Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа
Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что ставки по транспортному налогу на территории Республики Алтай неслучайно увеличены по большинству объектов налогообложения в 2 – 4 раза. Эти действия направлены на максимальную мобилизацию собственных налоговых доходов. Ведь республика Алтай относится к числу наиболее высокодотационных субъектов Российской Федерации. Доходная часть бюджета в основном формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета (70%) и налоговых поступлений (30%).
Если сравнивать действующие налоговые ставки по транспортному налогу и ставок по ранее существовавшему налогу с владельцев транспортных средств19 на территории Республики Алтай, из таблицы 6 мы можем видеть, что размеры налоговых ставок по транспортному налогу существенно выше ставок налога с владельцев транспортных средств.
Таблица - 6 Расчет налога с владельцев автотранспортных средств и транспортного налога
Наименование объекта налогообложения |
Налог с владельцев транспортных средств |
Транспортный налог | ||
Налоговая ставка РА (руб.за л.с.) |
Сумма налога (руб) |
Налоговая ставка РА (руб.за л.с.) |
Сумма налога (руб) | |
Автомобили легковые с мощностью двигателя: |
||||
до 100 л.с. включительно, например: ВАЗ-2108 - 64 л.с. ВАЗ-21099 – 72 л.с. Daewoo Nexia – 75 л.с. |
0,5
|
32 36 37,5 |
10 |
640 720 750 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно, например: Волга -3110 – 103 л.с. Toyota Avensis – 110 л.с. Volkswagen Passat – 150 л.с. |
1,3 |
133,9 143 195 |
14 |
1442 1540 2100 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно, например: Fiat Marea SX – 154 л.с. Honda Accord – 166 л.с. |
1,3 |
200,2 215,8 |
20 |
3080 3320 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно, например: Subaru Legasy – 209 л.с. Honda Pilot – 240 л.с. |
1,3 |
271,7 312 |
45 |
9405 10800 |
|
|
|
|
Продолжение табл.6 |
свыше 250 л.с. включительно, например: Audi A8 – 335 л.с. Mercedez-Benz CL600 – 360 л.с. |
1,3 |
433,5 468 |
120 |
40200 43200 |
В общем случае согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сравним на примере легковых автомобилей действующие налоговые ставки и сумму налога с владельцев транспортных средств с налоговыми ставками и суммой транспортного налога, которую придется заплатить владельцам указанных автомобилей после 1 января 2003 г. при условии сохранения субъектом размера ставки, предусмотренного главой 28 Налогового кодекса РФ.
При установлении налога законом Республики Алтай предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Так, например, по отдельным объектам налогообложения установлены следующие сниженные налоговые ставки (таблица 7, таблица 8, таблица 9):
Таблица - 7 Льготная ставка по транспортному налогу в РА
Наименование объекта налогообложения |
ставка в РА (в рублях) |
льготная ставка (в рублях) |
Уменьшена в … раза |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 100 л.с.включительно Свыше 100 л.с. до 150 л.с. вкл Свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл |
10 14 20 |
1 1,4 2 |
10 10 10 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 20 л.с. вкл Свыше 20 л.с. до 35 л.с.вкл Свыше
35 л.с. |
1,5 2,5 5 |
0,4 0,8 2 |
3,75 3,125 2,5 |
Следует отметить, что льготная ставка по транспортному налогу применяется только в отношении одной единицы транспортного средства по выбору налогоплательщика.
Таблица – 8 Льготная ставка по транспортному налогу в РА
Наименование объекта налогообложения |
ставка в РА (в рублях) |
Льготная ставка (в рублях) |
Уменьшена в … раза |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 200 л.с. вкл Свыше 200 л.с. |
30 40 |
10 20 |
3 2 |
Таблица – 9 Льготная ставка по транспортному налогу в РА
Наименование объекта налогообложения |
ставка в РА (в рублях) |
льготная ставка (в рублях) |
Уменьшена в … раза |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): Свыше 100 л.с. до 150 л.с. вкл Свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл |
14 20 |
1,4 2 |
10 10 |
Мотоциклы и мотороллеры
с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы): До 20 л.с. вкл Свыше 20 л.с. до 35 л.с.вкл Свыше 35 л.с. |
1,5 2,5 5 |
0,4 0,8 2 |
3,75 3,125 2,5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 200 л.с. вкл Свыше 200 л.с. |
30 40 |
3 4 |
10 10 |
Льготы предоставляются
на основании письменного
При возникновении права на льготу в течение налогового периода перерасчет суммы налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Таким образом, мы можем видеть, что законом «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» установлены существенные налоговые льготы по отдельным объектам налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков – налоговые ставки снижены в 2 - 10 раза.
