Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа
Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Налог на игорный бизнес построен на принципиально иной, нежели другие налоги, основе. Суть нового подхода состоит в том, что этот налог базируется на принципе вмененного дохода, когда государство, учитывая невозможность полного учета всех доходов, отказывается от него и устанавливает налог исходя из расчета возможного дохода различных видов игровых учреждений, принуждая налогоплательщика платить налог исходя из условно определенного дохода. Естественно, что доход в этом случае не может являться налоговой базой, и объектом обложения этим налогом являются принципиально иные показатели, не связанные напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью.
Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Федеральный налог на игорный бизнес введен в качестве самостоятельного налога в августе 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ. До этого времени соответствующие налогоплательщики платили налог на доходы от игорного бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций», ставка которого достигала 90 % суммы дохода.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе не позднее чем за два дня до таты установки объекта. Регистрация производится на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о такой регистрации по форме, утвержденной Министерством финансов РФ. Кроме того налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения также не позднее чем за два дня до даты их установки или выбытия. В свою очередь, налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения или об изменении их количества выдать свидетельство о регистрации или внести соответствующие изменения.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.
В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25 000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.8
В том случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по данному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Налоговая база налога на игорный бизнес определяется отдельно по каждому объекту как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц.
Сумма налога на игорный бизнес определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из количества объектов налогообложения и установленных налоговых ставок.
Налоговая декларация за налоговый период представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим периодом. В случае установки новых объектов или выбытия объектов налогообложения налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения их количества за истекший налоговый период. Налог на игорный бизнес уплачивается по месту регистрации объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации. Суммы налога на игорный бизнес зачисляются в полном объеме в бюджеты субъектов РФ, на территориях которых находятся игорные заведения.
В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2009 года игорный бизнес в России может развиваться только в четырех специально отведенных для этого зонах:
("Азов-сити").
На территории остальных субъектов Российской Федерации могут работать только букмекерские конторы и тотализаторы. Ни в одной из игорных зон до сих пор еще не приступили к строительству. В Приморье и в Калининграде до сих пор даже не определили точное местоположение игорных зон. Наиболее активно ведутся работы в "кубанской части" "Азов-сити". Там проложена дорога, подведены газ, вода и электричество.
Большинство экспертов считают вступивший в силу закон слишком радикальным. Ведь с закрытием игорного бизнеса в большинстве субъектов государство теряет деньги в виде налогов, также государство «фактически выбросило на улицу 350 тысяч человек, средний возраст которых 24 года». 9
Стоит отметить, что к созданию намеченных игорных зон с пессимизмом относятся не только бизнесмены и потенциальные инвесторы, но и большинство местных жителей, опасающиеся усиления криминала, падения нравственности и прочих проблем, связанных с большими деньгами.
Несомненно, игорный бизнес - это тот вид деятельности, который требует жесткого государственного контроля. Налогообложение данного вида деятельности не стало значительным и стабильным источником доходов региональных бюджетов.
Таким образом, на сегодняшний день состояние региональных налогов находится в плачевном состоянии. С 2001 года количество региональных налогов сократилось в 2,3 раза. Актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании региональных бюджетов, по причине того, что доля региональных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
Республика Алтай расположена в центре Азиатского континента, на юге Западной Сибири, она входит в состав Сибирского федерального округа. Общая площадь – 92,9 тысяч квадратных километров (0,5% территории РФ). Территория региона приблизительно равна площади таких государств, как Венгрия, Австрия, Португалия. Это регион с уникальным природным, рекреационным, гидроэнергетическим потенциалом, имеющим общероссийское значение и биосферным потенциалом с мировым значением.
Рисунок 1 Административно-
Республика Алтай является приграничным субъектом России и имеет общую границу с Монгольской и Китайской народными республиками и республикой Казахстан. Кроме того, Алтай граничит с такими регионами Западной Сибири как республика Тыва, Кемеровская область, республика Хакасия, Алтайский край (рис.1). Таким образом, географическое расположение Республики Алтай имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации.
В республике имеется 1 город – Горно-Алтайск, который является столицей субъекта РФ, 92 сельских и поселковых администраций, 254 населенных пунктов. Территория республики разделена на 11 административных образований, из которых 10 районов и один город.
Главной особенностью экономико-географического положения региона является, с одной стороны, его удаленность от основных экономических центров Европейской части страны, Урала и Сибири, с другой стороны, республика находится на пересечении существующих и проектируемых транзитных потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам. Все это открывает широкие возможности для установления выгодных торгово-экономических связей.
На территории Республики Алтай проживает 1,02% населения СФО.
По состоянию на 1 января
2009 года численность населения Республи
Характерной особенностью республики является высокая концентрация населения, проживающего в сельской местности (74,1%), низкая плотность населения (2,2 чел/кв.км.).
Коренной народ – алтайцы составляют 30,6% в общей численности населения, русские – 57,4%, казахи – 6%, прочие национальности – 6%.
Денежные доходы населения отражают экономическое положение региона. Среднедушевые денежные доходы населения в 2009 году составили 7667,3 рублей, прирост к уровню 2008 года – 9%, что ниже среднего показателя по России 10,5%.10
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе 2010 года составила 12500 рублей, или 102,7% к соответствующему периоду предыдущего года.
По состоянию на 1 февраля 2010 года численность не занятых трудовой
деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, составила 4052 человек, или 99% к соответствующему периоду предыдущего года, 110,4% к предыдущему месяцу.
Численность зарегистрированных безработных составила 3749 человек, 98,7% к соответствующему периоду предыдущего года, 102,3% к предыдущему месяцу. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению составил 3,8% (в соответствующем периоде предыдущего года – 4,3%, в предыдущем месяце – 3,7%).
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, в расчете на одну заявленную вакансию) по состоянию на конец января 2010 года составил 12 человек (в соответствующем периоде предыдущего года – 11 человек, в предыдущем месяце – 13 человек).
В числе важнейших приоритетов в социальной сфере остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания.
Финансовый и инвестиционный потенциал республики определяет состояние сложившейся структуры и возможности развития на соответствующих сегментах и их составляющих. На протяжении всего периода 90-х годов бюджет Республики Алтай оставался дефицитным и сильно зависел от помощи со стороны федерального бюджета.
К настоящему времени регион по-прежнему относится к числу наиболее высокодотационных субъектов Российской Федерации. Доходная часть бюджета в основном формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета (70%) и налоговых поступлений (30%).
Прекращение деятельности Эколого-экономического
региона «Алтай» и отток
Комплексная оценка социально-экономического развития регионов Российской Федерации показывает, что республика не играет существенной роли в формировании экономического потенциала России. Для региона характерен чрезвычайно низкий финансовый потенциал и относительно низкая инвестиционная привлекательность.
Инвестиции для республики являются
дефицитным ресурсом, причиной данной
ситуации являются недостаточно целенаправленные
действия органов власти республики
по повышению инвестиционного
Специфика экономики горных регионов обусловлена, прежде всего, природно-климатическими условиями, высокой поясностью территории. Они редко имеют конкурентное производство, как промышленное, так и сельскохозяйственное.
Доля ВРП Республики Алтай в общем объеме ВВП Российской Федерации довольно незначительна и составляет около 0,1%, СФО – 0,6%. В структуре производимого валового регионального продукта за последние годы сохраняется тенденция преобладания доли производства услуг над производством товаров (рис.2).
Рисунок 2 Отраслевая структура валового регионального продукта, в %, 2008г.11
Структурный анализ показал, что весомый вклад в прирост ВРП вносят строительство, транспорт, связь, торговля. Это позволяет сделать вывод, что прирост объемов ВРП во многом будет зависеть от динамики объемов в этих отраслях.
Снижение роли промышленности
и сельского хозяйства в
Анализ показывает, что по ряду основных показателей социального и экономического развития Республика Алтай значительно отстает от среднероссийских значений. Это обусловлено исторически сложившейся нерациональной и неразвитой производственной и энергетической инфраструктурой (рис.3). 12