Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Рисунок 3  Основные показатели социального и экономического развития в 2008 г.

 

Природно-климатические  и географические условия, отсутствие развитой производственной инфраструктуры определили развитие сельскохозяйственного  сектора, развитие промышленности традиционно сдерживалось отсутствием развитой транспортной инфраструктуры.

Развитие агропромышленного  комплекса является вопросом не только экономическим, но и социальным, так  как большинство населения (74,2 %) проживает в сельской местности, сельским хозяйством занято 17,2% трудоспособного населения. На территории республики функционирует 98 сельскохозяйственных предприятий различной формы собственности, 149 предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, 34 снабженческо-сбытовых и закупочных организации, 1305 крестьянско-фермерских хозяйств, 49,9 тыс. семей, имеющих личные подсобные хозяйства.

По производству промышленной продукции на душу населения Республика Алтай находится на 12 месте среди  регионов СФО, по России в целом занимает 79 место. Нерациональная, не привязанная к использованию собственных сырьевых ресурсов структура промышленности в условиях общего кризиса не позволила быстро перестроить производство в соответствии с условиями рынка. Именно те отрасли, из которых фактически состоит промышленность республики, в России находились в наиболее глубоком кризисе и имели самый большой спад производства - лёгкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Доля промышленности в объеме ВРП республики составляет 5%, налоговых отчислений – около 12%. На промышленность приходится 3% основных производственных фондов хозяйств республики или 18,5% от фондов всех отраслей, производящих товары (промышленность, сельское хозяйство и строительство), около 7% занятых в экономике (около 6 тыс. чел.).13

Структура производственного  потенциала в промышленности не является оптимальной (рис.4) 14, большинство предприятий характеризуются устаревшим технологическим оборудованием и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции.

Рисунок 4  Структура  промышленного производства в 2008 году

 

Тем не менее, в республиканской  промышленности есть производства, в  частности, цветная металлургия, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая, пищевая промышленности, которые способны привлечь инвесторов.

Малое предпринимательство  является одним из важных инструментов в решении комплекса экономических  и социальных проблем: создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды; расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней; снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест; насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.

Основные направления  развития малого предпринимательства: производство и переработка сельхозпродукции (панты, лектехсырье, пух, шерсть, мясо, молоко); воспроизводство поголовья  КРС, овец, маралов; инновационная деятельность; производство импортозамещающей продукции; производство продовольственных и промышленных товаров, лекарственных препаратов, стройматериалов; энергосберегающие технологии и изделия; оказание туристических, производственных, коммунальных и бытовых услуг.

Сохраняется положительная тенденция роста налоговых поступлений от финансово-экономической деятельности субъектов малого предпринимательства на протяжении ряда лет.

Географические особенности  республики обусловили развитие двух видов транспорта: автомобильного (90% всех видов перевозок) и авиационного. В республике отсутствует железнодорожный и речной транспорт. В настоящее время все пассажирские и грузовые перевозки осуществляются автомобильным транспортом.

Выгодное геополитическое  положение Республики Алтай создает все необходимые предпосылки для сотрудничества с соседними регионами и сопредельными государствами по развитию единой транспортной инфраструктуры.

Основными зарубежными  торговыми партнерами Республики Алтай  являются Монголия, Сянган, Южная Корея, США. Причем в 2008 году экспорт в Монголию составил 44,4% от общего экспорта.

В экспорте наибольший удельный вес в 2008 году (68% общего объема экспорта) заняла фармацевтическая продукция (продукция  пантового мараловодства). Наибольшая часть импорта приходится на мясо и пищевые мясные субпродукты (41,6%), а также оборудование и механические устройства (17,5%).Традиционными товарами экспорта, кроме пантов маралов и пятнистых оленей, являются папоротник-орляк, круглый лес, пиломатериалы, которые в экспортной структуре занимают незначительную часть.

На сегодняшний день, основной целью региональной финансово-экономической политики Республики Алтай является обеспечение собственными доходными источниками до 50% расходов бюджета путем мобилизации финансового потенциала республики для активизации воспроизводственных процессов. Для достижения поставленной цели необходима реализация ряда задач:

    1. вовлечение во внутрирегиональные инвестиции частного капитала (сбережений населения), резервов страховых организаций, лизинговых компаний, накопленной прибыли и амортизационных отчислений хозяйствующих субъектов;
    2. трансформация банковских сбережений в инвестиции внутри региона (усиление инвестиционной направленности банковской сферы);
    3. создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций; наращивание налогооблагаемой базы региона;
    4. повышение результативности бюджетных расходов путем эффективного распределения бюджетных средств с учетом приоритетных направлений развития региона (переориентация части ресурсов с социальной сферы на производственную за счет оптимизации социальных расходов).

2.2  Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай.

