоги и сборы в старом и новом законодательствах

ФЗ "Об основах  налоговой системы РФ"

Налоговый кодекс, принятый в  2001 году

Примечания

1

2

3

Налог на имущество предприятий 

Налог на имущество организаций 

 

Лесной доход 

отсутствует

В состав федеральных  введен лесной налог 

Плата за воду, забираемую промышленными 

системами

отсутствует

В состав федеральных введен водный налог

     
   

Продолжение табл.1

 

Сбор на нужды образовательных  учреждений

 

отсутствует

 

Налог с продаж

Налог с продаж

В отличии от ФЗ "Об основах налоговой системы в  РФ" ч.1 Кодекса не предусматривает  в случае введения данного налога прекращения действия на территории субъекта федерации каких-либо иных налогов и сборов

Единый налог на вмененный  доход 

отсутствует

 

отсутствует

Налог на недвижимость

При введении в действие данного налога на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие: налога на имущество организаций; налога на имущество физических лиц; земельного налога

отсутствует

Дорожный налог 

см. примечания ниже

отсутствует

Транспортный налог 

ФЗ "Об основах налоговой  системы" к числу федеральных налогов относит налоги в дорожные фонды

отсутствует

Налог на игорный бизнес

Ранее налог на игорный  бизнес был отнесен к числу  федеральных 

Нововведение 

Региональные лицензионные сборы 

 

 

 

 

Но со дня принятия нового Налогового кодекса РФ произошли кардинальные изменения.  Так, например, с 1 января 2002 года был отменен дорожный налог 3 и с 1 января 2004 года - налог с продаж. 4

К 2006 году состояние региональных налогов пришло в плачевное состояние. Актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов, по причине того, что доля региональных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

 

    1.  Действующий порядок исчисления региональных налогов.

 

На сегодняшний день на территории Российской Федерации  действуют следующие региональные налоги:

    1. налог на имущество организаций;
    2. налог на игорный бизнес;
    3. транспортный налог.5

Разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Согласно ст.56 Бюджетного кодекса РФ, региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Законом субъекта РФ могут быть установлены единые нормативы отчислений от отдельных региональных налогов в бюджеты поселений и муниципальных районов (ст.58 БК РФ). Следует отметить, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов; представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по установлению дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от региональных налогов в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов. 6

Налог на имущество  организаций является ведущим налогом  в системе региональных налогов, в системе имущественного налогообложения  в РФ. Планируется повышение роли имущественных налогов в системе налогообложения. Их преимущество заключается в стабильности налогооблагаемой базы в течение налогового периода, отсутствии зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обусловливает их фискальную значимость. Тем не менее, практика применения налога на имущество в РФ выявила и его серьезные недостатки, к которым следует отнести: низкий уровень поступлений в бюджет; отсутствие стимулов для эффективного использования имущества предприятий.

Таким образом, до настоящего времени налог на имущество организаций не имеет большого значения в формировании доходной базы соответствующих бюджетов (бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов) и его доля в налоговых доходах бюджетов субъектов занимает порядка 3%. 

С января 2003г. налог на имущество организаций  исчисляется в соответствии с главой 30 Налогового Кодекса РФ и законами субъектов Российской Федерации. Налог обязателен к уплате на территории всех субъектов РФ. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах максимальной ставки, порядок и сроки уплаты налога.

Налогообложение имущества организаций в РФ осуществляется по принципу резидентства. Плательщиками этого налога являются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, осуществляющие деятельность в

РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

 Не признаются налогоплательщиками   период с января 2008г до 01 января 2017г. организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с федеральными законами об их проведении. Например, в связи с проведением Олимпийских игр в 2014г. в г. Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта не будет облагаться имущество, используемое в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр.

В отличие от ранее  действовавшего налога на имущество  предприятий с 2004 года в качестве объекта налогообложения предусмотрены только основные средства, учитываемые по правилу бухгалтерского учета (таблица 2). Исключение из состава объекта налогообложения нематериальных активов, запасов и затрат стало серьезным фактором финансовой поддержки предприятий, особенно имеющих длительный технологический цикл или большие нормативные запасы.

 

Таблица – 2 Объект налогообложения налогом на имущество организаций

Налогоплательщик

Объект  налогообложения

Российская  организация

Движимое и  недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета

Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через  постоянное представительство

Движимое и  недвижимое имущество, относящееся  к объектам основных средств (иностранные  организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета)

Иностранная организация, не осуществляющая деятельности в РФ через постоянные представительства

находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.


 

Не являются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

 Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации  не предусмотрено, стоимость указанных  объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой  в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

 Специализированные  организации, осуществляющие учет  и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого  объекта  в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно и отдельно:

1) в отношении имущества,  подлежащего налогообложению по  местонахождению организации (месту  постановки на учет в налоговых  органах постоянного представительства  иностранной организации); 

2)  в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

        3) в отношении каждого объекта  недвижимого имущества, находящегося  вне местонахождения организации,  обособленного подразделения организации,  имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

 Среднегодовая  (средняя) стоимость имущества  за налоговый (отчетный) период  определяется как частное от  деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении  каждого объекта недвижимого  имущества иностранных организаций, не  осуществляющих деятельность через  постоянные представительства, принимается  равной инвентаризационной стоимости  данного объекта недвижимого  имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  и не могут превышать 2,2 процента.  Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости  от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Льготы по налогу в период в 2004-2007гг. были несколько сокращены. Например, бюджетные учреждения образования, здравоохранения, культуры были изъяты из статьи 381 НК РФ,  льгота для них не действует с 2006г.

Льготы по налогу на имущество  установленные на федеральном уровне, можно разделить на две группы.  К первой группе относятся льготы, связанные с полным освобождением от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков. Так, от налогообложения освобождены: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы; религиозные организации;  общероссийские общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских организаций инвалидов; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются  общероссийские общественные организации инвалидов. Предоставление данных льгот возможно при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ. Одним из таких условий является обязательное использование имущества при осуществлении основной уставной деятельности организации. С 2006 года  от уплаты  налога на имущество освобождены организации – резиденты особой экономической зоны. При этом освобождение действует в течение пяти лет с момента постановки на учет.

Вторая группа льгот связана  с освобождением от налога отдельных  видов имущества, а именно: ядерных установок, используемых для научных целей; ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками; железнодорожных путей и федеральных автомобильных дорог общего пользования; магистральных трубопроводов; линий энергопередачи; космических объектов; судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, и других объектов.

Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай