Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание работы

1 СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 7
1.1 Исторические этапы развития региональных налогов. 7
1.2 Действующий порядок исчисления региональных налогов 13
2 РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ. 29
2.1 Социально-экономическое положение Республики Алтай. 29
2.2 Особенности исчисления и уплаты региональных налогов на территории Республики Алтай. 38
2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай. 51
3 НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

Налоговым кодексом РФ допускается утверждение дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Так, например,  Законом Республики Алтай установлена пониженная ставка налога на имущество организаций в размере 0,2% в отношении:

    1. объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктур жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай и (или) местных бюджетов;
    2. организаций культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай и (или) местных бюджетов.

Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай  определяют порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

При установлении налога на имущество на территории Республики Алтай законом субъекта  предусмотрен ряд дополнительных, региональных налоговых льгот и основания для их использования налогоплательщиками. Так, в частности, в марте 2009 года внесены изменения в закон «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай», установлена новая льгота  - от уплаты налога на имущество освобождены организации, осуществляющие строительство объектов по инвестиционному проекту «Алтайская Долина»21 до 2017 года.

Предоставление налоговых льгот предполагает временное предоставление преимуществ экономического  или социального характера. Однако нужно помнить, что широкое их применение снижает уровень финансового обеспечения обязательств бюджета любого уровня.

В целом, по Республике Алтай  в условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы, наблюдаются тенденции к сокращению льгот по имущественным налогам (по налогу на имущество организаций в первую очередь), усиление контроля со стороны налоговых органов, на всех уровнях власти.

Налог на игорный бизнес регулируется главой 29 НК РФ и уточняется законодательством субъектов РФ. Так, законом Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 12 ноября 2003 года № 15-33 «О налоге на игорный бизнес на территории Республики Алтай» были установлены следующие налоговые ставки:

1) за один игровой стол – 85 000 рублей;

2) за один игровой автомат – 7 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы – 39 000 рублей.

Таким образом, только по одному объекту налогообложения (игровой автомат)  субъектом установлена налоговая ставка  в размере верхнего предела – 7500 рублей.

На сегодняшний день на территории Республики Алтай могут работать только букмекерские конторы и тотализаторы. Ведь в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с 1 июля 2009 года игорный бизнес в России может развиваться только в четырех специально отведенных для этого зонах, в число которых Республика Алтай не входит.

 В целом, по России  число букмекерских контор сокращается. Так, например, на начало 2006 года их было 26, на октябрь 2006 - 44, а на июль 2007 уже 13. На территории Республики Алтай букмекерских контор и касс тотализаторов практически нет. Доля налога на игорный бизнес в доходах республиканского бюджета крайне мала (0, 09%).

Если рассмотреть какую-то организацию в общем, проанализировав долю региональных налогов в общем объеме налогов организации, то возьмем для примера ГОУ СПО ГАЭК (Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Горно-Алтайский экономический колледж»).

Организация не является плательщиком налога на игорный бизнес, но уплачивает транспортный налог и налог на имущество организаций.

За 2009 год налог на имущество составил: в 1-м квартале – 83585 руб.; во 2-м квартале – 80278 руб.; в 3-м – 82186 руб.; в 4-м – 84014 руб. Всего за год налог на имущество составил 330063руб. (общая стоимость имущества 18202000руб.).

Транспортный налог уплачивается за два автотранспортных средства, Газель и Волгу: в 1-м квартале – 1917руб.; во 2-м – 1917руб.; в 3-м – 1917руб.; в 4-м – 1917руб. Итого 7668руб. за год.

Всего за 2009 год было заплачено налогов в размере 13268615руб., из них региональных в размере 337731руб. Следовательно, доля региональных налогов в общем объеме организации составила (337731руб.х100%):13268615=2,54%.

Можно сделать вывод, что доля региональных налогов данной организации в общем объеме налогов ГОУ СПО ГАЭК не очень большая, всего 2,54%.

2.3 Анализ структуры и динамики поступлений региональных налогов в бюджет Республики Алтай.

 

Бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Важнейшим качеством бюджетной системы страны с точки зрения как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства.

Но в нынешней российской ситуации явным фаворитом выступает  федеральный бюджет, к которому прикован основной политический и научный  интерес, в несколько меньшей  степени привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их взаимодействия с тем же федеральным бюджетом. И совсем "на обочине" общественного интереса оказываются местные бюджеты более чем 12 тыс. муниципальных образований.

В  доходную часть любого бюджета входят поступления от налогов и сборов. Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется показателями удельных весов:

    • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
    • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов (например, региональных) в общей сумме налоговых поступлений;
    • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

К налоговым доходам  региональных бюджетов относятся региональные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.  Причем некоторые региональные налоги изначально относились к федеральным налогам (например, налог на игорный бизнес). В качестве обоснования перевода имущественных налогов на территориальный уровень приводится такая причина, что имущество (в основном недвижимость) имеет четкую территориальную принадлежность, в связи с чем на уровне территорий значительно упрощается определение, какой бюджет имеет право на получение соответствующих налоговых доходов, усиливается результативность количественного учета объектов налога, повышается точность оценки налоговой базы, а также улучшается качество контроля над полнотой и своевременностью уплаты налога в бюджет.22

В действительности же причиной передачи имущественных налогов на нижестоящие уровни налоговой системы служит пониженная доходность этих налогов по сравнению с налогами с оборота и налогами на доход, поступающими в федеральный бюджет.