 

Особенностью всех региональных налогов является то, что общие  принципы его исчисления и порядка  перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодательством региона.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ провели значительную работу по разработке и принятию соответствующих законов, устанавливающих транспортный налог. Следует отметить, что цели и задачи, положенные в основу принятия соответствующих законов среди субъектов РФ несколько различались. В частности, некоторые регионы изначально попытались с помощью транспортного налога реализовать главным образом фискальную функцию. Так, на территории Новосибирской области законодатели установили практически по всем объектам налогообложения (видам транспортных средств) максимально возможные размеры ставок транспортного налога, увеличив базовые ставки транспортного налога на предельный коэффициент "10". А в  Республике Алтай,  в Иркутской и Читинской областях законодатели изначально попытались реализовать регулирующую функцию налогов в виде установления механизма дифференцированных налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства.  Однако, если в Иркутской области различные налоговые ставки для транспортных средств одного вида в зависимости от даты выпуска транспортного средства установлены только по автомобилям легковым, то в Республике Алтай - по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 л.с. (2 группы - до 5 лет и свыше 5 лет) и по всем видам грузовым автомобилей (3 группы - до 5 лет, свыше 5 лет, свыше 10 лет). При установлении дифференцированных ставок транспортного налога в указанных регионах соблюдался принцип платежеспособности, то есть чем более новым является транспортное средство, тем выше ставка налога. Тем не менее, на сегодняшний день в Республике Алтай также установлены максимально возможные ставки по транспортному налогу.

Транспортный налог относится  к группе региональных налогов и  сборов, в связи с чем, вводится в действие в соответствии с Налоговым  кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В Республике Алтай налог введен в действие законом принятым Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай от  27 ноября 2002 г. N 7-12 «О транспортном налоге на территории  Республики  Алтай» (в редакции от 25.11.2009 г. № 67-РЗ). 

Транспортный налог действует  для транспортных средств, (попадающих под действие статьи 358 НК РФ) зарегистрированных на территории республики Алтай (город Горно-Алтайск, муниципальные образования - Майма, Шебалино, Кош-Агач, Турочак, Онгудай, Чемал, Усть-Кокса, Акташ, Усть-Кан).

Законом «О транспортном налоге на территории  Республики  Алтай» определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания их использования.

Анализ региональной законодательной базы позволил выявить, что Государственное собрание – Эл Курултай Республики Алтай определил ставку по транспортному налогу в пределах   установленных Налоговым кодексом. Ставки  увеличены/уменьшены законом субъекта не более чем в 10 раз. Так, например, в республике Алтай ставки  по транспортному налогу на большинство объектов налогообложения выше установленных НК  РФ в 2 -4 раза (таблица 3). 15

 

Таблица - 3  Ставки по транспортному налогу в РА

Наименование  объекта налогообложения

ставка  НК РФ (в рублях)

ставка  в РА

(в  рублях)

Увеличена субъектом в … раза

Автомобили  легковые с мощностью  двигателя  (с каждой лошадиной силы):     

До 100 л.с.вкл16

Свыше 100 л.с.  до  150  л.с. вкл

Свыше 150 л.с. до  200  л.с.  вкл

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. вкл

Свыше 250 л.с.

 

 

 

5

7

10

15

30

 

 

 

10

14

20

45

120

 

 

 

2

2

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 3

     

Автобусы с мощностью  двигателя (с  каждой  лошадиной силы): 

До 200 л.с. вкл

Свыше 200 л.с.

 

 

10

20

 

 

30

40

 

 

3

2

Грузовые автомобили с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. вкл

Свыше 100 л.с. до 150 л.с.вкл

Свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл

Свыше 200 л.с. до 250 л.с. вкл

Свыше 250 л.с.                                     

 

 

 

5

8

10

13

17

 

 

 

15

20

25

30

40

 

 

 

3

2,5

2,5

2,3

2,3

Катера, моторные лодки и другие  водные  транспортные средства с  мощностью двигателя  (с  каждой  лошадиной силы):      

До 100 л.с. вкл

Свыше 100 л.с.   

                                  

 

 

 

 

10

20

 

 

 

 

40

60

 

 

 

 

4

3

Яхты  и  другие  парусно-моторные  суда  с  мощностью     

     

двигателя(с  каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. вкл

Свыше 100 л.с.                

 

 

20

40

 

 

80

100

 

 

4

2,5

Гидроциклы  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

До 100 л.с. вкл

Свыше 100 л.с.

 

 

25

50

 

 

50

100

 

 

2

2


 

По некоторым объектам налогообложения ставки по транспортному  налогу на территории республики Алтай  остаются в размерах предусмотренных  НК РФ (таблица 4)17:

 

Таблица – 4 Ставки по транспортному налогу в РА

Наименование  объекта налогообложения

ставка  НК РФ (в рублях)

ставка  в РА

(в  рублях)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя  (с  каждой лошадиной силы):  

До 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 

Свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)                                                                    

 

 

5

10

 

 

5

10

Другие самоходные  транспортные средства,  машины  и механизмы  на  пневматическом и  гусеничном  ходу (с каждой лошадиной силы)                             

 

5

 

5

Несамоходные (буксируемые)суда, для  которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой  вместимости)

 

20

 

20

 

 

 

Продолжение табл.4

Самолеты, вертолеты и иные воздушные  суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с  единицы транспортного средства)

 

200

 

200


 

И только по одному объекту  налогообложения ставки по транспортному налогу на территории республики Алтай уменьшены законом субъекта в 1,3 – 2 раза (таблица 5)18:

 

Таблица – 5 Ставки по транспортному налогу в РА

Наименование  объекта налогообложения

ставка  в НК РФ (в рублях)

ставка  в РА

(в  рублях)

Уменьшена субъектом в … раза

Мотоциклы и  мотороллеры  с мощностью  двигателя (с  каждой лошадиной силы):         

До 20 л.с. вкл

Свыше 20 л.с. до 35 л.с.вкл

Свыше 35 л.с.                                   

 

 

 

2

4

10

 

 

 

1,5

2,5

5

 

 

 

1,3

1,6

2

Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай