Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа
Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Рисунок - 7 Доля региональных налогов в доходах Республики Алтай
Структурный анализ поступлений региональных налогов в доходах Республики Алтай за последние три года, показал, что здесь наблюдается стабильное преобладание доли налога на имущества организаций над транспортным налогом и налогом на игорный бизнес. Так, например, в 2009 году на долю налога на имущество организаций среди всех трех региональных налогов приходилось 65% (рис.8).
Рисунок – 8 Структура региональных налогов Республики Алтай в 2009 году
Следует отметить, что доля налога на игорный бизнес в сумме региональных налогов существенно уменьшилась только в 2009 году. Такое сокращение поступлений по налогу на игорный бизнес связано со значительным сокращением налогооблагаемой базы, так как с 1 июля 2009 года на территории субъекта работают только букмекерские конторы и тотализаторы. Таким образом, на территории Республики Алтай на данный момент налоговых доходов от налога на игорный бизнес практически нет, остаются из региональных только налог на имущество организаций и транспортный налог.
Рисунок – 9 Динамика налоговых доходов бюджета и региональных налогов за 2007–2009гг, млн.руб.
Таким образом, на сегодняшний день региональные налоги в Республике Алтай пусть и занимают совсем небольшую долю в удельном весе доходов субъекта (1,7 – 2,05%), но, тем не менее, значение региональных налогов не следует принижать. Аккумулируя в региональном бюджете, они используются субъектом РФ для выполнения своих функций. Региональные налоги являются гарантом финансовой независимости бюджетов субъектов РФ.
Имущественные налоги обладают
преимуществом, которое заключается
в стабильности налогооблагаемой базы
в течение налогового периода, отсутствии
зависимости суммы налога от результатов
финансово-хозяйственной деятел
В принципе доля региональных налогов практически в любом субъекте и организации в общем объеме налогов не очень большая, но это зависит от того насколько там много имущества организаций, транспорта и игорного бизнеса. Так, например, наряду с Республикой Алтай к числу неблагополучных регионов (высоко дотационных) относится Республика Бурятия, Республика Татарстан, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.
В каждом федеральном
округе есть субъекты РФ, относящиеся
к группе отстающих. В
Следует отметить, что по данным ФНС России в 1 квартале 2010 года поступления региональных и местных налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличились на 21% и составили около 100 млрд. руб., их доля возросла с 9 до 12%.
Разбивка по поступлениям региональных и местных налогов выглядит так: поступления налога на имущество организаций выросли на 29%, транспортного налога — на 19%, земельного налога — на 19%, налога на имущество физических лиц — на 1%.
Данная тенденция повышает роль региональных и местных налогов в обеспечении жизнедеятельности регионов и требует от всех органов государственной власти принять меры, направленные на повышение эффективности их администрирования.
Чтобы упростить администрирование имущественных налогов, уплачиваемых гражданами, ФНС России инициирует отмену авансовых платежей по земельному и транспортному налогам и введение единого срока уплаты по окончании календарного года. Этот шаг наряду с принятием новой главы Налогового кодекса о налоге на имущество физических лиц и предоставлением налоговым органам права направлять в адрес одного налогоплательщика единое налоговое уведомление по имущественным налогам, также позволит повысить уровень доходов региональных и местных бюджетов.
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ.
В условиях кризиса налоговая политика РФ претерпела значительные изменения. В результате реформ налоговое бремя практически по всем налогам было снижено. И, как следствие, снижение налоговой базы в большинстве регионов привело к уменьшению поступлений во все уровни бюджетов.
На наш взгляд, для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно:
1) Совершенствование
действующего бюджетного и
2) Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ.
Особенностью доходной части региональных бюджетов, как было отмечено ранее, является высокая доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета и низкая доля собственных доходов. Так, например, анализ, проведенный в главе 2.3. показал, что на сегодняшний день республиканский бюджет Республики Алтай нуждается в увеличении собственных налоговых поступлений. Отметим, что подобная ситуация наблюдается в большинстве субъектов РФ, ведь на сегодняшний день в России почти все регионы – дотационные и только 13 регионов являются регионами-донорами.27 Причем, как раз у регионов-доноров складывается наиболее серьезный прирост дефицита. Это говорит о том, что такие регионы сдержанно оценивают перспективы экономического роста в 2010 году, а также о риске еще большего прироста дефицитности в 2011-м, по мере исчерпывания возможностей федерального бюджета. Угрозы дефолтов нет, в один голос говорят аналитики. Федеральный бюджет закроет региональные дыры, и если цены на нефть резко не упадут, регионы смогут жить пусть и не очень хорошо, но очень долго. В связи этим на сегодняшний день назрела необходимость повышения доходной части бюджетов субъектов РФ, а вместе с ними и роли региональных налогов.
Объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе обложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации, потому имущественные налоги целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов. Таким образом, налоги на имущество в доходах регионального и местного бюджета имеют регулирующее значение.
Следует отметить, что
закрепление имущественных
По данным ФНС России в 1 квартале 2010 года поступления региональных и местных налогов в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличились на 21% и составили около 100 млрд. руб., их доля возросла с 9 до 12%. Разбивка по поступлениям региональных налогов выглядит так: поступления налога на имущество организаций выросли на 29%, транспортного налога — на 19%. Данная тенденция повышает роль региональных налогов в обеспечении жизнедеятельности регионов.