В условиях кризиса налоговая  политика претерпела значительные изменения. В результате реформ налоговое бремя  практически по всем налогам было снижено. И, как следствие, снижение налоговой базы в большинстве регионов привело к уменьшению поступлений во все уровни бюджетов.

Рассматривая законы об исполнении бюджетов Республики Алтай  за 2007 23, 2008 24 гг. и законы о бюджетах на 2009-2011 гг 25, следует отметить, что за последние 3 года наблюдается рост бюджетного дефицита. Такую ситуацию нельзя не расценивать как крайне неблагоприятную. Если анализировать динамику бюджетных дефицитов, то можно отметить в целом негативную тенденцию к увеличению бюджетного дефицита (в  2009 году увеличился на 27% по сравнению с 2007 годом). Однако налоговые доходы республиканского бюджета в 2009 году  выросли в 1,2   раза к доходам 2008 года, тогда как среднероссийские показатели и показатели в целом по Сибирскому Федеральному округу имели отрицательную динамику. Основными факторами роста собственных доходов бюджета стали присутствие на территории региона института социальных инвесторов, улучшение собираемости налогов, снижение недоимки, рост заработной платы. Доля налоговых поступлений от предприятий – социальных инвесторов в связи с их оттоком снижается с каждым годом и составляет 28% налоговых доходов консолидированного бюджета республики.

Рисунок 4 Структура доходов республиканского бюджета Республики Алтай  за 2007 – 2010 гг.

 

Рассматривая текущие изменения в структуре доходов республиканского бюджета за 2007 – 2010 гг. необходимо отметить, что происходит увеличение налоговых доходов и постепенное сокращение безвозмездных поступлений из федерального бюджета РФ. В целом же, основная масса доходов республиканского бюджета обеспечена безвозмездными поступлениями (в 2009 году - 79%, в 2010 году планируется сокращение – на 3,5%).

За истекший 2009 год в республиканский бюджет Республики Алтай поступило налогов в размере 1724804,8 тысяч рублей. Произошло увеличение поступлений налогов и сборов в бюджет субъекта на  3,1%  в 2009 году (по сравнению с 2008). В целом прослеживается следующая динамика роли региональных налогов в республиканском бюджете (табл.8):

 

Таблица - 8 Динамика и структура поступления региональных налогов в бюджет Республики Алтай

Вид доходов

2007 год

2008 год

2009 год

 

В тыс.руб

В %

В тыс. руб.

В %

В тыс. руб.

В %

Доходы  – всего

7858753

100

8536165,6

100

9200270,4

100

Налоговые доходы

1194060,5

15,2

1332657,1

15,6

1724804,8

18,7

В том числе:

           

региональные

137148

1,7

175663

2,05

170819

1,8

Из них:

           

Транспортный  налог

33764

0,42

48804

0,57

51141

0,55

Налог на имущество  организаций

86879

1,10

104157

1,22

110845

1,20

Налог на игорный  бизнес

16505

0,21

22 702

0,26

8833

0,09


 

Анализируя данные поступлений в республиканский бюджет Республики Алтай, можно отметить, что поступления по региональному налогу в 2009 году имели тенденцию к снижению. На долю региональных налогов приходится только 1,8% (рис. 5), из них основная часть приходится на долю налога на имущество организаций – 1,2%; почти в 2,5 раза меньше доля транспортного налога - 0,5%; а поступления по налогу на игорный бизнес в 5,5 раз меньше поступлений по транспортному налогу – 0,09%.

Рисунок -  5 Роль региональных налогов в формировании доходной части бюджета Республики Алтай в 2009 году

 

Более 40% (44338 тыс.рублей) поступления налога на имущество организаций в 2009 году в республиканский бюджет были обеспечены 8 (восемью) организациями, состоящими на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Алтай, в том числе:

  1. ООО Коммерческий Банк "Алтайэнергобанк".
  2. ООО "Нефтегазтехнология".
  3. ОКБ Зенит (ЗАО).
  4. АКБ "Ноосфера" (ЗАО).
  5. ООО "Строительная компания Альфа".
  6. ООО «Корина».
  7. ООО "Сибэнергомонтаж".
  8. Общество с ограниченной ответственностью "Союзторг".

По данным УФНС России по Республики Алтай в 2009 году в республиканский  бюджет поступило региональных налогов  на сумму 170819 тыс.рублей, что на 0,25% меньше по сравнению с 2008 годом.  Такое снижение поступлений от региональных налогов вызвано значительным сокращением поступлений по налогу на игорный бизнес.

 

Рисунок - 6 Доля региональных налогов в налоговых поступлениях бюджета Республики Алтай в 2009 году

 

Следует отметить, что  за последние три года  доля региональных налогов в формировании доходной части бюджета Республики Алтай существенно не менялась и оставалась на уровне 1,7 – 2,05%. Такой низкий процент поступлений связан с отменой некоторых региональных налогов (налог на недвижимость; налог с продаж).

На сегодняшний день особенностью большинства региональных бюджетов является высокая доля  федеральных налогов и сборов, передаваемых бюджетам более низкого уровня в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, при этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограничены. Указанный ниже рисунок 7 показывает, что на протяжении лет в Республике Алтай сложилась именно такая ситуация.

Информация о работе Региональные налоги и их роль в социальном и экономическом развитии Республики Алтай