Анализ содержания норм, касающихся льгот по транспортному налогу показывает, что основными критериями в их предоставлении явились низкая платежеспособность или высокая социальная значимость соответствующих экономических субъектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Алтай "О порядке принятия решения об установлении налоговых льгот или их отмене в Республике Алтай" предложения об установлении на территории Республики Алтай налоговых льгот могут вноситься налогоплательщиками либо исполнительными органами государственной власти Республики Алтай. При этом налогоплательщики для подтверждения своих предложений представляют в исполнительный орган государственной власти Республики Алтай, осуществляющий координацию и регулирование в соответствующей отрасли, следующие материалы:
- предложения об установлении налоговых льгот;
- обоснование необходимости и цели установления налоговых льгот;
- расчет предполагаемой эффективности установления налоговых льгот;
- расчет предполагаемых
потерь консолидированного
- справки налогового органа о суммах уплаченных налогов в консолидированный бюджет Республики Алтай за предшествующий год;
- предложения о порядке
введения в действие закона
об установлении налоговых
Урегулирование на уровне закона субъекта Российской Федерации определения эффективности предоставляемых налоговых льгот, а также порядка принятия решения об установлении подобных льгот вполне обоснованно и оптимально. Реализуя свои полномочия в области установления налоговых льгот, субъект Федерации своим решением определяет, каким образом будут осуществляться действия органов государственной власти данного субъекта. Кроме того, определяя до установления налоговой льготы ее бюджетную эффективность, субъект Федерации обеспечивает соблюдение баланса интересов бюджета и налогоплательщиков, предотвращает крупные потери регионального бюджета от недополучения региональных налогов.
Очевидно, что для республики Алтай налоговые льготы представляют собой "важный стимулирующий эффект для развития предпринимательства"20. Республика использует налоговые льготы как один из действенных инструментов региональной налоговой политики. Ведь грамотное и рациональное установление налоговых льгот по региональным налогам способно повысить инвестиционную привлекательность региона, повлечет развитие малого и среднего предпринимательства, усилит предпринимательскую активность в приоритетных для Республики Алтай отраслях экономики (производство пищевых продуктов, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, переработка вторичного сырья и пр.).
Налог на имущество организаций также относится к группе региональных налогов и сборов, в связи с чем, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В Республике Алтай налог введен в действие законом принятым Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 21 ноября 2003 года N 16-2 «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай» (в редакции от 13.10.2009 N 54-РЗ).
Налог на имущество организаций является ведущим налогом в системе региональных налогов Республики Алтай, поэтому он требует особого подхода при его рассмотрении. В 2009 году налог на имущество организаций занимал 65% в удельном весе региональных налогов Республики Алтай, когда на долю транспортного налога и налога на игорный бизнес приходились оставшиеся 35%.
Налог на имущество организаций
относится к категории прямых
налогов и взимается с
Законодательные (представительные) органы республики Алтай вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога.
Налоговая ставка по налогу на имущество организаций на территории Республики Алтай на сегодняшний день установлена в размере 2,2 процента от налоговой базы. Таким образом, ставка по налогу на имущество организаций не снижена субъектом в оговоренных НК РФ пределах, то есть она остается в размере максимальной ставки, предусмотренной НК РФ.
На наш взгляд, такое
установление максимальной ставки
в субъекте вполне обоснованно. Ведь
налог на имущество организаций
должен обеспечивать соответствующий
уровень поступлений в