Нами были исследованы основные проблемы и перспективы развития региональных налогов. Остановимся на проблемах администрирования региональных налогов. Так, например, на расширенной коллегии ФНС России руководитель службы М.П. Мокрецов, потребовал от всех органов государственной власти принять меры, направленные на повышение эффективности администрирования региональных налогов. В своем выступлении он отдельно остановился на проблеме достоверности и полноты сведений, получаемых службой от иных ведомств (Роснедвижимости, Росрегистрации, БТИ, ГИБДД, МВД России и др.) и напрямую влияющих на результаты работы ФНС России. Действительно, налоговые органы субъектов зачастую не получают полных и достоверных данных, необходимых для исчисления налогов, что в итоге ведет к потерям региональных и местных бюджетов. В этой связи представляется уместным пересмотреть уже существующие соглашения о взаимодействии между ФНС России и Росрегистрацией, Роснедвижимостью и оптимизировать информационный обмен сведениями об объектах недвижимого имущества и их правообладателях. Кроме того, ФНС России планирует подготовить и направить в Минэкономразвития и Минфин России предложения о создании единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и технического учета объектов недвижимого имущества.
При этом, если с Росрегистрацией проблем, не возникает, то зачастую сведения, полученные от органов технической инвентаризации, не могут быть занесены в базу данных налоговых органов субъектов автоматически и требуют дополнительной ручной обработки. Причина - отсутствие обязательного реквизита – кадастрового номера объекта. Имеются факты неисполнения органами БТИ обязанности предоставления соответствующих сведений в налоговые органы. Так, например, в Республике Алтай данные о стоимости 7 тысяч объектов, техинвентаризацию которых осуществляли Ростехинвентаризация и республиканское БТИ, начиная с 2007 года, были представлены в адрес налоговых органов после неоднократных уведомлений только в 2010 году. В связи с чем, у налоговых органов Республики Алтай не было возможности своевременно исчислить и предъявить налог к уплате.
Чтобы упростить администрирование имущественных налогов, уплачиваемых гражданами, ФНС России инициирует отмену авансовых платежей по транспортному налогу и введение единого срока уплаты по окончании календарного года. Этот шаг наряду с предоставлением налоговым органам права направлять в адрес одного налогоплательщика единое налоговое уведомление по имущественным налогам, по словам М.П. Мокрецова, также позволит повысить уровень доходов региональных и местных бюджетов.
Повышение уровня собираемости региональных налогов напрямую зависит от эффективной работы по взысканию задолженности. Активизация работы налоговых органов в данном направлении позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона.
Для розыска должников физических лиц совместно со Службой судебных приставов, ГИБДД проводятся рейды с привлечением средств массовой информации. На территории многих субъектов РФ используются аппаратно-программные комплексы «Поток-М», в котором содержится информация о судебных приказах, находящихся на исполнении у судебных приставов. Они позволяют сотрудникам ГИБДД задерживать только те автомобили, владельцы которых имеют задолженность, а приставам – на месте оформлять арест автомобиля или изымать денежные средства в счет погашения судебного приказа. Так, например, на территории Республики Алтай данная работа начата в ноябре 2009 года и уже приносит ощутимые результаты - в ходе 8 рейдов сотрудниками налоговых органов вручены 44 уведомления об оплате задолженности налоговых платежей на общую сумму 720 тысяч рублей, из которых более 300 тысяч погашено; произведено 5 арестов на сумму 131 тыс. рублей. И это, не считая общественного резонанса от данного мероприятия. Необходима организация налоговых постов в субъектах на станциях технического осмотра, где владельцам автомобилей будут вручаются налоговые уведомления и требования на уплату налогов (включая транспортный налог). Причем такие мероприятия могут быть эффективней при наличии на пунктах технического осмотра банковских терминалов для уплаты налога на месте. Можно включить в перечень документов при прохождении техосмотра справку об отсутствии задолженности по транспортному налогу. И тогда будут освобождены от огромного пласта работы мировые судьи и судебные приставы.
Налоговым органам субъектов РФ необходимо принимать меры, направленные на информирование налогоплательщиков, повышение их налоговой культуры и грамотности. Во главу угла ставилась гражданская сознательность, потому как от уплаты налогов напрямую зависит выплата зарплаты этой категории работников.
Таким образом, для повышения роли региональных налогов требуется принятие мер от всех органов государственной власти, направленные на повышение эффективности их администрирования.
Также, на наш взгляд, будет возможным увеличить роль региональных налогов посредством совершенствования норм действующего налогового законодательства.
В частности, практика выявила следующее несоответствие при обложении налогом на игорный бизнес. Статьей 364 НК РФ определено понятие кассы тотализатора или букмекерской конторы как специально оборудованного места у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. Вместе с тем во многих регионах России филиалы букмекерских контор не платят налог на игорный бизнес, поскольку рассматриваются только как пункты приема денежных средств. Такое положение подтверждается судебной практикой. Так, если организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения, подлежащим регистрации в налоговом органе, признается каждое территориальное обособленное структурное подразделение тотализатора, если же не позволяет, то объектом налогообложения является головное подразделение организации.
Казалось бы, все верно. Однако на практике происходит следующее. По данным УФНС России по РА (отчеты по форме №5-ИБ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на игорный бизнес» за 2004, 2005, 2006 годы), на территории республики кассы букмекерских контор и тотализаторов как объекты налогообложения отсутствовали. В то же время в одном только городе Горно-Алтайске действует около 5 пунктов приема денежных средств, являющихся структурными подразделениями систем букмекерских контор, таких как «Марафон», «Фаворит» и.т.д. общая сумма принятых ставок учитывается в головной организации (букмекерском центре), которая выполняет функции кассы букмекерской конторы. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: например, ООО «Марафон», имеющее свыше 500 филиалов по всей России, уплачивает налог на игорный бизнес только с головного подразделения букмекерской конторы, которое расположено в Москве. Нетрудно подсчитать, какие бюджетные потери несут региональные бюджеты.