Совершенствование механизма налогового администрирования в России в условиях реализации налоговой реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени.

Содержание работы

Введение
1 Понятие налоговой политики и классификация налогов
1.1 Налоговая политика: исторический аспект
1.2 Налоги: определение, сущность и их классификация
1.3 методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением
2 Налоговые реформы
2.1 Налоговые реформы: классификация и этапы проведения
2.2 Особенности формирования налоговой системы в России
2.3 Проблемы завершения налоговой реформы в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования налоговой системы России
3.1 Налоговая реформа
3.2 Совершенствование деятельности налоговых органов

Файлы: 1 файл

11КУРСОВАЯ НАЛОГИ.docx

— 105.36 Кб (Скачать файл)

Регулирующая функция  направлена на регулирование финансово-хозяйственной  деятельности производителей товаров  и услуг через систему налоговых  платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных  для восстановления израсходованных  ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени  их вовлечения в производство в целях  достижения экономического роста. Эти  отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция  налогов проявляется не только в  сфере производства, но и через  платежеспособность физических лиц  - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме  того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются  перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог  взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции  налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая  часть населения нуждается в  социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция  налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Контрольная функция налогов создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную  функцию налогов было бы неверно  отождествлять с налоговым контролем, осуществляемым налоговыми и таможенными  органами, органами государственных  внебюджетных фондов. Задача перечисленных  ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

Функциональную емкость  системы налогообложения, принимаемой  законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень  практического использования налогового потенциала определяет роль налогов  в сложившейся экономической  и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются  в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

 

1.3 Методы осуществления  налоговой политики и управление  налогообложением.

 

Параметры налоговой системы  во многом зависят от проводимой государством

налоговой политики, под  которой понимается совокупность осуществляемых

государством мероприятий  направленных на обеспечение своевременной  и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить  ему необходимое финансирование.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически

целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое

выполнение предписаний  налоговых законов, а их совершенствование. и

Налоговую политику осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ,

Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей  компетенцией. Органом непосредственно  ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а  за ее выработку и осуществление  – Министерство РФ по налогам и  сборам. Налоговая политика проводится ими посредством методов: управления, информирования,

воспитания, консультирования, льготирования, контролирования, принуждения.

     Управление  заключается в организующей и  распорядительной деятельности

финансовых и налоговых  органов, которая нацелена на создание совершенной

системы налогообложения  и основывается на познании и использовании  объективных закономерностей ее развития.

     Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых  и налоговых органов по доведению  до налогоплательщиков информации  необходимой им для правильного  исполнения налоговых обязанностей.

     Воспитание  имеет своей целью привитие  налогоплательщикам осознанной

необходимости добросовестного  исполнения ими своих налоговых  обязанностей, и предполагает осуществление  просветительской работы по разъяснению  необходимости налогообложения  для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и  налоговыми органами лицам, ответственным  за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах  и сборах,  применение которых  на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и  сборы.

     Контролирование  представляет собой деятельность  налоговых органов с

использованием специальных  форм и методов по выявлению нарушений

законодательства о налогах  и сборах.

     Принуждение  есть деятельность налоговых  органов по принудительному

исполнению налоговых  обязанностей посредством применения в отношении

недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

     Управление  налогообложением осуществляется  органами государства,

непосредственно ответственными за проведение налоговой политики.

Так, Минфин России разрабатывает  совместно с МНС России и другими

федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой  политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы РФ.

Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального

аппарата МНС России созданы: Департамент налоговой политики и

совершенствования налогового законодательства, Административно-контрольный департамент, Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, Департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, Департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Налоговые реформы

2.2 Налоговые реформы: классификация и этапы проведения

 

Нет необходимости доказывать, что успешность перехода экономики  и общества к устойчивому развитию - доминирующая тенденция мирового развития в XXI в. - в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы - этого неотъемлемого атрибута меняющейся налоговой политики.

 

Целесообразно определить смысловую  нагрузку термина "налоговая реформа". Зачастую под налоговой реформой понимают проводимые изменения налоговой  системы страны, направленные на совершенствование  ее отдельных элементов. Но такая  трактовка вряд ли приемлема. Ведь изменение  отдельных элементов характеризует, скорее, текущий и постоянно реализуемый  процесс совершенствования налоговой  системы.

 

Процессы совершенствования  и реформирования налоговой системы  имеют характерные различия.

 

Во-первых, процесс совершенствования  непрерывен: сколько времени существуют налоговые системы разных стран, столько они и совершенствуются - в отличие от реформирования, являющегося дискретным процессом, занимающим определенный временной промежуток.

 

Во-вторых, совершенствование  предполагает изменение отдельных  элементов, в то время как отличительный  признак реформы - проведение принципиальных преобразований налоговой системы.

 

В-третьих, различаются движущие силы изменений. Налоговая реформа  проводится при пересмотре социально-экономической  политики государства и последующем  кардинальном пересмотре концепции  и стратегии налоговой политики, в то время как процесс совершенствования  налоговой системы реализуется  в контексте изменения тактики  налоговой политики. В связи с  этим более адекватным видится следующее  определение.

 

Налоговая реформа - ограниченный во времени комплексный процесс  кардинальных преобразований налоговой  системы (налоговых отношений) на основе масштабной перестройки действующей  системы налогообложения и изменения  механизма управления ею в целях  приведения ее в соответствие с новым  содержание государственной налоговой  политики.

 

Малоисследованной областью является проблема частоты налоговых  реформ. При каких изменениях социально-экономической  политики становится неизбежным проведение налоговых преобразовании? Ведь любые  преобразования - процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в  полной мере предвидеть. Ответ здесь  может быть дан только качественный, а не количественный.

 

При незначительных изменениях социально-экономической политики можно обойтись текущим совершенствованием налоговой системы, в то время  как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неизбежно порождать новую налоговую политику, а соответственно и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное её соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.

 

 

Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные  преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально  новой налоговой системы. К таким  преобразованиям вряд ли можно причислить налоговую реформу. В частности, большинство стран бывшего социалистического  содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а  формировали принципиально новые  налоговые системы, а реформировать  они их стали позже.

 

Таким образом, основными  признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность. А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства.

 

История налогообложения  знает достаточное количество налоговых  реформ, всю совокупность которых  В. Г. Пансков предложил классифицировать по трем основным признакам: по содержанию, целям проведения и продолжительности.

 

1. Классификация налоговых  реформ по содержанию. По этому  признаку реформы подразделяются  на системные и структурные.

 

При системной налоговой  реформе проводится масштабное преобразование концептуальных и методологических положений всей системы налогообложения. В результате, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение  прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы  и т.д.

 

Структурная налоговая реформа  в наиболее общем виде представляет собой изменения налогообложения, преимущественно связанные со структурой налогов и организацией налогового администрирования. Эти налоговые  преобразования призваны обеспечить прежде всего принципиальные изменения по определению базы налогообложения, установлению налоговых ставок, кардинальной перестройке механизма предоставления налоговых льгот и т.д.

 

2. Классификация налоговых  реформ но целям проведения. В зависимости от объема поставленных целей налоговые реформы подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.

 

При проведении ограниченно  целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой  установки по изменению отдельных  параметров функционирования налоговой  системы. Результатом такой реформы  становится изменение характера  проявления основных функций налогов, как правило, стимулирующего характера  в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и  т.д.

Информация о работе Совершенствование механизма налогового администрирования в России в условиях реализации налоговой реформы