Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:46, курсовая работа
Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени.
Введение
1 Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность и их классификация
1.3 методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением
2 Налоговые реформы
2.1 Налоговые реформы: классификация и этапы проведения
2.2 Особенности формирования налоговой системы в России
2.3 Проблемы завершения налоговой реформы в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования налоговой системы России
3.1 Налоговая реформа
3.2 Совершенствование деятельности налоговых органов
КУРСОВАЯ
ПРЕПОД. к.э.н. С.А. Хапилин.
Введение
1 Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность и их классификация
1.3 методы осуществления
налоговой политики и
2 Налоговые реформы
2.1 Налоговые реформы:
классификация и этапы
2.2 Особенности формирования налоговой системы в России
2.3 Проблемы завершения
налоговой реформы в
3. Пути совершенствования налоговой системы России
3.1 Налоговая реформа
3.2 Совершенствование
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, налоговую систему.
Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система.
Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В структуре всех
доходов бюджета государства
налоги составляют, по разным
оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения
как средства регулирования
Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.
Государство с помощью
налогов осуществляет воздействие
на экономическую систему страны,
получая соответствующую сумму
налоговых платежей и обеспечивая
те экономические эффекты, которые
обусловлены влиянием налогов: рост
объемов производства, увеличение капиталовложений,
рост нормы прибыли. Некоторые из
эффектов видны сразу, например, увеличение
акцизов на алкогольные напитки
приведет к увеличению цены и, при
наличии товаров-заменителей, к некоторому
снижению спроса. Другие эффекты проявляют
себя лишь в долгосрочном периоде, например,
доказано, что снижение налоговой
нагрузки на предприятие приведет к
увеличению налоговых поступлений
лишь через определенный промежуток
времени. Вместе с тем, помимо экономического
эффекта от воздействия налоговой
системы на хозяйствующие субъекты,
государство получает также и
иные результаты, прямой измеримый
эффект от которых отсутствует, но имеет
место решение социально-
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что необходимость экономического развития государства ставит на первый план совершенствование налоговой системы. Для современной России особо важное значение имеет построение налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Без грамотно функционирующей налоговой системы, как одного из элементов финансовой политики, невозможно развитие и процветание российского государства.
1 понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
Своими историческими истоками налоги уходят в древний мир, когда существовали такие из них, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие.
Налоги – исторически наиболее поздняя форма государственных доходов.
Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов.Очень быстро налог стал явлением обыденным.
Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что в нашем
Отечестве налоги в разных формах взимались с населения с самых древних
времен, т.е. с образования раннефеодального русского государства. Первые
сведения о дани (сборе налогов) содержатся в «Русской правде». В то время
русские князья брали оброк по числу лиц. Прямые налоги брались не только с жилья, но и с плуга, угодий и прочее.
Древнейшими косвенными налогами в Русском государстве были таможенные и питейные (кабацкие) сборы. До середины 17 в. основными были две категории пошлин: проезжие и торговые. Из проезжих главной являлась пошлина под названием «мыт». Она взималась за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, особенно на мостах и переправах через реки, были построены внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали «сухое мыто», а на судах – «водяное мыто». Сборщиков этой пошлины называли мытниками (мытчиками).
Иоанн III предпринял первые шаги по установлению правильного взимания налогов с населения, встретив главное препятствие – отсутствие переписи населения.
Началась первая генеральная перепись населения, вторую осуществил Иван IV, а третью – царь Михаил Федорович. Разумеется, установлению единых правил по сбору всевозможных налогов, формированию налоговой системы и политики способствовал процесс образования Русского централизованного государства во главе с политическим центром – Москвой. Централизация власти повлияла на радикальное улучшение государственного хозяйства и одновременно вызвала необходимость в создании особых финансовых органов.
В царствование Екатерины II Манифестом 1775 г. в Российской Империи было введено еще и Гильдейское налогообложение, которое предусматривало сбор с объявленного капитала. В то время существовало три гильдии для российского купечества, каждая из которых определялась уровнем капитала (первая – свыше 10 тыс. руб.; вторая – от 1 до 10 тыс. руб.; третья – от 500 до 1 тыс. руб.).
Фабриканты и заводчики не платили гильдейский налог, но с них брали особые сборы. Но если они производили торговлю продуктами своего производства, то платили гильдейскую подать, как все купцы.
Существенные изменения произошли в налоговой системе империи во время
буржуазных реформ 60 – 70-х гг. 19 в., проводимых императором Александром II. Именно тогда появились публикации о госбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892 г. министром финансов, приступил к реорганизации системы государственного обложения как составной части денежной реформы.
С конца 1892 г. было осуществлено повышение косвенных налогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачные изделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги. Так, в 1893 г. был понижен поземельный налог в европейской России, а в 1898 г. последовала отмена подушной подати в Сибири. С 1900 г. косвенные налоги
вновь повысились (спирт, водочные изделия, пивоварение, табак).
Прямые |
Косвенные | |
% |
% | |
Россия |
15,2 |
84,8 |
Франция |
29,4 |
70,6 |
Германия |
33,2 |
66,8 |
Австро-Венгрия |
32,8 |
67,2 |
Италия |
36 |
64 |
Англия |
41,1 |
58,9 |
Таблица 1
Особенностью налоговой системы царской России являлось преобладание
косвенного налога по сравнению с прямым. ( см.Таблица1).
В России поступления от косвенных налогов в 5,6 раза превышали прямые. В
таком виде система государственных доходов России действовала до 1917 года.
1.2 Налоги: определение, сущность и их классификация.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налогов и налоговой системы.
Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. В годы царствования императрицы Екатерины II была учреждена Экспедиция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась.
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный и
безвозмездный платеж, взимаемый государством (центральными и местными
органами власти, а федеративных государствах - членами федерации) с физических и юридических лиц.
Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод
мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных
отношений.
Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода -
выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой
производственных отношений, которые формируют их общественное содержание.
Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражает закономерности производства.
Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е.
представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую
государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет
одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они
становятся собственностью государства и используются для военно-политических
и социально-экономических мероприятий.
Функции налогов выявляют
их социально экономическую
содержание. Итак, основные функции налогов следующие: фискальная, регулирующая, контролирующая, социальная.
Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.